Женихова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы, Невская Средняя школа, Казахстан, Акмолинская область, район Биржан сал, село Тасшалкар
Воспитание – это целенаправленное управление
процессом развития личности
Х.И.Лийметс.
В концепции модернизации казахстанского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи.
В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов, увеличение числа малообеспеченных семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Все это делает очевидной необходимость повышения статуса воспитательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающихся развитием детей, – школы. Школа должна выбрать и передать тот опыт социального взаимодействия, который позволит учащимся успешно адаптироваться и самореализоваться в условиях постоянно меняющегося социального пространства. Ни одна профессиональная деятельность не существует без наличия осмысленной и сформированной цели.
Вся воспитательная работа строится на принципах, заложенных в Уставе образовательного учреждения, на основе ценностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью выпускника школы, руководствуясь Законами РК «Об образовании».
Воспитательная работа нашей школы стремится к созданию новой современной школы, которая сегодня уже является территорией социального партнёрства учителей, учеников, родителей и общественности.
Интерес учащихся заставляет нас действовать в определенном направлении, выступает в качестве мотива деятельности. В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов к организации воспитательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков, исследовательской и творческой деятельности.
Управление воспитательной работой осуществляется на трех уровнях:
- в начальных классах;
- в средних и старших классах;
- работа во взаимодействиях с родителями и общественностью.
Главные направления работы: «Толерантность - основа существования современного мира», «Воспитание патриотизма и гражданственности», «Развития социального добровольчества», «Семейная политика», «Здоровье и образование».
Воспитательная система школы организована таким образом, что виды воспитательной и учебной деятельности взаимно дополняют друг друга на основе смежности либо на основе взаимного углубления и продолжения. Взаимная дополняемость этих видов деятельности образует единство, которое является условием и движущей силой развития познавательных процессов у учащихся. Школа неразрывно связана с сетью других общественных организаций и учреждений, что способствует интеграции воспитательных воздействий и позволяет разнообразить деятельность учащихся. Важной частью воспитательной системы является формирование и укрепление традиций. Результатом функционирования воспитательной системы в нашей школе является снижение негативного влияния социума на личность ученика и увеличение возможностей для многостороннего развития личности. Отсюда главные функции воспитательной деятельности, направленные на гуманизацию пространства детства – помощь ребенку и его поддержка. Основой гуманистической педагогики является отношение к ребенку как к человеку, которому свойственны как хорошие, так и плохие черты, принимая его таким, какой он есть. Отсюда задача педагога – строить свою деятельность, развивая в ребенке его лучшие черты и ослабляя, ограничивая его отрицательные.
В соответствии с Законом «Об образовании» воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. На выполнение этих задач нацелена система воспитательной работы школы.
Определяя приоритеты своей деятельности на должности заместителя директора по воспитательной работе, исхожу из понимания образовательного процесса как организованной деятельности педагогов, обучающихся и родителей по достижению оптимальных результатов обучения для каждого ученика, а также целей и задач современной образовательной политики государства по воспитанию подрастающего поколения.
В своей работе ставлю перед собой следующие цели и задачи:
- цель: создание единого воспитательного пространства, обеспечивающего достижение инновационных результатов.
- задачи:
1) Создание системы повышения профессионального и методического уровня педагогов, классных руководителей по вопросам воспитательной деятельности.
2) Создание единого образовательного и воспитательного пространства школы, отвечающего современным требованиям к воспитанию подрастающего поколения.
3)Развитие системы поддержки талантливых детей.
4) Сохранение и укрепление здоровья школьников.
5) Повышение уровня вовлеченности родителей в учебную и внеучебную жизнедеятельность школы.
