ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Программа личностного определения подростков "Развитие лидерских качеств и эмоционального интеллекта"

20 декабря 2020 г.

Сагандыкова Айгерим Сабитовна, педагог-психолог, КГУ "Рассветская СШ", Казахстан, Северо-Казахстанская область, Кызылжарский район, село Рассвет

Программа личностного определения подростков "Развитие лидерских качеств и эмоционального интеллекта"

Программа личностного определения подростков "Развитие лидерских качеств и эмоционального интеллекта"

 

Цель программы -  помочь участнику определить свои желания и пути их достижения, через определение своих сильных сторон и своей уникальности, практическая возможность их применения.

 Программа личностного определения знакомит молодых людей с понятием «Планирование будущего»:

1. Как и для чего, выставлять цели и как их достигать;

2. Как планировать свой успех;

3. Что такое эффективные коммуникаций;

4. Эффективное мышление;

5. Осознанность.

На занятиях участники научатся справляться со сложностями, неудачами, ограничивающими убеждениями, которые препятствуют эффективной самореализации.

Обучение проходит в форме группового тренинга (теоретическая часть + практические занятия с активным участием). Тренинговый формат позволяет тренировать полученные навыки на смоделированных ситуациях и в играх, упражнениях.

Тренинг развития коммуникативных и лидерских качеств подростков "Я – лидер"

Лидерство — желанная цель для многих. Лидера уважают, прислушиваются 
к его замечаниям и советам, пытаются ему подражать и дружить с ним.

Пояснительная записка

Современное общество требует от человека наличия таких качеств, как решительность и целеустремленность, которые в совокупности с другими навыками формируют в человеке лидера. Общество требует от своих граждан наличие “активной гражданской позиции”, что подразумевает в числе прочих наличие своего мнения и умения отстаивать его; решимость в достижении намеченных целей, стремление вперед. Наличие такой позиции у человека есть проявление “лидерских” качеств личности.

Секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Детям нравиться быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха. Наша задача показать детям, что каждый может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Главное определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достижения успеха. В подростковом возрасте у человека появляется потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества.

Подростковый возраст чрезвычайно важный период в становлении личности. В этот период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения.

Развитие лидерских качеств у подростков ярко выражено: уже в школе видно, кто из детей раскрывает свой внутренний потенциал или хотя бы пытается, а кто и вовсе не видит в этом необходимости. Хорошо, если ребенок стремится быть лидером, быть первым в своей компании. Данная программа тренинговых занятий разработана для воспитания ответственных, инициативных, творческих, целеустремленных лидеров. Программа ориентирована на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Курс занятий сможет помочь подросткам более полно и объективно осознавать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.

Цель: создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в коррекционно-практические занятия.

Задачи:

1.Развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми;

2.Развитие активной социально-психологической позиции участников тренинга;

3.Сплочение группы;

4.выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала;

5.создать благоприятные условия для выявления и реализации ребенком лидерского потенциала;

6.организовать занятия по овладению подростками знаниями, методиками и формами развития собственного лидерского и организаторского потенциала; 

7.определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации лидерского потенциала.

Целевая группа: дети школьного возраста (12 –16 лет).

Необходимый материал: спички, свечка, карандаши, фломастеры, бумага, ватман, карточки с эмоциями. 

Продолжительность тренинга: 5 дней, 5 занятий по 1,5 часа каждое , по субботам. Количество человек в группе: 10-15.

Занятие 1. Лидер – кто он?

Цель: знакомство, создание атмосферы доверия и взаимопонимания; побуждение интереса к занятиям; актуализация знаний о лидерстве, развитие коммуникативных способностей.

Материал: карточки с эмоциями, игрушки смайликов на пружинах.

1. Знакомство. 

Каждый участник рассказывает о себе, пока играет определённая мелодия, или ориентируясь на песочные часы ( регламент).

- Имя. Кто по знаку зодиака?

- Любимое время года, блюдо, хобби?

- Какое качество своего характера вы считаете наиболее ценным?

Вопросы для игры на знакомство.

