Жексенбаева Гульнарай Каиргельдиновна, Преподаватель русского языка и литературы, Многопрофильный колледж при КУ имени Шокана Уалиханова, Казахстан, Акмолинская область, г.Кокшетау
Современные образовательные технологии в учебном процессе
Обобщение педагогического опыта опыта
преподавателя русского языка и литературы
Преподавание русского языка и литературы в учебном заведении должно быть интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого обучающегося. Этого хочет добиться каждый преподаватель, идущий на свой урок. Он стремится к тому, чтобы воспитанники усвоили предлагаемый материал урока, разбирались в закономерностях разнообразных исторических явлений, событиях, фактах. Но не менее важно для педагога и то, что происходит с самим обучающимся, как формируется его личность., как изменяются его интересы, поведение, черты характера. Через изучение исторических явлений каждый педагог учит разбираться в разнообразии окружающего мира, умению адаптироваться к условиям динамично развивающегося общества, выработке своих подходов к решению многих социальных проблем и трудностей. Наиболее полно этого удается достичь, опираясь на развитие творческих способностей студентов их самостоятельную познавательную деятельность. Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности обучающихся на современном уроке. Главная задача педагога – научить воспитанников учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета, вовлечь в творческий процесс решения самых разнообразных проблем. Многие истины могут остаться для студента непонятными, если он не придет к ним своим путем, через свои открытия. Важно, чтобы этот поиск начинался на уроках, вот тогда и возникает естественная потребность в занятиях, а это во многом зависит от преподавателя, от тех технологий, форм и методов, которые он использует своей деятельности.
Ведущая педагогическая идея.
Главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу обучающемуся.
Хороший урок – урок- диалог, исследование, взаимодействие педагога и студента.
Преподаватель – это не оракул, не вождь, не охранник, а организатор, наставник, режиссер.
Главной целью своей педагогической деятельности считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению.
Для достижения данной цели необходимо:
В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:
Современные образовательные
технологии в учебном процессе
Современная образовательная система нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Содержание образования наполняется новыми процессами, умениями, формируются способности оперирования необходимой информацией, креативной постановки и решения вопросов.Для реализации познавательной и творческой активности обучающегося в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, которые дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время, повысить долю продуктивной деятельности учащихся.
Для начала, стоит определиться с термином «педагогические технологии».Технология обучения - это цепочка действий и операций, направленных и ориентированных на результат. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и классификация форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. При этом под объектом педагогической технологии понимается структура и логика конструирования педагогического процесса, способы его организации по реализации педагогических целей.
Современные педагогические технологии стремятся учитывать как можно больше факторов, влияющих на процесс обучения, и в этих условиях значительно меняется место и роль педагога в учебном процессе. Мировая педагогическая наука рассматривает сегодня преподавателя как менеджера, управляющего активной развивающей деятельностью обучающегося. В этой ситуации преподаватель должен владеть всем инструментарием методов обучения, и роль технологий в достижении современного качества образования в этих условиях значительно возрастает. Использование широкого спектра педагогических методик дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся [1, с 62].
Проведём теоретический обзор современных технологий обучения учащихся, соответствующие принципам обновленного содержания образования.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
Технологию интерактивного обучения
Внедрение интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений улучшения подготовки обучающихся в современной системе образования. Согласно стандартам обновленного содержания образования учитель должен быть компетентным в своей области и заинтересовать школьников учебной информацией, вовлекая их в учебный процесс. Одним из основных помощников для языковеда в новых условиях становится интерактивный метод обучения.
Интерактивные. От англ. (inter – «между»; act – «действие») дословный перевод обозначает интерактивные методы, позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Задачи интерактивных методов обучения:
• Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
• Научить работать в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
• Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Методы и приемы интерактивного обучения :Мозговой штурм, Кластеры, Корзинаидей, «Инсерт», Аквариум, ПОПС.
Активное применение технологии интерактивного обучения ведет к расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию общеучебных умений и навыков. [2, с 105]
Технология коллаборативного обучения (командная, групповая работа).
Коллаборативное (совместное) обучение – это такой подход, в рамках которого учебная деятельность построена на тесном взаимодействии между обучающимися, либо между обучающимися и преподавателем, где участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смысла усвоенного материала. Позитивность этой технологии заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Если обучающиеся принимают такую систему обучения, то у них постепенно вырабатываются следующие принципы коллаборативной образовательной технологии:
1) взаимодействие и взаимозависимость членов группы;
2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и достижения всей группы;
3) совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
4) общая оценка совместной учебной деятельности группы.
Технология исследовательского обучения
Одной из главных задач современного образования является привитие обучающимся умений, позволяющим активно включаться в исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у учащихся.
В чем же заключается исследовательская деятельность в условиях обновления содержания образования? В первую очередь, в самостоятельном решении учащимся проблем, трудных задач познавательного и практического характера. В процессе исследовательской деятельности дети занимаются поиском не только способов решения учебных проблем, но и мотивированны на самостоятельную постановку цели.
При использовании исследовательских методов обучения меняется роль учителя: из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы.
Информационно-коммуникационные технологии
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Особенности обучения с использованием ИКТ должны формировать у обучающихся новые навыки - умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу обучающихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. [3, с 12]
Активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет получить учащимся навыки необходимые для жизни и работы в современном обществе, а также является эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования.
Преимущество ИКТ - гибкость: можно использовать один и тот же материал как на занятиях объяснения нового материала, так и на повторительно-обобщающих занятиях, так и на групповых занятиях, в разных классах. Так на уроке усвоения новых знаний можно использовать презентацию в виде слайда или же видеофрагмент; на уроках закрепления организовать работу с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами. При организации такой работы, учащиеся обучаются поиску новой информации и практическим способам работы с ней, овладевают компьютерной грамотностью, в результате чего повышается мотивация усвоения знаний в учебном процессе, ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, появляется огромная возможность для самореализации своих способностей. [4,интернет-ресурс].
Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками - это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога. Не случайно еще Н.В. Гоголь говорил: «Уча других, также учишься». В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Современный учитель, задумываясь о качестве образования, не может замыкаться только на своём предмете. Ведь качество образования содержит в себе все стороны образовательного процесса, начиная от санитарно-гигиенических условий пребывания детей в школе, заканчивая достижениями воспитанников в знаниях умениях и навыках [5, интернет-ресурсы].
Список использованных источников.
1. Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65
2. Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.-С.155
3. Головашкина, Л. Сдвоенный урок как обмен житейским опытом / Л. Головашкина// Педагогическая техника.- 2010.- №1.-С.29-30
3. https://multiurok.ru/files/primienieniie-ikt-tiekhnologhii-v-priepodavanii-uc.html
5. Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе - http://www.it-n.ru