Тлеукабылова Зульфира Минулловна, педагог-психолог, КГУ "Бидайыкская средняя школа", Казахстан, Северо-Казахстанская область, Уалихановский район, село Бидайык
Цель: ознакомить с проектом создания волонтёрского движения в школе
Задачи:
1.Акцентрировать внимание на анализ ситуации и на актуальность данной темы;
2.Определение цели и задач;
3.Ознакомить с методами выявления добровольцев из числа учеников;
4.Составление планирования на год;
5.Реализация запланированной деятельности;
6.Анализ и перспективный план работы.
Оборудование: презентация,видео,ватман, маркеры, бланки телеграммы
I.Организационный момент.Психологический настрой
II.Приветствие.
III.Введение в тему. (Просмотр социального ролика)
-Почему сегодня возникла потребность волонтёрского движения детей и взрослых?
Актуальность: подростки приобретают навыки и опыт социально ориентированной личности, она воспитывает в них лидерские качества, позволяет осознать себя как человека, важному и нужному обществу. Включённость в волонтёрство позволяет подросткам решить большинство собственных психологических проблем, определиться с будущей профессией, повысить кругозор и общую осведомлённость о последствиях нездорового образа жизни.
-Кто такой волонтёр?
Волонтёр (от лат. voluntarius — добровольный), Волонтёр — человек, занимающийся общественно полезной деятельностью на безвозмездной основе в зависимости в каком Государстве проводится деятельность. К примеру, в Республике Казахстан с 2020 года планируется внедрение Студенческого Ваучера, или же, выдача студентам дополнительных вознаграждении в виде повышении государственной стипендии на 30%.
Краткая историческая справка. Бесплатная помощь, как их называли ранее, а именно волонтеры появились ещё очень давно. Первое упоминание о помощи другим людям было найдено в Греции, это были Айболиты того времени разъезжавшие по всей стране и помогавшие своим согражданам во время нашествий различных болезней. Именно в таких вещах и проявлялись образы древних волонтёрах. На протяжении всего периода существования человечества люди добровольно и безвозмездно помогали нуждающимся. Волонтёрская деятельность направлена на построение социально ответственного общества. В основе ее лежит альтруизм, бескорыстие, благородство, гласность, гуманизм, милосердие, отзывчивость, сострадание и человечность. Волонтёры трудятся на ниве здравоохранения (вакцинация, борьба с ВИЧ, наркоманией, туберкулезом, другими инфекциями), ликвидируют голод, неграмотность, участвуют в эвакуации раненых, больных, детей и женщин из очагов военных конфликтов и стихийных бедствий, защищают равные права всех слоев населения, помогают заключенным, защищают окружающую среду и т.д. Участником школьного движения волонтёров может стать любой ученик, достигший возраста 14 лет.
IV.Определение цели занятия.
-Давайте определим цель нашего занятия.
(тема выходит на слайде, после появляется цель)
Цель: создание волонтёрского движения в школе.
V.Практическая часть
Шаг №1.Выявление. Метод «Корзина идей»
-Какими способами можно выявить добровольцев(волонтёров)?
3 слайд. Основные условия для подростка, желающего стать волонтером: соблюдение принципов, сформулированных участниками волонтерского движения; поддержание и развитие основной идеи волонтерства; активное участие в работе этого движения; здоровый образ жизни. Движущей силой волонтерского движения является инициатива самих подростков. Конечно, на начальных этапах создания волонтерского движения необходимо приложить усилия для того, чтобы эта группа сформировалась. Мы предлагаем ученикам строить работу по следующим правилам:
1. Будь источником идей!
2. Если ты доброволец, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
3. Уважай мнение других!
4. Не умеешь – научись!
5. Критикуешь – предлагай, предлагаешь – выполняй!
6. Обещаешь – сделай!
7. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания!
Вывод: Итак, наиболее изученным психологами фрагментом волонтерской деятельности на сегодня является, пожалуй, мотивация. Как известно, в основе любой деятельности лежит мотивация, то есть совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. Почему человек решает стать волонтером? Ответ на этот вопрос очень важен. Понимая мотивы своей деятельности («Почему я это делаю?»), мы можем вложить смысл в свою деятельность («Зачем я это делаю?») и достичь цели своей деятельности («Что я имею в качестве результата своей деятельности?»).
Пример из практики.(Приложение№1)
Активный способ выявления (видеоматериал).
Шаг №2. Формирование групп по направлениям.
Вывод. Главный принцип отбора в группу – добровольное участие. Для привлечения обучающихся в волонтёрское движение, используются следующие технологии: организация и проведение социально-значимых мероприятий, лектории, тренинги, тематические классные часы, организация выставок. Гарантия прав участников проекта обеспечивается прежде всего организацией работы и комплектованием групп по следующим принципам:
1. Принцип информированности. Учащиеся заранее имеют право знать о той работе, в которой будут участвовать. Проводится предварительная беседа о том, что означает групповая психологическая работа, какие результаты могут быть получены.
2. Принцип добровольного участия как в целом в проекте, так и в отдельных занятиях, упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы.
3. Принцип доверия, т.е. полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении и доверии друг другу.
4. Принцип активности предполагает реальную включенность учащихся в групповое взаимодействие, вовлечение в ролевые игры, упражнения.
5. Принцип сотрудничества: работа в группе основывается на признании ценности личности другого человека. Все решения принимаются с максимально возможным учетом интересов всех участников группы.
6. Принцип самодиагностики, т.е. самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.
7. Принцип безопасности: принимаются все меры предосторожности против физических, моральных и психологических травм у участников.
8. Принцип исследовательской позиции, т.е. в процессе работы в группе создаются такие ситуации, когда учащимся необходимо самим найти решение проблемы.
Шаг №3. Планирование деятельности на год.
Метод «Снежный ком» Работа в группах. (конкретизировать по четвертям).
Выступление лидеров групп.
Вывод. Из опыта работы. Проект рассчитан на 12 часов. Режим проведения занятий: занятия проводятся 1 раз в месяц. Продолжительность одного занятия – 1 час.
Срок и этапы реализации проекта: проект реализуется в 3 этапа:
- 1-ый стартовый этап: 1 четверть. Формирование и становление волонтерского движения, комплектование групп, распределение социальных ролей внутри объединения, первичное планирование деятельности; разработка регулярных мероприятий. (Приложение№2)
- 2-ой этап активный этап: 2-3четверти. Работа по развитию волонтерского движения, погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации проекта. Подготовка и проведение мероприятий различных форм организации. Осуществление взаимодействия с различными структурами, привлечение обучающихся в социально-значимую деятельность различной направленности. Анализ и самоанализ проделанной работы.
3-ий этап аналитический: 4 четверть. Подведение итогов проделанной работы. Выбор каждым членом добровольческого объединения приоритетного направления дальнейшей деятельности. Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации данного проекта. Планирование дальнейшей деятельности добровольческого объединения и совершенствование волонтерского движения. Проведение традиционных для школьного волонтёрского движения мероприятий в течение года. Пропаганда среди обучающихся возможностей волонтёрства, формирование новых групп.
Шаг №4 Реализация запланированной деятельности.
Работа в группах.
-Разработайте акцию к всемирному Дню инвалидов.(1 декабря)
Презентации работ.
Вывод. Научились разрабатывать и проводить акции. (Из опыта работы)
Миссия школьного волонтёрского движения – внести вклад в развитие толерантного общества через помощь окружающим. Важный эффект проекта – в способности сформировать команду лидеров, которые могут организовывать мероприятия разного уровня и после окончания средней школы. Выпускники – участники проекта, будут с формированной активной гражданской позицией.
VI.Подведение итогов. Анализ проблемы.
-Что на самом деле получают люди, когда работают добровольно?
— расширение социального опыта;
— рост профессиональных навыков;
— самопознание и саморазвитие;
— повышение личной эффективности;
- Что мне дал мастер-класс? (10слов)
Приложение №1
Приложение №2
Календарно-тематический план мероприятий проекта «Время делать добро
»
|