1.Расскажи о своем домашнем животном, если оно у тебя есть. 
2.Какой школьный предмет тебе больше всего не нравится?
3.Какую интересную книгу ты прочел за последнее время?
4.Ты умеешь ездить на велосипеде? 
5.Что ты любишь делать в воскресенье?
6.Ты знаешь, когда день рождения у твоего соседа справа?
7. Если бы ты  нашел кошелек с деньгами, как бы ты с ним поступил?
8. Попроси кого-нибудь из друзей станцевать, спеть песню или рассказать стих.
9. Покажи жестами слово, которое тебе скажет на ушко твой сосед слева, а все должны угадать.
10.Назови одну из своих плохих привычек.
11.Мое любимое занятие – это … 
12.Назови 5 предметов в этой комнате на букву «к».
13.Расскажи о самой последней твоей поездке куда-либо.
14. Сколько будет 7х8 ?
15. Какие вещи ты любишь прятать от других в укромном месте?
16. В какие игры ты любишь играть?
17. Ты боишься темноты?
18. Как ты встретил Новый год?
19. Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?
20. Если бы тебе удалось сесть на машину времени,  в какое время ты бы хотел отправиться? 
21. Как ты помогаешь маме по дому?
22. Веришь ли ты в Деда Мороза? Почему?
23. Будешь ли ты драться за последний пирожок в столовой, если очень голоден?
24. Рвал ли ты когда-нибудь цветы на клумбе?
25. Назови свой любимый мультфильм.

2. Снежный ком.

Участник называет свое имя и свое качество на первую букву имени. Следующий участник повторяет предыдущего и называет свое имя и качество. Последний участник должен повторить имена и качества всех участников.

3. Принятие правил работы в группе:
- Доверительный стиль общения
- Общение по принципу “Здесь и сейчас”.
- Персонификация высказывания “от собственного имени”.
- Недопустимость оценок в адрес другого.
- Активное участие во всех упражнениях.
- Уважение к говорящему, принцип активного слушания.
Обсуждение правил и принятие их на время тренинга.

4. Дискуссия “Кто такой лидер”. 
Лидер это авторитетный человек, которому доверяют в коллективе, с мнением которого считаются и позволяют принимать решения за весь коллектив. Лидера никто не назначает, не выбирает, он появляется в ходе развития отношений в коллективе. Лидер принимает решения, ведет за собой весь коллектив, чувствует настроение окружающих, участвует в решении конфликтов, несет большую ответственность за свои поступки, чем другие люди в коллективе. Коллектив доверяет ему. Быть лидером нелегко, почему же у некоторых это получается само собой? Можно ли добиться признания и повести за собой весь класс? 

Давайте по-рассуждаем, как стать лидером в коллективе, а для начала выясним, как вы понимаете, кто такой лидер (ответы уч-ся). В психологии принято различать следующие типы лидеров..

1. Эмоциональный лидер – умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе;

2. Лидер-критик – умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны;

3. Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные позитивные идеи;

4. Лидер-организатор – умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками;

5. Лидер-исполнитель – умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности;

Все это требует наличие определенных качеств, включая смелость, представительность, умение не отклоняться от поставленной цели, понятливость, энергичность, аналитические способности, уверенность в собственные силы, организаторские способности, сильная воля.

5. Упражнение “Передать одним словом” 

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово “Здравствуйте” с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок “уронили мишку на пол”.

Список эмоций

1. Радость.

2.Удивление.

3.Сожаление.

4. Разочарование.

5. Подозрительность.

6. Грусть.

7. Веселье.

8. Холодное равнодушие.

9. Спокойствие.

10. Заинтересованность.

11. Уверенность.

12. Желание помочь.

13. Усталость.

14. Волнение.

15. Энтузиазм.

16. Рефлексия: 

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Помимо общения словами, есть не вербальное общение.

Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

6. Упражнение “Всеобщее внимание” 

Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Рефлексия: (5 минут)

Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?

7. Упражнение «ВОЗДУШНЫЙ

Цели упражнения:

1.Развитие лидерских качеств у участников тренинга, умения брать на себя ответственность и принимать решения в сложных ситуациях

2. Развитие коммуникативных навыков участников, умения договариваться. 

3.Отработка умения работать в режиме «цивилизованного лидерства», отработка взаимодействия в команде, где все - лидеры, отработка навыка делегирования лидерства.

4. Примечание: в зависимости от тематики проводимого тренинга может быть сделан более сильный акцент на одной или нескольких из этих целей.

Задачи: Развитие лидерских качеств участников тренинга, развитие коммуникативных навыков, умения договариваться

На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

Благодаря своей захватывающей легенде упражнение сильно вовлекает участников тренинга, повышает тонус и энергетику группы, повышает мотивацию участников тренинга на обучение. А легенда упражнения «Воздушный шар» такова:

Ведущий просит участников тренинга представить, что они отправляются на воздушном шаре в прекрасное путешествие. И вот они летят над океаном и до ближайшего участка земли  не менее 500 км...
И вдруг происходит непредвиденное: на шар нападает орел, кто-то стреляет в орла и в шаре образуется отверстие, через которое выходит газ. Шар начинает снижаться! Все мешки с балластом сброшены в воду, на некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. И шар снова падает с очень большой скоростью.
Весь экипаж собрался вместе, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Участникам предоставляется список предметов, которые остались в воздушном шаре и их задача: принять коллективное решение, что и в какой последовательности они будут выбрасываться. А в списке есть и консервы, и аптечка, и канат, и ружье, и даже чья-то любимая собака…

Легенда упражнения действительно захватывает и повышает активность участников.

6. Завершающий этап.

Шеринг. 

В кругу все взялись за руки и хором сказали «Спасибо всем» и «спасибо мне» за участие в тренинге.

Занятие 2. Чемодан лидера.
Цель: развитие коммуникативных и организаторских качеств; создание атмосферы доверия; развитие .
Материал: текст прогноза погоды.

Упражнение «Колесо жизненного баланса» (модификация)

Оценка основных 8 сфер жизни подростка, затем ту же самую методику применить к школьному обучению.
1. Нетрадиционное приветствие.
Хаотично передвигаясь по комнате, участники при встрече с кем либо приветствуют его следующим образом:

1. Кивком головы;

2. Улыбкой;

3. Глазами;

4. Рукопожатием;

5. Прикосновением плечом к плечу;

6. Прикосновением спины к спине;

7. Прикосновением коленки к коленке.

2. Упражнение на знакомство « Кто Я»

Материалы: листы А4, фломастеры.

Оптимальное количество участников: 5–12 человек.

Оптимальное время: 25–30 минут.
Цель: знакомство участников, актуализация навыка самовыражения.
Описание: каждому участнику раздайте лист А4 и фломастер (или ручку). Дайте 5–7 минут на то, чтобы участники написали на листе бумаги ответ на вопрос “Кто я?”. Акцентируйте внимание аудитории, что необходимо ответить именно на поставленный вопрос. “Какой я” — это уже совсем другое дело. Например:

1. я — Анна

2. я — любитель книг

3. я — солнце

4. я — спортсмен

и так далее.

После того, как все будут готовы, предложить подросткам представиться. Участники по очереди встают и рассказывают, кем они являются. Если ответ не понятен, остальные люди могут попросить объяснить, что имел ввиду выступающий. На каждого человека отводится 1–2 минуты, в зависимости от количества участвующих в тренинге.
Обсуждение:
Почему выбрали именно такое представление?
После того, как прослушали остальных, хотели бы выбрать другое?
Кто из участников больше запомнился? Почему?
3. Чемодан лидера.
Упражнение 1. Прочитайте любой текст, хотя бы прогноз погоды, шепотом, с максимальной громкостью, как будто вы замерзли, как будто во рту горячая каша.
“А знаете ли вы, что у индейцев есть поверье, что медведи являются человеческой расой. И свои убеждения они подтверждают тем, что у них по пять пальцев на лапах, все представители их рода имеют общие характерные особенности, а также медведи   могут ходить и бегать на двух лапах и у них портятся зубы от сладкого, как и у человека ”.
Упражнение 2. То же самое, в сочетании со всем перечисленным, но как бы прочитал инопланетянин, человек, только что научившийся говорить, робот, пятилетний ребенок; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны объяснить, как важно стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности не будет.
Упражнение 3. Посидите на стуле так, как сидят председатель Верховной Рады , пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Король на троне , преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.
Упражнение 4. Изобразите, как ходит младенец, лев, артист балета, французский король, индейский вождь.
Упражнение 5. Улыбнитесь, как улыбаются очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, влюбленный юноша своей девушке, волк зайцу.
Упражнение 6. Нахмурьтесь, как президент Америки , ребенок, у которого отняли игрушку, Наполеон, человек, желающий скрыть улыбку, рассерженный попугай.

4. Упражнение “Без командира”.
Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.
В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.
Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!
- Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.
Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:
- в колонну по росту
- в два круга
- в треугольник
- в шеренгу по росту
- в четыре колонны с одинаковым количеством участников
- в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос
В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.
Обсуждение. Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?   Кто из вас лидер по натуре?
Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?
Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?
Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

5. Упражнение "Мой день рождения через 10 лет

Ведущий предлагает расположиться поудобнее.

Вы можете слышать мой голос и закрыть глаза. Глубоко вздохните: почувствуйте, как прохладный воздух касается крыльев вашего носа: почувствуйте теплый воздух вашего выдоха: С каждым вдохом и выдохом вы все больше расслабляетесь. Тело становится расслабленным:Теперь мысленно представьте, что перед вами окно в будущее и вы можете увидеть в нем себя через 10 лет. Внимательно посмотрите в это окно: В нем вы в свой день рождения через 10 лет. Оглядитесь вокруг: Кто вас окружает?.. Какие у них лица?..В каком помещении вы находитесь?.. Что вокруг вас?.. Как вы выглядите? Чего вы добились за эти десять лет?... Сделав глубокий вдох, вы почувствуете, как волшебное окно растворяется в воздухе. Снова чувствуете свою одежду, слышите звуки в этой комнате, и за ее дверью. Вы делаете вдох, и открываете глаза.

Завершающий этап.

Шеринг. В кругу все взялись за руки и хором сказали "спасибо всем" и "спасибо мне" за участие в тренинге.
“Что нового вы узнали?
Что запомнилось на занятии больше всего?
Какие чувства вызвали эти события?”.

Занятие 3. Понимание – ключ к успеху.
Цель: развитие умения понимать друг друга, как важное качество настоящего лидера. 

Материал: эмоциональный мяч.

1. Стройся!
Участники без слов должны построиться по росту, по цвету волос, месяцу рождения, в 2 круга, в треугольник.

2. Упражнение « Имя твоё- ромашка в руке...»
Если на блок знакомства отводится достаточно длительное время, если важно сплотить группу, сформировать у участников сильное чувство безопасности, принадлежности к группе, «родства» с ней, очень хорошо провести эту процедуру.
Участники сидят в кругу. Они по очереди представляются группе и рассказывают о своем имени. Обычно люди легко включаются в рассказывание о своем имени, но для облегчения первого шага можно выдать им примерный перечень вопросов, на которые они могут, если захотят, опираться по ходу рассказа .

Каждый ответ можно написать на лепестке ромашки, или проговорить устно, на середине ромашки написать букву « Я»:
■ Как меня обычно называют разные люди?
■ Как я предпочитаю, чтобы меня называли?
■ Кто выбрал мне имя?
■ Носит ли это имя кто-то еще из моих родственников?
■ Кого из именитых тезок я бы вспомнил?
■ Что означает мое имя?
■ Хотел бы я, чтобы меня звали иначе?
■ Были ли какие-то смешные случаи, связанные с вашим именем?

Можно ограничить время выступления каждого участника и следить за регламентом; но если вы не очень торопитесь, лучше предоставить каждому возможность рассказать все, что он сочтет нужным, — в любом случае больше трех-пяти минут повествование обычно не занимает.
Эту игру лучше проводить на круг, и даже если группа большая, не делить ее на подгруппы. Игра не требует какого-либо подведения итогов; она заряжает участников энергией и настраивает на лирический лад; ею хорошо заканчивать блок знакомства и выходить после нее на первый перерыв.
3. Упражнение « Земляне и инопланетяне»  (15 минут)
Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Каждый Землянин может выбрать того Инопланетянина, который ему симпатичен, но ни один Инопланетянин не должен остаться без пары. 
Земляне получают задание так, чтобы его не слышали инопланетяне: установить контакт с иной цивилизацией, объяснить им, где они находятся, кто их приветствует, и выяснить, с какой целью инопланетяне прилетели на Землю. 
Инопланетянам наедине дают инструкцию: “они не знают языка землян, поэтому не реагируют на фразы, но могут реагировать на мимику, жесты, звуки. Как только они почувствуют, что землянин, вступивший в контакт им симпатичен, то могут с ним вступить в контакт на уровне звуков, мимики, пантомимики и объяснить, откуда они прилетели и с какой целью. 

