Алиев Саид Зохрабович, учитель истории, Жангалинская СОШ, Республика Казахстан, Западно-Казахстанская область, Жангалинский район, поселок Жангала
Казахстанская модель образования на сегодняшний день интегрировалась с международной системой образования, строит совместно планы всех программ развития школьников в социокультурной среде. Мы должны готовить школьников к жизни и быть конкурентоспособными в 21 веке. Обновление системы образования и ее содержания сегодня в Казахстане идет полным ходом. Процесс этот сопровождается коренными изменениями в педагогической теории и практике. Для учителя, который работает в классе по обновленной программе, стоит задача в изменении своего подхода в преподавании и оценивании. Для чего я взял тему «Ментальные карты» для моего исследования в действии? Я не раз задумывался над этим вопросом и каждый раз убеждался в том, что для повышения активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и оптимизация учебного процесса необходимо найти те эффективные стратегии, которые дали бы качественный результат усвоения учебного материала.
Для того, чтобы хорошо знать метапознавтельные способности учащихся в процессе обучения, учитель должен вести наблюдения в классе и и дать возможность учащимся , самим выбрать стратегии для дальнейшего обучения. В течении своей практики преподавания ,я столкнулся с тем, что мне не раз приходился обращаться к учащимся с вопросом: а что вы хотите использовать на уроке, чтобы хорошо усвоить новую тему? Учащиеся с радостью отвечают что хотели бы поработать с той или иной стратегии.
В течении беседы я выяснил о предпочтений учащихся именно в составлении ментальных карт. Я думаю, что выбор учащихся хорош тем, что в условиях развития функциональной грамотности и обновленного содержания среднего образования в нашей республике, поможет им развить метакогнитивное мышление и аналитическую способность каждого учащегося. Их выбор очевиден тем, что при изучении новой темы, упор ставится на составлении целостной картины и систематизации ключевых идей темы. Во- первых, при составлении ментальных карт в классе устанавливается диалог и коллаборация, во- вторых , наблюдается заметный рост учащихся в процессе обучения, в- третьих, качественное усвоение новой темы, в четвертых, происходит взаимооценивание учащихся.
Итак, что такое ментальные карты? Давайте обратимся к источникам: «Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи» [1.]
Как мы видно, ментальные карты связаны с мышлением и помогают учащимся делать записи и фиксировать свои знания, чтобы цементировать их. На каждом уроке вырабатывается техника и творческий подход при составления ментальных карт.
А как же появилась идея карты мышления?
«Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить себя, что именно способствует запоминанию» [ 2]
Для того, чтобы правильно создавать ментальные карты и служили они в будущем для повторения темы, нужнопридерживаться определенных правил, которые предлагают авторы ментальных карт:
Постепенно вы разовьете свой личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того, чтобы почувствовать дух этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо придерживаться следующих правил.
1. Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.
2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
3. Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище.
4. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче.
5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.
6. Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.
7. Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков :)
8. Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы — А3.
9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
10. Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать. [1.]
На уроках истории и основы права важно чтобы учащиеся смогли установить связь событии и решения всех вопросов в одно целое. Это расширит их диапазон знания и проанализировать всю картину изучаемой темы. Учащиеся говорят что,им нравится разбирать тему на основе ментальных карт на уроках истории. Это позволяет им глубже и тщательно работать с текстом и вызывает интерес в процессе всего занятия. Кроме того, в ходе обратной связи, отмечают,что им легче запоминать даты,события и исторических личностей, но самое главное они понимают сущность и идею нового материала.
Если говорить о тайменджменте,то это зависит от оперативности и сложности самой работы при составлении ментальных карт. На своих уроках, я провожу три вида работы по данной стратегии:
1. Групповая
2. Парная
3. Классная, то есть учащиеся составляют всем классом, одну ментальную карту на доске или на флипчарте. Замечу, что третий вид предполагает включенность всего коллектива в процесс составления и генерируют идеи для создания общего видения новой темы. Этот процесс происходит в ходе диалога между учащимся в котором и вырастает общая карта мышления. И еще я бы порекомендовал коллегам и следующие работы с ментальными картами такие как:
* После чтения текста новой темы;
* В качестве повторения пройденной темы;
* Проведении зачетов;
* Работа над научными проектами;
* Работа с историческими документами.
Я бы отметил колоссальные возможности этой работы. Все зависит от самого учителя с его творческим подходом к своему уроку. Конечно же, не на всех уроках приемлема эта стратегия, но время от времени составление ментальных карт, учителю помогает разнообразить свой урок и их сделать неповторимым.
В конце хотелось бы сказать, что мы готовим учащихся к мобильности и навыкам получения качественной информации. И мы должны обучать их так, чтобы они стали конкурентоспособными в быстроменяющимся мире. Именно ментальные карты помогут им овладеть навыками,которые станут необходимыми во всех жизненных ситуации и на работе.
Использованный Интернет-источник:
1.https://kolesnik.ru/2005/mindmapping/
2. Сайт Тони Бьюзена: Buzan Centre