Даниярова Куралай Айтказиевна, заместитель директора по воспитательной работе, КГУ "Общеобразовательная школа села Запорожье отдела образования по Жаксынскому району управления образования Акмолинской области", Казахстан, Акмолинская область, Жаксынский район, село Запорожье
Роль краеведения в развитии и воспитании современного школьника
СЛАЙД (фото нашего села и школы)
Родной край, малая родина, то место, где появился на белый свет, сделал первые шаги, сказал первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное, у каждого свое. Все мы родом из детства. Для юного человека село, край, где он живёт и растёт, - это та среда, которая способствует воспитанию личности, активизирует познавательный интерес.
Первым шагом к воспитанию человека может стать краеведение.
Возможности краеведения позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:
Краеведение – одно из важных средств духовно-нравственного воспитания.
Главная задача краеведения – познакомиться с малой родиной, открыть новые страницы ее истории, культуры, природных богатств. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края.
В нашей школе ведется работа по изучению родного края на многих предметах, история , биология , худ.труд и география, а также на занятиях внеурочной деятельности.
Для формирования духовно-нравственного воспитания важным является практическая направленность уроков. Мы ходим на экскурсии по окрестностям реки Кайракты и Ишим , для сохранения природы родного края проводиться такие акции как « Жасыл ел»,
СЛАЙД день туризма, субботники
Во время таких экскурсий обучение и воспитание проводятся в естественных природных условиях, где дети видят всю красоту родной природы. Одновременно собирается материал для изготовления гербариев лекарственных растений.
В школе, дома мы создаём творческие отчеты о «путешествиях», в том числе презентации, паспорта растений, гербарии, рисунки. И вот именно в этих работах замечаешь любовь к родной природе, восторженное описание пейзажа или явления, неподдельный интерес к встреченным растениям и животным, желание узнать о них гораздо больше, чем узнали во время экскурсий.
Воспитание через природу – это и есть воспитание нравственности, определяющей духовные и душевные качества ребенка, его поведение в обществе.
В формировании духовно-нравственного воспитания не менее важным является бережное отношение к природе родного края, воспитание у каждого обучающегося правильного экологического мышления, экологической культуры.
Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет школьникам создать цельную систему знаний по природному богатству родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Важная составляющая краеведения - поисково-исследовательская деятельность учащихся.
А помочь ребенку сделать свои открытия должны учителя. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Дети по природе своей исследователи, и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы.
Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Возникает желание помочь, понять, защитить. [4]
Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.
Большой вклад в изучение родного края принадлежит научно-практическим конференциям по краеведению. Здесь есть свои плюсы: дети учатся быть исследователями, учатся собирать материал и анализировать его, учатся обосновывать свою точку зрения и публично отстаивать её, приобретают навыки написания работ и публичного выступления.
Краеведение воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. [5]
История края, местные события и явления изучаются в единстве трёх временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая историю села, важно познакомить учащихся с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействовать формированию исторического мышления.
Краеведческая работа в школе должна строиться в комплексе и вестись по нескольким взаимосвязанным направлениям.
Только ведя работу по разным направлениям можно добиться хороших результатов. Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают её с историей своего села, района, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, они возвращаются к фактам истории родного села, семьи.
Внеклассная краеведческая работа в нашей школе строится на работе с архивными документами, с периодической печатью, сборе газетных материалов о людях и событиях родного края, района, села, работе школьного музея, работе лекторской группы, совместной работе с Советом ветеранов, интеллектуальных марафонах, летописи школьной жизни, встречах с участниками и очевидцами исторических событий, фотографировании участников событий, других знатных людей, а также зданий и иных исторических объектов, консультации научных сотрудников архивов, музеев, работников библиотек и внешкольных учреждений, беседах с местным населением, поиске предметов материальной и духовной культуры.
Большую роль в духовно-нравственном воспитании играет школьный историко-краеведческий музей. Задача музея – воспитание патриотизма, любви к Родине, созидательных начал в ученике через историю своего края и судьбу конкретного человека. Музей является центром духовно-нравственного воспитания. Приобщение учащихся к истории малой родины осуществляется через большие и малые походы, через экспедиции и экскурсии, а также через участие в краеведческих конференциях и конкурсах. Материалы музея находят практическое применение на уроках истории, географии.
Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя.
Краеведческая деятельность находит своё применение на уроках и во внеурочное время. Это поисковая работа, исследовательская и проектная деятельность- подготовка проектов, рефератов, докладов об истории района, поселка, формирование и пополнение фондов документов по истории поселка, школы; экскурсионная, лекционная и просветительская работа с учащимися - проведение общешкольных открытых уроков и внеклассных мероприятий, викторин и конкурсов по краеведческой тематике, экскурсии и туристические походы по родному краю; участие в проведении научно-практических конференций и конкурсов различных уровней: школьных, районных, областных, общероссийских; создание мультимедийных презентаций по краеведческой тематике для проведения уроков и внеклассных мероприятий.
Краеведческая работа должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств у молодых граждан Казахстана.
Краеведческая работа в школе развивает творческие способности школьников, расширяет кругозор и обогащает знаниями краеведческого характера, формирует умения и навыки ведения поисковой, исследовательской работы, пробуждает интерес к изучению жизни людей и природы своего края, воспитывает личность гражданина-патриота.
Таким образом, в школе сложилась система краеведческой работы, накоплен большой опыт по организации краеведческой работы, достигнуты хорошие результаты. Все направления краеведческой работы взаимосвязаны и позволяют вести эту работу в комплексе.