Вопросы к “землянам”:

1. Что помогло прийти к решению?

2. Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?

3.Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

4. Упражнение «ФОРМУЛА МОЕЙ ЛИЧНОСТИ»

Каждый участник должен придумать формулу, которая отражает его личность — интересы, черты характера, таланты и др.
Обычно участники изобретают формулы, напоминающие математические, — используя знаки «плюс», «минус», «умножить», «разделить», но бывают случаи, когда формулы больше напоминают химические.
Ирина = интуиция + ироничность + лень
Ольга « (0,7 авантюризма + 0,5 уверенности) / / 1,1 нестабильности
После того как все участники справились с этой частью задания, они должны выступить перед почтенной публикой с докладом об открытой ими формуле. Это могут быть как «доклады на пленарном заседании», когда каждый выходит к доске или флипчарту, записывает формулу и рассказывает о ней группе, так и «стендовые доклады» (в этом случае каждый пишет свою формулу на листе бумаги и прикрепляет ее себе на грудь; участники в свободном режиме передвигаются по аудитории, рассказывая о себе друг другу).
По результатам докладов тренер при необходимости может подвести итог этой «научной конференции». Можно обратить внимание на те качества и способности, которые повторяются у многих; можно, напротив, сделать акцент на том, какие все разные. Если большая часть формул (а так обычно бывает) предполагает сложение и умножение, можно подчеркнуть тот факт, что индивидуальность складывается из совокупности черт, каждая из которых по отдельности вполне может присутствовать и у кого-то другого, и все же, как известно из общей теории систем, «целое — это больше, чем сумма частей». Если же в группе отчетливо проявились «минусы» и знаки деления, можно проинтерпретировать это как стремление группы к развитию, к самосовершенствованию (а тренинг — о чудо! — предоставляет как раз такую возможность). Помимо облегчения запоминания имен учактивизацию их личностной динамики, усиление их рефлексии и тем самым на обеспечение большей вовлеченности в работу, поскольку для каждого человека его собственное имя —очень сильный стимул.
Приведем примерный краткий перечень характеристик для каждой буквы алфавита.
А — активный, азартный, амбициозный, авантюрист, альтруист.
Б — бодрый, быстрый, боевой, башковитый, благонадежный.
В — возвышенный, великолепный, веселый, величественный, всезнающий.
Г — громкий, грозный, грациозный, говорливый, гордый.
Д — деловой, добрый, дружелюбный, динамичный, доминирующий.
Е — едкий, егоза, ершистый, естественный, ехидный.
Ж — живой, жизнерадостный, жадный, жгучий, жесткий.
3 — заводной, задорный, задумчивый, здравомыслящий, знающий.
И — ироничный, инициативный, интеллектуальный, интуитивный, импровизатор.
К — красивый, коммуникабельный, красноречивый, колорит
Л — любвеобильный, ласковый, лидирующий, легкомысленный, лиричный,лёгкий .
М — мужественный, молчаливый, мудрый, максималист, минималист.
Н — надежный, настойчивый, нежный, необъяснимый, насмешливый.
О — общительный, ответственный, обаятельный, отзывчивый, осторожный.
П — прямой, прямодушный, плавный, позитивный, покладистый.
Р — рассудительный, расточительный, рачительный, рисковый, разговорчивый.
С — сознательный, сосредоточенный, сангвиник, свободолюбивый, сострадательный
Т — трудолюбивый, тактичный, творческий, требовательный, терпеливый.
У — упрямый, упорный, умный, усердный, уязвимый.
Ф — философский, флегматичный, феноменальный, фантазер, филантроп.
X — холерик, харизматичный, хладнокровный, хлебосольный, хозяйственный
Ц — целеустремленный, цепкий, цельный, церемонный, цивилизованный.
Ч — честный, честолюбивый, чемпион, чинный, чувствительный.
Ш— широкий, шумный, шустрый, шаловливый, шутник.
Щ — щедрый, щепетильный, щеголь.
Э — экстравагантный, эксклюзивный, экспрессивный, экономный, эрудированный.
Ю — юморист, юный, юркий, юла.
Я — язвительный, яркий, яростный.

