Лаптева Наталья Борисовна, учитель начальных классов, КГУ "Средняя школа им. Ы. Алтынсарина", Республика Казахстан, Алматинская область, Карасайский район, ст.Жибек Жолы
Из опыта проведения Lesson Study в школе
Опыт проведения Lesson Study в школе
Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобрели характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, профессиональная мобильность становятся основой прогресса.
В образовательной системе Республики Казахстан происходят большие перемены с внедрением Программы обновления содержания образования. Учителю в таких условиях необходимо быть умелым практиком, исследователем, наблюдателем, ломая устаревшие стереотипы традиционного образования. Каждый из нас учителей ищет ответы на вопросы: «Как учить детей, как мотивировать учащихся к получению знаний, как преодолеть трудности в обучении?»
Решением данных проблемных вопросов было использование в школьную практику преподавания подхода Lesson Study. История данного педагогического подхода, основанного в Японии, известна в казахстанских школах. Он направлен на совершенствование знаний в области учительской практики.
Отличительная сторона Lesson Study заключается в том, что:
Для проведения данного исследования Администрацией нашей школы были выбраны уроки литературного чтения. Была создана команда учителей начальных классов. Члены команды посетили коучинг «Lesson Study в школе», ознакомились с методическим руководством Пита Дадли, почетного генерального секретаря мировой Ассоциации и материалами Интернет-ресурсов. Среди членов команды были распределены роли: модератора, учителя, который ведет урок, наблюдателей за фокусом учащихся АВС, секретаря и оператора. Для исследования был выбран 2 «М» класс, составлен план проведения процесса Lesson Study, график проведения уроков.
Команда учителей, проанализировав результаты проведения анкетирования, бесед с учащимися и их родителями, наблюдения учителя-предметника, сделала следующие выводы: низкая мотивация к предмету вызвана из-за барьеров в речи учащихся, неумения высказать свои мысли, углубленно работать с контекстом, умения вести диалог, ставить определенные вопросы к тесту,слабый словарный запас.
Как повысить интерес к урокам, как пробудить желание учащихся к получению знаний? Решением данных вопросов, при совместном обсуждении группой учителей, стало применение на уроках литературы приемов и стратегий критического мышления.
Таким образом, была определена основная тема исследования Lesson Study «Как, используя приемы и стратегии критического мышления, развить речевую деятельность учащихся?»
Цель, направленная на действия команды учителей: улучшить навыки планирования и обсуждения трех уроков, уметь наблюдать за действиями учащихся АВС, решить проблемы в обучении исследуемого класса на основе рефлексии и сбора данных.
Цель, связанная с действиями учащихся: развить речевую деятельность учащихся, используя эффективные приемы и стратегии критического мышления.
Дальнейшая работа команды учителей была построена по алгоритму:
Таблица структурирования трех исследовательских уроков с использованием приемов критического мышления
Этапы урока |
Lesson Study 1 |
Lesson Study 2 |
Lesson Study 3 |
|
Тема урока «С. Сейфулин «Ақсақ киік», А. Қоныратбаев «Киіктің айласы» |
Тема урока «Ы. Алтынсарин «Баланың айласы» |
Тема урока «Ы. Алтынсарин «Малды пайдаға жарату» |
|
Цель: прочитать и проанализировать произведение; составить вопросы низкого порядка; передать содержание текста через рисунок, пятистишье. |
Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя; изучить данное произведение; дисскусируя, выразить собственное мнение. |
Цель: прочитать текст, определить основную мысль; составить вопросы высокого порядка, распределить рисунки по сюжету, инсценировать эпизод произведения, демонстрируя свои знания. |
Начало урока |
Тренинг «Круг радости» Деление на группы |
Тренинг «Дарю улыбку» Деление на группы |
Тренинг «Я в тебя верю» Деление на группы |
Середина урока |
Чтение текста по цепочке; Словарная работа; Составление вопросов низкого порядка; «Круглый стол»; Рисунки по содержанию текста; Составление синквейна; Оценивание «Светофор» |
«Паутина» - проверка домашнего задания; Чтение текста «Стоп-кадр»- прогноз,что будет дальше; Дисскусия «Что такое хорошо, что такое плохо» Оценивание «Две звезды, одно пожелание» |
«Эскимо» - проверка домашнего задания; Составление вопросов высокого порядка; Распределение рисунков по сюжету «Ассоциация» Инсценирование эпизода произведения; Оценивание «Большой палец» |
Конец урока |
Рефлексия «Яблоневое дерево»: по цвету яблок передать свое настроение на уроке |
Рефлексия «Лестница успеха»
|
Рефлексия «Смайлики» выразить отношение к уроку
|
После каждого исследовательского урока, команда учителей проводила совместное обсуждение, выявляя успешные моменты урока и то, что нужно улучшить. Наблюдатели оценивали эффективность использования методов и стратегий для учащихся АВС, проводя опросы по окончанию уроков. Каждое мнение учащегося было ценно при составлении последующего урока.
Использование тренингов в начале уроков создавало атмосферу позитивного настроя. Каждым уроком дети ждали чего-то необычного и уже не обращали внимание на посторонних учителей, а наоборот увлеченно говорили друг другу комплименты, выражая радость и хорошее настроение. Работая в группах, старались помогать друг другу, слушая мнение каждого, оценивая собственные достижения.
Ученик А: активный мальчик, хорошо владеющий разговорной речью, знающий теоретический материал, умело показывающий свои знания на каждом уроке. Увлеченно работал, с интересом выполняя каждое задание, помогал отстающим в группе.
Ученица В: имеет предметные знания, выразительно читает, умеет работать с текстом. Если на первом уроке показывала неуверенность, сдержанность, то на последующих уроках стала яснее выражать мысли, обосновывая, аргументируя ответы.
Ученица С: стеснительная девочка, на вопросы отвечает неуверенно, на уроке не принимает участие. Но постепенно раскрылась, на третьем уроке отлично прочитала стихотворение, заинтересованно работала в группе, высказала свое мнение о том, что раньше боялась отвечать, а теперь не страшно, есть поддержка группы.
При составлении структуры урока команда учителей, тщательно выбирала именно тот метод преподавания, который бы содействовал решению проблемной темы Lesson Study. Использование таких приемов и стратегий критического мышления, как тренинги, «Чтение с остановками», «Паутина», «Круглый стол», «Дисскусия», «Ассоциация», составление вопросов; применение разных способов оценивания, рефлексии; ИКТ способствовали развитию творческих способностей, нацеливали учащихся на отслеживание собственных знаний, умение высказывать мысли, аргументировать ответы, создавать высказывание на основе информационного текста. Разные виды деятельности содействовали успешному выполнению критериев урока, повысили интерес учащихся к чтению.
Внедрение подхода Lesson Study в практику обучения и преподавания в нашей школе было успешно реализовано. Дети с большим удовольствием приходили на уроки. Цели, направленные на действия учителей и учащихся показали свои результаты на основе анализа и сбора данных исследуемого класса и содействовали решению проблемной темы «Как, используя приемы и стратегии критического мышления, развить речевую деятельность учащихся?»
Встретились и трудности:
У учащихся: несоблюдение временных рамок заданий, умение оценивать.
У команды учителей: загруженность, нерациональное использование времени, выбор эффективных методов преподавания.
Пути решения:
Для учащихся: на последующих уроках продолжать применять разные способы оценивания, научить умению высказывать аргументированные ответы.
Для учителей: соблюдение тайм-мененджмента, изучение методической литературы, совершенствование профессионального мастерства.
В заключении хочется сказать, что проведение исследовательских уроков мобилизовало команду учителей, способствовало развитию профессиональных навыков, обмену опыта. У нас сложились доверительные отношения, научились работать в команде, где каждый несет ответственность за результат. Главное – научить детей учиться!