ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Повышение навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

25 марта 2021 г.

Никифорова Наталья Васильевна, учитель начальных классов, 4 класс, КГУ "Общеобразовательная школа №2 г. Есиль отдела образования при Есильской районе Управления образования Акмолинской области", Казахстан, Акмолинская область, Есильский район, г. Есиль

Повышение навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Повышение навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе

Орфографическая грамотность представляет собой составную часть языковой культуры, выражает точность мысли и грамотность ее выразителя.

Культура речи – это «одежда мысли», по речи человека можно, безусловно, определить уровень интеллекта и духовности человека.

В современной школе главная задача обучения русскому языку младших школьников – формирование орфографической грамотности. Именно орфографическая грамотность является способом грамотного выражения мыслей, что способствует развитию письменной коммуникации.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы.

Актуальность этой темы заключается в том, что первый этап в освоении русского языка является довольно-таки сложным, ведь русский язык относится к категории сложных языков для изучения.

И от того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение.

 

В настоящее время в нашей многонациональной республике Казахстан, русский язык имеет статус языка межнационального общения и активно используется нашим населением. Еще первый президент Казахстана, Нурсултан Назарабаев, наш Елбасы провозгласил развитие трехязычия в Казахстане, что и сейчас развивается.

В этой связи, я считаю, что необходимо учить детей не только грамотно писать и говорить, но и осознавать величие русского языка, его древнюю историю становления, его огромное значение в жизни образованного, интеллигентного человека.

Актуальность этой темы заключается в том, что первый этап изучения русского языка начинается в начальной школе. Во многом зависит дальнейшее успешное обучение по любой школьной дисциплине от того, как будет сформирована орфографическая грамотность на начальном этапе обучения.

Формирование орфографической грамотности является результатом изучения всех других разделов науки о языке. По этой причине наибольшие затруднения встречаются у учащихся в начальной школе на первом этапе формирования орфографического навыка, а дальше идут учащиеся, имея багаж знаний. От того, какой уровень подготовки у учащихся в младших классах, зависит успеваемость в старших классах.

Начальным этапом в работе над орфографическими ошибками является их предупреждение. Учителя в процессе своей деятельности часто сталкиваются с обилием ошибок, допускаемых учениками.

В чем причина и какие способы устранения существуют? Как научить детей писать без ошибок? Определенного ответа на эти вопросы нет, но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее. Поэтому ученые, психологи, педагоги, в поиске причин низкой орфографической грамотности, чтобы принять реально действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.

В процессе изучения многочисленной литературы в этой области и опыта многих педагогов и психологов, я пришла к выводу о том, что формирование орфографической зоркости у учащихся – важное звено в работе по формированию орфографических навыков. Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин многочисленных ошибок учащимися, а также их непонимания той или иной ошибки.

Уровень сформированности орфографической зоркости и состояние организационной работы по формированию грамотной письменной речи в современной школе – актуальная проблема современной педагогики. 

Главное в обучении правописанию – орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Но решение возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Соответственно, умение обнаруживать орфограммы, т.е. орфографическая зоркость, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

В своей работе для повышения орфографической зоркости у детей я использую следующие способы и приемы: списывание, письмо с проговариванием, комментированием, орфографические минутки, скоростное письмо, звуковой анализ слов, письмо с простукиванием, работу с различными словарями. Для выделения орфограммы и запоминания ее правописания в своей практической деятельности применяю рифмованные правила – «запоминалки». Эффективным является и другое упражнение: поиск орфограмм в «чистом» тексте. В ходе работы над данной проблемой я подобрала дидактические задания, формирующие словообразовательные и грамматические понятия, развивающие орфографические навыки, сочетающиеся с заданиями занимательного характера, имеющие цель развивать внимание, логическое мышление, любознательность, воображение и снятие усталости.

Как только ребенок приходит в школу, в подготовительный класс, я сразу обучаю правильному письму и его особенностям. Еще на этапе распознавания гласных и согласных у детей не должно оставаться непонятных моментов, я всегда говорю им, задавать любые вопросы и не стесняться, чтобы потом не приходилось «нагонять» пробелы.