5. « Начали!».
Ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: “Сейчас команды будут выполнять задания после того, как я скомандую “Начали!”. Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание”. Таким образом создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.
Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. “Начали!”
Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.
Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. “Начали!” Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры “Карабас”: встают самые активные члены группы, включая лидера.
Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и “заяц”. “Итак, кто быстрее?!” Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль “зайца”. Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.
Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. “Начали!” Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо “отверженным”. Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный. Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

6 . « Смайлик»
Участники встают в круг и передают друг другу  игрушку смайлика на пружине и при этом отвечают на следующие вопросы:  “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

Занятие 4. «Лидер в тебе»
Цель: развитие коммуникативных и организаторских навыков.
Материалы: карандаши, бумага, фломастер, игрушка .
1. 1. « Я никогда не...»
Участники по очереди продолжают фразу. Если кто то делал (видел, участвовал пробовал) то, что назвали, то загибает палец. Выиграет тот, кто первый зажмет все пальцы.
2. « Карабас».
Для проведения игры детей рассадить в круг, назначить ведущего.

Предложить условия игры: “Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы.
Я произнесу слово “КА-РА-БАС” , а ведущий покажет на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции”.
В этом игровом тесте необходимо участие двух человек . Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят . Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу “счастливых”. Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.
3. Большая семейная фотография».
Предлагается, чтобы ребята представили, что они все – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать “фотографа”. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается “дедушка”. Он тоже может участвовать в расстановке членов “семьи”. Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль “фотографа” и “дедушек” обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других “членов семьи”. Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
Эта игра может открыть педагогу-психологу новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки “членов семьи” “фотограф” считает до трех. На счет “три!” все дружно и очень громко кричат слово “сыр” и делают одновременный хлопок в ладоши.
4. Герб.
Участникам раздаются листы бумаги, карандаши. Задание: придумать и изобразить свой герб, отражающий особо ценные личные качества, которые характеризуют участника как лидера. 
5. Упражнение «Билет на Гавайи»
Цель: Интересное упражнение, в котором отрабатывается умение убеждать, находить аргументы в пользу своей позиции и при этом упражнение хорошо оживляет участников и настраивает их на активную работу.
Время: 15–20 минут
Размер группы: Любой

1. Вся группа делится на команды по 3–4 человека, которым дается следующая инструкция. «Вашей команде каким-то образом достался билет на Гавайи. Билет только на одного человека, и его нельзя продать, обменять, полететь всем вместе и т. д. Решите, пожалуйста, кто из вас полетит, и почему».

2. Группы совещаются в течение 5 минут, после чего рассказывают всем о своем решении.

Итоги упражнения:

1. Какие приемы и методы убеждения были использованы?

2. Что сработало?

3. Что было не эффективно?

Что ещё можно было сделать?
6. Упражнение « Ветер пожеланий».
Предназначение
Процедура группового психологического тренинга. Участники пишут на листах пожелания друг другу, а потом делают бумажные самолетики. 
Качества. Тонус. Настроение
Содержание
Ведущий раздает участникам листы бумаги. Желательно, чтобы бумага была не плотная. Можно использовать листы А4 или страницы из школьной тетради. 
Участники пишут на этих листах одно пожелание, адресованное другому участнику (кому, пока неизвестно). Ведущий просит участников постараться и написать не слишком банальные вещи вроде "Успехов!" или "Удачи!" Пожелания пишутся втайне от других. 

Участники складывают из листов бумажные самолетики. Если кто-то не умеет, ведущий помогает. Следует обратить внимание на безопасность: острый конец самолетика может кому-нибудь травмировать глаз. Поэтому носы самолетиков надо немного смять. 

Участники образуют большой круг. После этого они бросают самолетики друг другу. Надо бросать перед собой. Бросок осуществляется по команде ведущего. Кинув самолетик, надо поймать другой. Если чей-то самолетик упал на пол, этот участник поднимает его и снова бросает. 

