Григорьева Елена Владимировна, мастер производственного обучения, учреждение "Технологический колледж города Семей", Восточно-Казахстанская область, город Семей
«Роль мастера производственного обучения в профессиональной подготовке студентов»
Успех обучения и воспитания студентов в профессионально – технических колледжах в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей, их опыта и профессионального мастерства. Мастер производственного обучения обязан не только обучать профессиональным умениям и навыкам, но и уметь квалифицированно анализировать и решать педагогические ситуации, уметь критически относится к своей работе, видеть ее сильные и слабые стороны. Система профессионально-технического образования прочно утвердилась, как форма планомерной подготовки квалифицированных, компетентных специалистов и стала высоким фактором формирования политических, моральных качеств будущих рабочих.
Колледж должен подготавливать компетентных рабочих, способных к быстрой перемене труда в условиях постоянного технического процесса, умеющих правильно найти себя в условиях рыночной экономики, владеющих смежными профессиями, способных трудиться в бригадах и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства, на строительстве.
Ведущая роль в совершенствовании системы ТиПО и ускорении образовательного и учебно - производственного процесса принадлежит мастерам производственного обучения, первым поставщикам рабочей смены. Характерные черты большинства из них - компетентность и высокий профессионализм, ответственность за порученное дело, способность обучать и воспитывать студентов, вести за собой коллектив. Мастерам производственного обучения крайне важно систематически обращаться к научной литературе по педагогике и психологии.
Необходимо, чтобы современный специалист обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В решении этой задачи ведущее место принадлежит мастерам производственного обучения колледжа. Они призваны передать юношам и девушкам свои знания и опыт, воспитать активную жизненную позицию, сформировать личность, привить высокие морально-этические качества, способствовать формированию компетентного специалиста, воспитанию гражданина Республики Казахстан, истинного патриота. Мастер производственного обучения во многом решает вопрос создания работоспособного и сплоченного студенческого коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уровнем, коллективистскими общественными отношениями. Педагогическое влияние мастера производственного обучения на студентов осуществляется на занятиях производственного обучения и в процессе общения с ними вне занятий. Поэтому, мастер п/о является одной из центральных фигур образовательного, учебно – производственного и воспитательного процессов.Чтобы успешно обучать и воспитывать молодежь, мастеру производственного обучения следует обладать еще некоторыми качествами, одним из них является хорошее знание своей специальности, отличные навыки в деле, которому мастер п/о обучает. С процессом обучения неразрывно связано и воспитание молодежи. Эти два процесса в работе мастера п/о неотделимы. Влияние мастера производственного обучения только тогда будет эффективным, когда его студенты будут чувствовать, что они от него получили реальные знания профессии. Мастер п/о должен прививать студентам чувство профессиональной чести.
Педагогическое мастерство – одно из важнейших качеств мастера производственного обучения, определяющих эффективность его деятельности. Главным признаком педагогического мастерства является умение научить студентов тому, что знает и умеет сам. Для этого необходимы знания педагогики и психологии. Важной характерной чертой педагогического мастерства является умение п/о устанавливать правильные взаимоотношения со студентами. Правильные взаимоотношения мастера п/о с «будущими профессионалами» базируются на его авторитете. Мастер производственного обучения, не пользующийся авторитетом, не только не способствует нравственному становлению личности студента, а мешает ему, так как его методы воздействий, зачастую, вызывают у подростка реакцию, противоположную желаемой. Авторитет мастера п/о создается глубоким знанием своего дела, личным примером, культурой поведения, эрудицией, простотой, доступностью, человечностью, принципиальностью, справедливостью, высокой требовательностью к себе и воспитанникам. Важно, чтобы между мастером п/о и ребятами сложились дружеские взаимоотношения. Однако такие отношения всегда должны быть результатом признания нравственного и интеллектуального превосходства педагога. Нужно иметь в виду, что взаимоотношения мастера п/о и студента носят динамичный характер, постоянно развиваются. Мастеру производственного обучения порой бывает труднее сохранить авторитет, чем его завоевать. Авторитет теряется, если у педагога слова расходятся с делами, если требования, предъявляемые к студентам, он не считает обязательными для себя, если характер требований, стиль руководства, тон перестают соответствовать уровню воспитанности подростков, если мастер п/о перестает удовлетворять интеллектуальные и профессиональные запросы студентов. Большое влияние на рост авторитета мастера п/о оказывает его умение убеждать. Педагог должен чаще советовать, показывать, внушать и реже понукать, приказывать, наставлять, выговаривать. Свою власть надо использовать в крайних случаях и в минимальном размере. Одним из важных волевых качеств мастера п/о является умение требовать. Но требовательность может дать положительный результат, если она соединяется с уважением к студентам. Ребята говорят, что любят строгих, но справедливых педагогов, им нравится, когда с них требуют и когда внимательно наблюдают за их работой, ведут тщательный ее учет. Требовательность мастера п/о выражается в том, что он заставляет каждое дело обязательно доводить до конца. Требовательность дает положительные результаты, если мастер п/о наряду с ней обладает педагогическим тактом, умением учитывать возрастные и индивидуальные особенности студентов. Педагогический такт – особое чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что мастер п/о делает: его слов, поступков, общения с ребятами. Педагогический такт проявляется во вдумчивом, внимательном и доброжелательном отношении к студентам, в нравственной чистоте и силе педагога. Любое проявление чувств мастера п/о, гнев, радость, ласка, юмор - при наличии педагогического такта являются полезным и необходимым элементом воздействия на воспитанников. Мастер производственного обучения никогда не должен злоупотреблять выговорами и внушениями студенту в присутствии его товарищей. Порицание перед коллективом следует считать крайней мерой. Беседы наедине обычно воздействуют сильнее, т.к. они свидетельствуют о тактичности, доброжелательности, а главное – озабоченности педагога по отношению к провинившемуся студенту. Мастер производственного обучения, безусловно, должен быть объективным человеком, одинаково относиться ко всем ребятам независимо от своих личных симпатий и антипатий. Он же, как лидер, должен быть, напротив, субъективным человеком, т.е., положительно, эмоционально, пристально относиться к студентам. Близко к сердцу принимать все волнующее их, сочувствовать и переживать.
Как мастер п/о, я в любых ситуациях стараюсь быть тактичной с ребятами, подметить в студентах лучшие качества и похвалить их за это. Поощряю отдельных ребят за успешное выполнение заданий и примерную дисциплину. Не забываю поздравить своих студентов с днем рождения, днем строителя. Мастер п/о оказывает влияние на молодежь не только внутренними качествами своей личности, но и своим внешним видом, манерами поведения, поэтому мастеру п/о необходимо быть начеку, неустанно следить за каждым своим шагом, всегда быть опрятным, подтянутым, вежливым, соблюдать те нормы поведения, которые требуем от студентов. В процессе работы, мастер п/о постепенно воспитывает у них много полезных привычек.
Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность. Поэтому нельзя с одной меркой подходить ко всем студентам. Проблема индивидуального подхода требует заботы мастера п/о не только о неуспевающих, но и о способных ребятах, чтобы не тормозить их движения вперед. С этой целью на уроках производственного обучения нужно сразу же дать новое задание тому, кто уже выполнил предыдущее.
Подводя итоги, надо еще раз отметить, что своим трудом и всем образом жизни мастер производственного обучения должен давать пример студентам, как в работе, так и в отношениях с другими людьми. Свое влияние на молодежь он осуществляет через коллектив, опираясь на лучших, наиболее сознательных и активных подростков. В отношении со всеми он проявляет педагогический такт, учитывая индивидуальные и возрастные особенности своих воспитанников.
Наше время – это время напряжения всех сил. Если мы можем строить дома, сваривать металл, добывать уголь, выращивать пшеницу – это хорошо. Этому стоит посвятить жизнь. Но если мы можем научить многих людей стоить дома, сваривать металл, выращивать пшеницу – это еще лучше. Как же этому не посвятить свою жизнь?..