Создание системы повышения профессионального и
методического уровня педагогов
Среди многочисленных функциональных обязанностей заместителя директора по ВР немаловажное значение имеет организация методической помощи классным руководителям. Исходя из полученных данных, планирую работу: с одними педагогами – индивидуально, с другими – в микрогруппах. Некоторые вопросы выносятся на заседания методического объединения классных руководителей, руководителем которого я являюсь. Также тематика заседаний методического объединения классных руководителей определяется, исходя из проблем, выявленных в ходе анализа воспитательной работы школы. Учителя делятся своим опытом работы на МО классных руководителей, на тематических педсоветах по вопросам воспитательной работы, проводят общешкольные внеклассные мероприятия, открытые классные часы.
Особое внимание в работе уделяется организации контроля над деятельностью педколлектива, направленного на создание системы воспитательной работы. Эта работа ведётся с целью сбора информации о ходе реализации воспитательных задач, координации и коррекции деятельности, анализа достижения цели и задач. Контроль осуществляется в ходе следующих мероприятий:
-проверка документации у руководителей кружков и классных руководителей;
-посещение классных часов;
-посещение кружков;
-посещение родительских собраний;
-индивидуальные беседы с учителями;
-посещение уроков;
-посещение внеклассных мероприятий и др.
Создание единого образовательного и воспитательного
пространства школы
Воспитательная проблема школы «Воспитание творчески развитой, социально ориентированной личности, способной строить жизнь достойного человека, а также раскрытие, развитие и реализация интеллектуальных и духовных свойств личности», поэтому приоритетным направлением в моей педагогической деятельности является использование технологий личностно-ориентированного воспитания, самоуправление, использование ИКТ, КТД, игровых и других форм работы.
В помощь классным руководителям для работы с детьми и родителями оформляю методические рекомендации, папки, тематические стенды, провожу индивидуальные и групповые консультации как с молодыми специалистами, так и со стажистами.
Одним из показателей результативности методической работы является участие педагогов и обучающихся в школьных, районных и республиканских методических и творческих конкурсах, неоднократно занимающих призовые места.
Определены основные направления воспитательной деятельности школы.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина.
Формирование у обучающихся высокого патриотического сознания реализуется через систему мероприятий и во внеурочной деятельности:
Забота о здоровье детей, пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся и родителей - приоритетное направление работы всего педагогического коллектива. Формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся реализуется через участие детей в общешкольных и районных спортивных соревнованиях: турниры по шахматам, теннису, волейболу, футболу и др.
Организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Внеурочная деятельность обучающихся реализуется через оптимизационную модель – участие в работе кружков. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники школы, обучающиеся, родители.
Развитие ученического коллектива
Большое значение отводится развитию детского самоуправления. Смысл ученического самоуправления заключается в обучении детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. В школе созданы две детские организации: «Жас қыран» (2-5 классы) и «Жас ұлан» (6-11 классы).
В школе и каждом классе составляется план работы школьного самоуправления на год. Ученическое самоуправление организует соревнование между классами, совместно с учителями проводит много интересных воспитательных мероприятий, направленных на развитие и сплочение детского коллектива: День знаний, День учителя, осенние и новогодние праздники, выборы президента школы, выпускной бал, разнообразные Акции, Операции, Рейды.
Развитие системы поддержки талантливых детей
Педагогический коллектив школы поддерживает общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений талантливых ребят. В своей деятельности наш коллектив старается расширить систему олимпиад (участие в онлайн-олимпиадах), конкурсов, практику дополнительного образования. С каждым годом увеличивается количество участников конкурсов, получение призовых мест в районных и Республиканских конкурсах.
Повышение уровня вовлеченности родителей
в учебную и внеурочную жизнедеятельность школы
Одним из основных направлений работы коллектива является организация взаимодействия с родителями, которое осуществляется через общешкольные родительские собрания, конференции, совет профилактики, заседания родительского комитета, совместные КТД: «День Знаний», «День матери», «8 марта», «День Защитника Отечества» и т.д. Традиционным стал у нас праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», круглые столы и диспуты на правовую тематику.
Итоги воспитательной работы: