Тлеуленова Лаура Елжасовна, учитель географии, КГУ "Иртышская средняя общеобразовательная школа №4", Казахстан, Павлодарская область, Иртышский район, село Иртышск
Программа прикладного курса "Прикладная география" 10 класс
Пояснительная записка
Процессы взаимодействия природы и общества сегодня все более усложняются. И зачастую, возникающие в результате этого различные природные и экологические последствия значительно обедняют природу. Производственные мощности, широко используемые в разных сферах жизнедеятельности общества, оказывают глобальное воздействие на природную среду. В свою очередь, само общество также подвергается обратному влиянию, так как при подобном вмешательстве нередко игнорируются и законы природы.
Предотвращение подобных негативных явлений и стабильное восстановление производительности природы на сегодня становятся одной из актуальных проблем, требующих незамедлительного решения. Наряду с другими предметами, прикладная география также вносит достойный вклад в разрешение вышеуказанных задач.
В настоящее время, когда взаимоотношения природы и общества стремительно усложняются, как следствие, в некоторыхрегионах всечаще возникают так называемые зоны экологических бедствий, проблема сохранения первозданной чистоты и красоты окружающей среды приобретает чрезвычайно важное значение. И конечно, решение данной проблемы невозможно рассматривать без осуществления научных исследований прикладной географии.
Прикладная география разрабатывает научные основы использования природных ресурсов, решает проблемы улучшения взаимодействия природы и общества, предупреждения природных катаклизмов, прогнозирует развитие регионов, занимается вопросами географо-экологического обоснования экспертиз купных проектов и др. Это свидетельствует о все более возрастающем значении прикладной географии при решении задач государственного и местного значения.
Программа включает следующие разделы: предисловие, пояснительную записку,распределение учебных часов по разделам и темам курса с кратким содержанием,ожидаемые результаты обучения и список использованной литературы.
Курс по выбору «Прикладная география» предназначен для ознакомления учащихся с основами прикладной географии, показать возможности применения теоретических знаний в различных областях хозяйственной деятельности человека. Программа курса предусматривает изучение предмета и объекта прикладной географии, свойства природных и природно-антропогенных объектов, решения задач рационального природопользования, теоретические и практические вопросы охраняемых территорий.
Курс имеет прикладное значение и ориентирует учащихся на приобретение географической специальности.
Прикладная география - курс по выбору в системе географического образования в средней школе, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Цель курса - ознакомление учащихся с методическими основами прикладной географии, показать возможности ее практического применения в различных областях жизнедеятельности человека, изменения содержания и функций географии в непрерывно меняющемся мире.
Задачи курса: раскрыть сущность, методы исследований, объект и предмет прикладной географии, изучить свойства природных и природно-антропогенных объектов, имеющих значение при их освоении и использовании, при решении задач рационального использования природных ресурсов и охраны природы; показать, что работы по прикладной географии являются составной частью программы по природопользованию, основным инструментом прикладной географии является географическое прогнозирование и географическая экспертиза проектов освоения и использования территорий.
Дидактической основой курса являются концепция взаимосвязи любой хозяйственной деятельности с характером и состоянием природной среды, с умением правильного использования особенностей и возможностей природы и интересами общества. Формирование знаний и умений происходит на уровне систематизации понятий, и применения их на практике при решении задач и выполнении практических работ.
В содержание курса входит описание возможностей прикладной географии в решении проблем взаимодействия общества и природы, территориальной организации производства и населения путем решения региональных прикладных географических задач.
Материалом, используемым для построения умений и навыков, учащихся в области прикладной географии, являются знания полученные в процессе их обучения в младших классах и в результате жизненных наблюдений.
Структура курса.
Курс «Прикладная география» состоит из следующих частей:
Формы работы.
Лекции, деловые игры, практические занятия, практикумы. Практические работы, которые в зависимости от содержания, могут выполняться в устной или письменной форме. Задания для практических работ можно разрабатывать учителям по пройденным темам в зависимости от возможности получения необходимой информации.
Распределение тем по урокам является примерным и может перераспределяться по усмотрению учителя
Планируемые результаты обучения.
Оценивать и прогнозировать:
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов; - основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
Описывать:
- основные источники географической информации;
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
Определять (измерять):
-географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
Основными формами контроля при изучении учебного материала являются:
• индивидуальный и фронтальный опросы,
• топографический диктант,
• различные виды тестирования,
• работа с картами атласа,
Программа курса «Прикладная география» 10 класс
34 часа 1 раз в неделю
№ темы |
Т Е М А |
Кол-во часов |
Практ. работы |
1 |
Тема 1.Взаимозависимость человека и природы. Приемы изучения объектов природы и явлений |
1 |
|
2 |
Установления основных направлений взаимодействия общества и природы как объекта исследования прикладной географии.
|
1 |
Пр. раб. |
3 |
Тема 2. Азимут и его определение |
1 |
|
4 |
Масштаб и его определение |
1 |
|
5-6 |
Составление плана местности с помощью условных знаков |
2 |
Пр.раб. |
7 |
Съемка местности. Глазомерная и маршрутная съемки. |
1 |
Пр.раб. |
8 |
Высота абсолютная и относительная. Изображение неровностей поверхности. Горизонтали. |
1 |
Решение задач |
9 |
Определение географических координат и расстояний на карте |
1 |
Пр.раб. |
10 |
Задачи на определение поясного и местного времени |
1 |
|
11-12 |
Построение графиков колебаний температуры и определение типов климата. Построение розы ветров. |
2 |
Пр.раб. |
13 |
Изменение температуры и давления воздуха с высотой
|
1 |
Решение задач |
14 |
Определение по картам основных климатических параметров |
1 |
|
15 |
Влияние климата на развитие сельского хозяйства. Определение осадков и коэффициента увлажнения |
1 |
Решение задач |
16 |
Составление синоптической карты |
1 |
|
17 |
Составление карты размещения сельскохозяйственных культур |
1 |
Пр. раб. |
18 |
Влияние климатических факторов на размещение населения. |
1 |
|
19 |
Оценка почвенного и растительного покрова для разных видов природопользования. Комплексная оценка исследуемой территории.
|
1 |
|
20 |
Оценка геоморфологических и гидрологических условий. |
1 |
|
21 |
Тестовый контроль |
1 |
|
22 |
Тема 3. Общие вопросы природопользования. Рациональное и нерациональное, интенсивное и экстенсивное природопользование. |
1 |
|
23-24 |
Природные ресурсы и их классификация. |
2 час |
|
25 |
Изучение общего перечня и классификация природных ресурсов района. Осуществление количественной и качественной оценки природных ресурсов района.
|
1 |
Пр. раб. |
26 |
Неравномерность размещения природных ресурсов. Расчет ресурсообеспеченности |
1 |
Пр. раб. |
27 |
Тема 4. Системный подход в географических исследованиях. Геосистемы, Свойства геосистем, |
1 |
|
28 |
Основные факторы воздействия человека на природу: индустриализация, интенсификация сельского хозяйства, урбанизация, развитие лесного хозяйства, развитие транспорта. |
1 |
|
29 |
Экскурсия. «Взаимосвязь компонентов природы» |
1 |
|
30 |
Тема 5. Общие тенденции размещения производств. Размещение производства и охрана окружающей среды.
|
1 |
|
31 |
Основные принципы расселения. Проблема демографии. Воспроизводство населения. География трудовых ресурсов. Миграция населения. |
1 |
|
32 |
Построение графиков и диаграмм роста численности населения и определение структуры населения |
1 |
Практ. раб. |
33 |
Региональное использование трудовых ресурсов. Проблема соответствия между размещением хозяйства и концентрацией населения.
|
1 |
|
34 |
Определение соответствия размещенияпроизводств (отдельных предприятий) и наличия природных ресурсов с учётом экологических требований. Определение соответствия между размещением отдельных предприятий и концентрацией (проживанием) населения (трудовых ресурсов).
|
1 |
Пр.раб |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