ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

«Применение видов и методов самостоятельной работы студентов в процессе дифференцированного обучения»

19 октября 2021 г.

Рябоконь Тамара Николаевна, преподаватель экономических дисциплин, Костанайский социально-технический колледж, Казахстан, Костанайская область, г.Костанай.

«Применение видов и методов самостоятельной работы студентов в процессе дифференцированного обучения»

«Применение видов и методов самостоятельной работы студентов в процессе дифференцированного обучения»

Актуальность опыта заключается в  организации учебной деятельности в группах таким образом, чтобы в процессе самостоятельной работы, формировалась познавательная самостоятельность, которая необходима не только в процессе обучения, но и для последующего совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков.

Цель обобщения опыта: выявление результатов обучения на основе  внедрения современных образовательных технологий при применении разных видов и методов самостоятельной работы в процессе дифференцированного обучения.

Задачи:

  1. обосновать принципы активизации познавательной деятельности учащихся через выполнение самостоятельной работы;
  2. развивать самостоятельность и творчество студентов.

Диапазон опыта – это работа над методической темой, связанная с практической, самостоятельной деятельностью в рамках проведения уроков.

Технология опыта.

Своеобразие самостоятельной работы обучающихся как активного метода обучения заключается в том, что его основу составляют самостоятельные действия, которые студент выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью (установить новый факт, явление, найти новые способы решения учебной задачи). Особенностью самостоятельной работы являются действия самоконтроля – одной из важнейших форм саморегуляции студента.

В начальный период организации самостоятельной работы обучающиеся работают с отдельными параграфами и дают ответы на поставленные вопросы. Затем ответы на вопрос они могут получить по материалу нескольких параграфов или используя дополнительную литературу.

Метод самостоятельного обучения проследует ряд целей, в том числе: экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений и законов; усвоение зависимости различных величин, формирование умения сравнивать, сопоставлять данные, анализировать, делать выводы и обобщения (все это способствует развитию мышления); формирование умения самостоятельно вести исследование, оформлять его результат; выполнение различных изменений, оформление их в таблицах, схемах, графиках и выявление закономерностей.

Так, по преподаваемым дисциплинам для самостоятельной работы обучающихся разрабатываются учебно-методические комплексы. Учебно–методические комплексы включают: рабочие программы, календарно-тематические планы, материал теоретических, практических занятий, глоссарий, задания для самостоятельной работы учащихся, тестовые вопросы, творческие задания, темы рефератов. Учебно-методические комплексы дисциплин предназначены как для преподавателей, так и для обучающихся. Материал учебно-методического комплекса можно использовать  для подготовки к занятиям, к тестированию, к самопроверке.

Предлагаемые для самостоятельного выполнения обучающимися задания разнообразны по своему характеру, содержанию и целям. Они предполагают поиск новых знаний, закрепление и осмысление знаний, умений и навыков, использование полученных знаний в новых условиях и их практическое применение.

Основной задачей учебно-методического комплекса является усвоение и закрепление необходимых знаний и практических навыков, получаемых в процессе изучения дисциплин.

Метод самостоятельного обучения преследует ряд целей, в том числе:

  • экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений и законов;
  • усвоение зависимости различных величин, формирование умения сравнивать, сопоставлять данные, анализировать, делать выводы и обобщения (все это способствует развитию мышления);
  • формирование умения самостоятельно вести исследование, оформлять его результат;
  • выполнение различных изменений, оформление их в таблицах, схемах, графиках и выявление закономерностей.

Видов самостоятельной работы cтудентов много. При составлении заданий для самостоятельной работы в целях развития познавательной активности обучающихся необходимо соблюдать определенные требования. При проведении самостоятельных работ необходимо последовательное усложнение материала по содержанию, формам, способам выполнения задания, что требует от обучающихся умения анализировать, обобщать, делать выводы, работать с учебником, справочной литературой. Поэтому, прежде чем использовать возможности самостоятельной работы для активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся необходимо привить им навыки самостоятельной работы, научить приемам умственной и учебной деятельности.

В процессе самостоятельной работы обучающиеся глубже понимают материал, осваивают навыки анализа, сравнения, повышается интерес к предмету и эффективность урока.

Отношение обучающихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.

