Ткаченко Денис Алексеевич, учитель физической культуры и спорта, КГУ "Советская средняя школа им. У.М. Ахмедсафина", Казахстан, Северо-Казахстанская область, Аккайынский район, село Трудовое
В школе в образовательной области «Физическая культура» предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно – творческую деятельность как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время – во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период.
Актуальность опыта
Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил.
Итогом многолетней работы любого учителя физической культуры, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового образа жизни – главная задача учителя. Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно расширяется.
Противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике:
- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и и здорового образа жизни успешно решаются в данном опыте.
Ведущая педагогическая идея опыта:
Создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления, радость достижения поставленной цели.
Технологический аспект опыта
«Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и с опорой на индивидуальное развитие».
Личная концепция учителя:
- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;
- включение каждого ученика в активную двигательную деятельность;
- создание на уроках физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.
Основные методы:
Формы организации и виды уроков:
Условия:
Результат:
За годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.
Осознание этого помогло мне в свое время сделать для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.
За время педагогической работы у меня сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», использую активные формы обучения: проектирование, проблемные лекции, элементы передовых педагогических технологий.
Цель физического воспитания в нашей школе – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей.
Сущность технологии, по которой работаю, заключается в личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Ребятам предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.
На второй ступени образования, помимо развития физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений, формирую навыки самооценки и самоконтроля при выполнении упражнений. В процессе учебной деятельности ввожу разные типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы.
Третья ступень образования – период тренировки мышечной силы, выносливости, а так же время приобретения теоретических знаний по предмету «Физическая культура». На этом этапе изучения предмета дифференцирую физические нагрузки по половому, психологическому, физиологическому признакам.
Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знание теоретических основ, а так же владение информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах района, области, страны. На каждом уроке провожу информационные беседы, а в конце учебного года на II и III ступени образования – экзамен по теории физической культуры.
Большое внимание уделяю внеклассной работе, организую дни здоровья и спорта, провожу школьные соревнования, с 2010 г. работаю по внедрению проекта «Спортивная суббота».
В школе работает кружок по лёгкой атлетике от районной ДЮСШ.
Творчески подхожу как к проблемам обучения, так и их реализации. Забочусь об укреплении материально - технической базы.
Разработал комплекс упражнений для утренней гимнастики, направленных на укрепление мышечного каркаса позвоночника, мышц свода стопы, общеукрепляющие и дыхательные упражнения. Ежедневное проведение утренней зарядки позволило значительно повысить суточную двигательную активность учащихся. Процент здоровых детей за последние десять лет увеличился с 54.3 до 58.2%.
Систематические занятия физической культурой и спортом в школе способствуют тому, что школа в периоды обострения эпидемии О.Р.З не закрывался на карантин.
Работаю по программе «За здоровый образ жизни». Результатом деятельности в рамках данной программы являются показатели общефизической подготовки учащихся. Ежегодно провожу комплексное обследование физического развития и двигательной активности детей.
Обобщение педагогического опыта в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности позволило мне создать методическую базу мониторинговых исследований в области развития физкультуры и спорта.
Опыт педагогической деятельности позволяет выделить такие траектории мониторинговых исследований как:
1. Оценка качества успеваемости по предмету «Физическая культура»..
2. Сравнение показателей обучающихся по различным разделам физической культуры с нормативами ГОС.
3. Результативность физкультурно-оздоровительной деятельности ОУ, измеряемая через изучение отношения детей к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни посредством тестирования и анкетирования школьников и их родителей.
4. Эффективность спортивно-творческой деятельности ОУ, оцениваемой через изучение условий и образа жизни обучающихся, отношения всех участников образовательного пространства к спортивно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности.
5. Оценка уровня степени удовлетворенности обучающихся и их родителей, выпускников прошлых лет, педагогов, социальных партнеров состоянием спортивно – физкультурной работы школы.
6. Анализ занятости обучающихся, педагогов и родителей в спортивных секциях в школе и за ее пределами, а также в органах ученического самоуправления.
7. Педагогическая экспертиза методических материалов по проблемам здоровьесбережения и здоровьеформирования школьников, развития физической культуры и спорта.
Использую в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии, ресурсы ИНТЕРНЕТ. Учащиеся с интересом создают презентации, освещающие спортивную жизнь школы.
Таким образом, данная работа помогает мне и моим ученикам совместными усилиями достигнуть цели. Я вижу главную задачу: воспитание физически развитой личности через свой предмет.
Я считаю, что данный опыт могут использовать в своей работе учителя физической культуры, работающие в 5-11 классах по любой программе на этапах обучения, обобщения и систематизации знаний, а также как форму контроля.
Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:
1. Работа должна проводиться систематически.
2. Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы.
3. Задания должны быть посильными.
4. Новизна – важное условие повышение интереса учащихся.