Получив чей-то самолетик, участник читает пожелание. Если оно ему не нравится, он поднимает руку, тем самым сообщая другим, что не доволен пожеланием.
Если окажется, что недовольных два или больше, они продолжают перекидывание самолетиков.
 
РЕФЛЕКСИЯ: Подвеление итогов тренинга.
Вопросы:

Что нового вы узнали?
Что запомнилось на занятии больше всего?
Какие чувства вызвали эти события?”.

Занятие 5. “Лидер ли я?”
Цель: закрепление знаний о лидерских качествах.
Материалы: ватман, карандаши, фломастеры, радужный мяч.
1. Упражнение» Тростинка на ветру».
Чтобы ощутить поддержку и сплоченность группы, проводится данное упражнение, в котором принимает участие тот, кто полностью доверяет группе и может положиться на ее поддержку. После выполнения упражнения проводится короткая беседа, где выясняются ощущения игроков и их чувства.
2. Упражнение- разминка: « ПОКАЖИ ЦВЕТ».

Материалы: цветные карточки.

Оптимальное количество участников: 6–12 человек.

Оптимальное время: 10 минут.
Цель: повышение энергии в группе, развитие творческого мышления.

«Цвета эмоций.» 

 Цель: развитие воображения, выразительных движений.

 Ход игры: Выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно), а вторая — отгадывать.
Описание: предложите собравшимся по очереди показать заданный цвет. Называйте цвета – синий, зеленый, салатовый, а люди должны показать, спеть, станцевать или передать цвет каким-то другим способом. Можно предложить группе участвовать в игре как в порядке очереди, так и в хаотичном порядке. Можно на один цвет показывать несколько презентаций.
Обсуждение: совпадало ли ваше восприятие цвета с презентацией других участников?
Рекомендации: помимо того, что упражнение повышает общую динамику, оно показывает насколько по-разному люди воспринимают те или иные вещи. Упражнение подойдет как для детей, так и для взрослых в качестве разминки между блоками тренинга.
3. Упражнение» Лидер- это».    
Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят в небольших группах некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы – “Я-лидер!”. В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.

Обсуждение. В заключение на листе ватмана записываем набор лидерских качеств. Итак, “Лидер-это...”. Затем получившиеся качества вырезаем и скотчем прикрепляем к человеку, который не считает себя лидером, но хотел бы развить в себе лидерские качества.

4. Упражнение « Круг и Я».   
Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.
Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!
Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!
В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?

5. Упражнение «МПС».     
Цель: Упражнение тренирует внимание и сообразительность участников
Размер группы: 4-12 человек
Время: 5-30 минут
Инструкция:
Выбирается водящий, который никогда не играл в эту игру. Его задача – угадать человека по его описанию (внешности, одежды и т.д.). Он может задавать вопросы любому человеку. На несколько минут водящий удаляется, а в это время остальные участники договариваются о том, что загадывать они конкретно никого не будут, и будут описывать своего правого соседа. Игра так и называется – Мой Правый Сосед. Кстати, название игры расшифровать не надо, особенно для водящего.

6. Упражнение « Сосредоточение, расслабление». «Ртуть в пальце».
Цель:
Игра направлена на активизацию и концентрацию внимания участников.
Размер группы: Любой
Время: 5 минут
Инструкция:
Участники встают и образуют круг.
Сейчас мы проведем с вами разминку. Пофантазируйте. Представьте, что у вас в указательном пальце правой руки шарик воображаемой ртути. Мысленно перекатите ее, не торопясь, по суставам пальца, через ладонь к сгибу кисти, потом дальше, к локтевому сгибу и в плечо… Плавно поднимите руку… Мысленно перелейте ртуть в обратном направлении, осторожно опуская и выпрямляя руку, но так, чтобы ртуть “не вылилась”. Покатайте ртуть по телу… Верните ртуть в руку… На последнем разгибании пальца “вылейте” ртуть на пол

7. Завершающий этап. Шеринг. 
В кругу все взялись за руки и хором сказали "спасибо всем" и "спасибо мне" за участие в тренинге.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.:, 2006. – 271с..
2. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192с.
3. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – : Учитель, 2008. – 99с
4. « Ребёнок- оптимист» Мартин Селигман - « Проверенная программа формирования характера».
5. «Эоциональный интеллект ребёнка» Джон Готтман, Джоан Деклер.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину