Саменова Мейрамгуль Кайсаровна, учитель начальных классов, 3 класс, КГУ «Средняя общеобразовательная школа имени Мухтара Ауэзова», Казахстан, Павлодарская область, город Павлодар
Технология критического мышления в системе начального образования
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления. Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остается далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь идет речь о мышлении [1].
У учителей есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. На уроках русского языка, на этапе усвоения новых знаний можно использовать методы критического мышления. Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Данный термин может относиться практически ко всей умственной деятельности [1].
Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности. Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.
Она предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях и для учащихся разных возрастных групп. Технология формирует базовые навыки человека, открытого информационного
пространства, развивает качества гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):
Данная технология удачно согласуется с традиционными формами преподавания, некоторые элементы «Критического мышления» хорошо знакомы казахстанским педагогам, но, в целом, данная разработка является новой для нашей Школы[2].
Опишем основные наиболее часто применяемые приёмы данной технологии:«Корзина» идей, понятий, имен. На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме.
Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в "корзинке" все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения. Применяется на стадии «вызов», «рефлексия» [3].
Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы. В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. Используется на стадиях «вызов», другие этапы урока, домашнее задание.
Учебный мозговой штурм 1 этап - создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап - коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап - выбор наиболее перспективных решений. Используется на стадиях «вызов», «осмысление».
«Карта познания». От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для создания «карты» меньше слов, но больше символов, рисунков, цвета. Стадии «вызов», «рефлексия».
«Перепутанные логические цепочки». Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке. Стадии «вызов», «рефлексия»[3].
Работа в динамических парах /группах («обучение сообща») «Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые - со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения. Стадия «осмысление».
Игра «Как вы думаете» («обучение сообща») Класс делится на группы по 4 - 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда - иногда - всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение. Стадии «осмысление», «рефлексия».
Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов. «Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если... Стадия «рефлексия».
«Кубик» Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос - выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани. Осмысление. Рефлексия [3].
«Карусель» Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы АЗ с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Осмысление
Стратегия «Галерея» После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ. Стадия «Рефлексия».
Преимущества технологии:
- Повышается ответственность за качество собственного образования.
- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим [4].
Аннотация
В статье рассматривается современная технология обучения - технология критического мышления, которая предполагает обучение навыкам мышления. Дано понятие технологии критического мышления и его структурные компоненты. Описаны основные методы технологии критического мышления.
Литература:
1.Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления.
М.: «Открытое общество», 2006.
2.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика: Учеб. -метод, пособие. М: Мирос, 2009.
3.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология.
СПб. Скифия, Альянс «Дельта», 2008.
4.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс «Дельта», 2003.