Управление активностью обучающихся традиционно называют активизацией.

Главная цель активизации - формирование активности студентов, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность студентов.

Принципы активизации познавательной деятельности студентов.

1. Принцип проблемности.

Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении обучающегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, студенты получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.

Например: в группе Финансы -03, по дисциплине «Экономический анализ и анализ финансовой отчетности», формирую три микрогруппы студентов и предлагаю следующие задания.

1 группа.

На основании нижеприведенных данных определите:

а) абсолютное и относительное изменение фонда заработной платы с учетом динамики объема производства, продукции;

б) факторы изменения переменной части фонда заработной платы;

в) факторы изменения среднегодового заработка рабочих;

г) соотношение темпов роста производительности труда и уровня оплаты труда персонала предприятия и его влияние на изменение ФЗП;

д) показатели эффективности использования средств на оплату труда.

2 группа.

Рассчитайте, насколько изменился выпуск продукции за счет:

а) численности промышленно-производственного персонала и выработки одного работника;

б) размера основных производственных фондов и их фондоотдачи;

в) стоимости использованных материальных ресурсов и материалоотдачи.

Сделайте выводы по результатам анализа.

3 группа.

  Рассчитайте влияние трудовых факторов на объем производства продукции;

б)         укажите пути повышения производительности труда на предприятии и возможности дальнейшего ее роста;

в)         определите возможный прирост валовой продукции за счет более полного и интенсивного использования трудовых ресурсов;

г)         проанализируйте эффективность использования персонала предприятия.

Особенности применения данного принципа в процессе преподавания экономических дисциплин требуют и специфических форм проведения занятий, педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов студентов.

2. Принцип исследования изучаемых проблем.

Важно, чтобы учебно-познавательная деятельность обучающихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер.

Пример: произведите факторный анализ формирования чистого дохода предприятия.

 Методические указания:

1.      Определите валовой доход предприятия и оцените его изменение.

2.      Рассчитайте влияние факторов на снижение валового дохода.

3.      Определите доход от основной деятельности и оцените его изменение.

4.      Укажите, какие факторы оказали влияние на изменение дохода от основной

          деятельности.

5.      Покажите, специфику валового дохода и дохода от основной деятельности .

6.      Определите сумму подоходного налога и оцените ее изменение.

7.      Определите величину чистого дохода и оцените его изменение.

8.      Назовите факторы и в какой степени они повлияли на снижение чистого дохода.

9.    Предложите пути увеличения чистого дохода на данном предприятии.

3. Принцип самообучения.

Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого студента на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса.

В числе основных факторов, побуждающих студентов к активности, можно назвать следующие:

  • Профессиональный интерес. Обучающийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

 Состязательность. В учебном процессе прием состязательности может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

  • Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор

профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Любая игра побуждает её участника к действию.

Например: в группе «Финансы», по теме «Сущность кредита» проведена деловая игра.

Цель игры: заключение кредитного договора с клиентом банка (заемщиком).

Структура игры состоит из двух частей.

Задача первой части в том, чтобы проанализировать перечень документов, необходимых для открытия ссудного счета.

Задачами второй части является анализ кредитного состояния заемщика по его отчетности и заключение с ним кредитного договора по предлагаемой форме.

При этом все заемщики разбиты на три группы:

1-я группа – полная гарантия возврата кредита (устойчивое положение);

2-я группа – неполная гарантия возврата кредита (среднее устойчивое положение);

3-я группа – гарантия возврата кредита отсутствует (неустойчивое финансовое положение).

Игроки не знают реального положения вещей. Они должны определить его, исходя из имеющейся у них на руках отчетности (отчетность может включать баланс предприятия, отчет о финансовых результатах и т.д.), и в соответствии со своими выводами заключить кредитный договор или не заключать его.

  1. Этап дает возможность оценить команды с точки зрения их первичной подготовленности к вопросу анализа кредитной заявки. Для этого командам предлагается проанализировать документы, представляемые в банк для выдачи кредита. Ответы записываются в таблицу и анализируются.
  2. Цель второго этапа – принять обоснованное решение о финансовом положении предприятия – заемщика. Для этого командам раздаются формы отчетности, заявки и кредитные договора. После проведенного анализа «команды – банки» отдают имеющиеся у них документы ведущим игры, которые оценивают правильность действий команд. В итоге побеждает тот, кто правильно оценил финансовое положение заемщика-предприятия и соответственно получил назад свои деньги и процент по ним.

По окончанию игры обучающиеся формируют следующие умения и навыки:

- определять функции и задачи кредитного отдела;

- давать оценку кредитоспособности предприятий;

- оценить надежность представленного обеспечения;

- сделать вывод о возможности заключения кредитной сделки с ними;

- оформить все необходимые банковские документы;

- составить кредитный договор.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности остудентов, побуждают их к старательному учению.

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений. Добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы с обучающимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.

Используя этот план-конспект, студенты всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у студентов теоретического мышления.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Организую самостоятельную работу с использованием микрогрупповой формы работы с ярко выраженным конкретным учебным заданием. Пытаясь довести его до сознания каждого студента.

Здесь есть свои требования:

-текст нужно воспринимать зрительно;

-как можно меньше времени тратить на запись текста.

4. Метод проблемного изложения.

На уроках использую проблемный подход в обучении студентов. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у студентов приемов умственной деятельности, анализа, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

5. Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все студенты по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические задачи по аналогии или творческого характера, но в каждой параллели задачи дифференцирую - более сложные, творческого характера - сильным студентам, а аналогичные - слабым. При этом у самих студентов на этом не акцентирую внимание.

Пример: по дисциплине «Деньги, финансы, кредит», тема: «Сущность и функции кредита», с применением личностно-ориентированного обучения.

Студентам предлагаются:

- индивидуально-групповые задания, в виде запрограммированных карточек

- общее для вех обучающихся задание с все возрастающей системой трудности

Учет индивидуальных способностей включает: отказ от ориентировки на среднего студента; оценку работ; личностную направленность воспитания, обучения и развития. Индивидуальный подход также включает: прогнозирование личности (профессиональная ориентация; выбор профильного обучения); конструирование индивидуального развития – стимулирование индивидуальных способностей; разделение по интересам и управление ими; углубление, дифференциация, педагогическая и психологическая коррекция.

Таким образом, проведение личностно-ориентированного урока не только значительно повышает эффективность обучения субъектов образования, но и создает условия для проникновения учащихся в ценности и смыслы с последующим затем их выбором для себя. Данный фактор играет огромную роль не только в ходе обучения, но и в дальнейшей жизни человека, в том числе профессиональной.

Сознательность, активность и самостоятельность обучающихся в обучении. Этот принцип заключается в активном овладении обучающимся знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной работы.

Преподавателю следует ставить студентов в такие условия, когда им самим нужно добывать знания, проявлять самостоятельность в овладении умениями, методами учения.

Актуальность рассматриваемого принципа для обучения экономики определяется тем, что вне активной самостоятельной деятельности невозможно сформировать экономические умения. Поэтому деятельность обучающихся должна быть организована так, чтобы они самостоятельно (но под руководством учителя, с помощью его объяснений, показа и т. п.) выполняли упражнения, решали экономические задачи, учились при этом пользоваться литературой, а также документацией.

Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные упражнения, решенные задачи, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы.

Поскольку к этим результатам обучающийся приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности. В результатах всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность учащегося, индивидуальный стиль его деятельности, творческий или стандартный подход.

Низкие результаты самостоятельной работы – тревожный сигнал, порождающий вопрос «Почему?» прежде всего к самому себе. А потом анализ, размышления о том, как изучался этот материал на предыдущих уроках, какие приемы обучения оказались малоэффективными, от чего следует отказаться. Какие бы трудности ни встречали обучающиеся в ходе самостоятельной работы, без нее не обойтись.

Следовательно, формирование навыков самостоятельной работы обучающихся является одной из главных предпосылок высокой квалификации будущих специалистов.

Результативность опыта

Проблема развития обучающегося, повышение уровня его успешности является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется преподаватель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать лишь набор по дисциплине, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

Творческая деятельность обучающихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Работа в группах, решение интересных, занимательных задач воспитывает устойчивый интерес к изучению экономических дисциплин.

Проводимые уроки открывают большие возможности для развития познавательных процессов обучающихся, для формирования их интеллектуальных способностей, в конечном результате повысить успеваемость студентов.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину