Голенская Марина Евгеньевна, Преподаватель вокально-хоровых дисциплин, КГКП ДШИ №3, Казахстан, Карагандинская область, г .Караганда
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который призваны изменить».
(М. Горький).
Сейчас существует много разных методик и программ для того чтобы быстро и качественно запомнить ноты, их названия, звучание и расположение на нотном стане. На первом этапе можно попробовать музыкальную игру Теремок. Для этого понадобится карточки с названием нот и лист с нотным станом, оформленный в виде домика - теремка. За основу игры взята всем известная р. н. сказка «Теремок». Ребята с большим энтузиазмом включаются в деятельность. Играя, дети лучше запоминают, быстрее понимают, что от них требуется. Игра помогает добиться выполнения многих педагогических задач. Игра - это не только источник радости, но и средство обучения.
Музыкальная сказка Теремок представлена в виде основы для творчества и воображения. Следует только придерживаться последовательности добавления нот и пения точной высоты звука. А вот как «нотки» будут приглашать к себе в домик жить или придумывать слова для представления той или иной нотки, здесь полная свобода выбора и фантазии. Иной раз удивляешься сколько скрытых талантов в ребенке! Одни ребята с легкостью подбирают рифмы, другие демонстрируют яркий и зычный голос в разговорной речи. Некоторые предлагают иные решения для развязки сюжета. Творчество без границ! Итак: музыкальная сказка «Теремок»
Стоит в поле теремок он не низок - не высок. Идёт мимо теремка нота До и спрашивает: Терем, теремок, кто в нотном тереме живёт? Никто ей не ответил. Взяла нота До скрипичный ключ, открыла теремок и стала там жить. Сидит у окошечка и песенку свою поет: До-до-до-до. Проходила мимо теремка нота Ре и спрашивает: - Терем, теремок, кто в нотном тереме живёт? - Я, нота До. А ты кто? - Я, нота Ре, первый лучик на заре. - Ступай жить ко мне в теремок. Стали они жить вдвоём.
Идёт мимо теремка нота Ми и спрашивает: Терем, теремок, Кто в нотном тереме живёт? - Я, нота До. - Я, нота Ре. А ты кто? - Я нота Ми. А что ты умеешь делать? - Я умею петь песенку: Были все они детьми, в хоре пели ми-ми-ми. - Ступай к нам жить в теремок. Стали они жить втроём.
Идёт по полю нотки Фа и Соль, увидали домик, спросили: Терем, теремок, кто в нотном тереме живёт? -Я, нота До. - Я, нота Ре. - Я, нота Ми. А вы кто? -Я нота Фа, а я нота Соль. А вы кто? Мы нотки До-ре-ми, до-ре-ми спеть любую попроси… А у вас есть песенка? - Конечно! - Фа-соль, фа-фа-соль, на окне растет фасоль. - Ступайте к нам жить в теремок. Вот стали они жить впятером.
Идёт мимо теремка нота Ля и спрашивает: Терем, теремок, кто в нотном тереме живёт? - Я, нота До. - Я, нота Ре. - Я, нота Ми. - Я, нота Фа. Я, нота Соль. А ты кто? - Я нота Ля! Тра-ля-ля, жизнь весёлая ля-ля. - Ступай к нам жить в теремок. Стали они жить вшестером.
Идёт мимо теремка нота Си и спрашивает: Терем, теремок, кто в нотном тереме живёт? - Я, нота До. - Я, нота Ре. - Я, нота Ми. - Я, нота Фа. - Я, нота Соль. - Я, нота Ля. А ты кто? - Я, нота Си, спою когда ни попроси. - Ступай к нам жить в теремок.
И стали жить вместе семь нот в нотном теремке дружно и весело! Каждый вечер они садились на свои линейки и пели песенку: до, ре, ми, фа, соль, ля, си - спеть любую попроси.
Стоит в поле теремок, теремок, он не низок - не высок, не высок. Ноты в тереме живут, в гости всех к себе зовут!
В заключении хотелось бы сказать о пользе игр на занятиях. Великий чешский педагог - демократ Ян Амос Коменский считал игру необходимой деятельностью ребенка, в которой развиваются все виды способностей ребенка. Представленная игра Теремок помогает использовать свои навыки и когнитивные способности. Развивается память, мышление, воображение, фантазия. Дети учатся выражать себя в пространстве, где никто не оценивает их по результатам, учатся думать самостоятельно. У детей развиваются коммуникативные способности, приобретается опыт общения. И еще один положительный момент, это снятие психологического напряжения через эмоции. Детское воображение – это гениальный инструмент психики, которая позволяет обзавестись новыми навыками, важными для дальнейшей жизни детей.
Список использованной литературы
1. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013.. № 2. С. 15–24.
2. Смирнова Е. О., Гударёва О. В. Игра и произвольность современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 12–20.
3. Усова А. Б. «Роль игры в воспитании детей» М. 1976 г.
4. Ядешко В. И., Сохина Ф. А. «Дошкольная педагогика» М. Просвещение 1978 г.