С целью активизации познавательной деятельности уделяю большое внимание применению игровых ситуаций, дидактических игр, т.к. игра в дошкольный период является ведущей деятельностью ребенка, именно она наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка, пробуждая интерес к познанию, науке, книге, учению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, значительно повышается работоспособность.

С целью активизации познавательной деятельности, реализации скрытых возможностей каждого школьника можно использовать нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: уроки-сказки, КВН, уроки-путешествия, интегрированные уроки, уроки-проекты. На таких уроках раскрываются творческие способности учащихся, их скрытые таланты.

Как показывает практика, учебный материал со стандартных уроков запоминается и воспринимается хуже, чем тот, что разбирается, изучается, обобщается на уроках нестандартных.

В своей педагогической деятельности с целью повышения качества знаний обучающихся я использую современные педагогические технологии:

- дифференцированное обучение;

- интеграцию учебных занятий;

- проблемные ситуации;

- использование ИКТ.

Я использую технологию уровневой дифференциации для учащихся с разным уровнем знаний, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение этой технологии вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности, необходимые умения и навыки, активизирует речемыслительную деятельность. Дифференцированный подход я использую также при определении домашнего задания.

Процесс обучения под влиянием межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов обучающихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Применение метода проблемного обучения способствует активизации мыслительной деятельности, знакомит их с методами научного исследования. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Современное информационное общество предъявляет новые требования в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий. Владение этими технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, владеющий технологиями и информацией, имеет нестандартный стиль мышления, иначе подходит к решению любой проблемы. Основными принципами, которыми я руководствуюсь в процессе своей работы, являются:

- Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества.

- Использование все видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, ассоциативной.

- Информация не дается в готовом виде, а зарождается и систематизируется в процессе поиска, включающего в себя наблюдение, мыслительный эксперимент.

- Разнообразие видов деятельности на уроках.

- Принцип обогащения орфографического опыта учащихся.

- Принцип наглядности.

На своих уроках и в процессе подготовке к ним для создания наглядности (презентаций), тестов (контрольных и обучающих), творческих образовательных продуктов я использую различные интернет-программ. Простые дидактические материалы, которые предлагаю детям для самостоятельной работы в классе, создаю в текстовом редакторе Word. При подготовке к урокам и при проведении уроков использую возможности Интернета, различные познавательные интернет-ресурсами, онлайн – дидактические игры, задаю презентации своим ученикам/

Первый этап – теоретический – посвящен изучению и анализу педагогической, методической литературы по обозначенной проблеме. С помощью диагностики на начальном этапе был выявлен уровень развития орфографической зоркости у учащихся

 Второй этап –  экспериментальный, на котором проводилась работа по экспериментальному обоснованию исследования; осмысление и обработка данных эксперимента, их методико-педагогический анализ. Систематизация и обобщение результатов, самостоятельное конструирование уроков и внеклассных мероприятий, направленных на развитие орфографической зоркости учащихся. На этом этапе применялись различные способы совершенствования орфографической зоркости через активные формы и методы обучения.

Третий этап –обобщающий – был посвящен анализу работы, обобщению и систематизации полученных данных по использованию активных форм обучения для развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Итак, проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, методистов, родителей. Не менее актуальной она остается и в наши дни, так как, несмотря на огромные усилия педагогов, грамотность письменной речи их воспитанников остается в целом весьма низкой. Об этом говорят многочисленные ошибки в письменных работах школьников. В чем искать выход из такого положения? Конечно же, не в том, чтобы работу над орфографией рассматривать как приоритетное направление в системе обучения русскому языку и отводить ей ведущее место в учебном процессе. Выход, как я полагаю, следует искать в совершенствовании методики обучения правописанию в широком понимании, то есть в использовании более эффективных приемов.

Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты:

- учащиеся усвоили основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;

- достигнут довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся;

- возрос интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину