Курмангалиева Гульайм Узакбаевна, учитель начальных классов, 3 класс, КГУ" Павловская начальная школа отдела образования района Беимбета Майлина" Управления образования акимата Костанайской области, Казахстан, Костанайская область, район Беимбета Майлина, село Павловка
«Индивидуальное обучение – как метод сохранения и развития индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей»
Описание передового педагогического опыта
Раздел 1.
Информационный.
1. Тема опыта: «Индивидуальное обучение – как метод сохранения и развития индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей»
2. Сведения об авторе опыта: Курмангалиева Гульйм Узакбаевна
Год и дата рождения: 12 апреля 1975 года
Национальность: казашка
Образование: средне специальное
Специальность по диплому: Рудненский социально-гуманитарный колледж «Начальное образование»
Закончила: Квалификация: учитель начальных классов
Закончила: Рудненский социально-гуманитарный колледж «Начальное образование»
Стаж педагогической работы: 11 лет
Стаж работы в данной должности: 11 лет
Стаж работы в данной организации: 11лет
Сведения о повышении квалификации:
Костанай 2019 год «Образовательные технологии, как средство развития компетентности младшего школьника»
Астана 2019 год – Центр «Педагогики и Психологии», с целью содействия поиску педагогических идей по обновлению и совершенствованию повышения качества образования, повышение профессионального мастерства педагогов и психологов.
Костанай 2018 год «Курсы по образовательной программе повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций в рамках обновления содержания среднего образования РК»
Алматы 2020 год – Республикалық жоба «Білім беру технопаркі» Орта білім беру мектептерінде сапаны басқару технологиясы Биоақпараттану және Синергетика
Костанай 2018 год «Развитие профессиональных компетентностей учителя начальных классов в условиях внедрения государственного общеобязательного стандарта начального образования РК»
Звания, награды: Награждена Почетными грамотами районного отдела образования, благодарственное письмо акима района.
Результаты аттестации: 2016 год, первая квалификационная категория.
Участие в профессиональных конкурсах: участник районного конкурса «Модель методической работы в начальных классах»
Обобщался опыт учителя в школе по проблеме: «Игровая технология, как способ повышения качества знаний на уроках и во внеурочное время»
3. Опыт представлен: Подробным описанием содержания опыта,
аналитическим материалом, методическими разработками..
4. Степень новизны опыта: усовершенствование.
5. Способ получения нового: опытничество, научно - исследовательская
деятельность.
6. Содержательно- целевая направленность опыта: содержание
образования, методическая работа.
7. Длительность функционирования опыта: с 2017 до 2020 г.
8. Диапазон опыта: модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения.
Раздел 2.
Технологический.
Сегодня к школе приковано особое внимание, так как государству нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди. Именно таких учеников должна выпускать школа. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего дальнейшего обучения. В первую очередь это умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Для осуществления этого требуется умело организовывать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательную активность улучшающую усвоение материала и развивающую в них внимательность, гибкость ума. Перед нами педагогами начального обучения стоит задача не только научить детей писать, читать, решать, но и развивать их во всех направлениях учебного процесса, то есть применять новые инновационные технологии.
Основными условиями возникновения и становления
проблемы опыта являются:
- недостаточное овладение учащимися методами и приёмами;
- необходимость развития познавательных процессов при обучении;
- творческий поиск методов и приемов, активизирующих учебную
и внеурочную деятельность учащихся;
- желание учащихся узнать новое;
-коллектив единомышленников (учитель-ученик), работающих творчески,
помогающих друг другу на пути познания.
Идея педагогического опыта: Сущность опыта состоит в создании системы работы, основанной на принципе педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; ориентации на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним; учете индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; в создании психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании на уроках и во внеурочное время условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой познавательной деятельности. организации учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Цель данного опыта:
Задачи:
-Обеспечить оптимальную организацию воспитательно-образовательного процесса на основе интеграции основного и дополнительного образования в условиях учебного сообщества (класс и внеклассные занятия)
- С целью обновления содержания образования использовать индивидуальную технологию.
- Использовать современные методы и технологии.
- Сформировать образовательное пространство класса, способствующее развитию интеллектуального, творческого потенциала личности младшего школьника.
-Отработать систему мониторинга по отслеживанию достижений учащихся в учебной и развивающей сферах.
2. Средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность.
Для реализации актуальных целей и задач обучение осуществлялось по проведению уроков и внеклассных занятий по предметам.
Использовались разнообразные формы учебных и внеучебных занятий.
Основная форма занятий: урок, игра, путешествие, представление, создание проектов, практикум и др.
Внеучебные занятия:
- коррекционные;
- кружки;
- экскурсии;
- праздники;
-наблюдения;
-фотография;
- путешествия;
- игры.
Система дополнительных занятий с учащимися нацелена на расширение и углубление получаемых на уроке знаний, развитие творческой активности.
Преобладающей деятельностью является – учебная и внеклассная.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, исследовательская, коллективная, интегрированная, самостоятельная.
Приёмы, направленные на формирование интеллектуального, творческого потенциала личности: наблюдение, сравнение, классификация, анализ, обобщение.
Практические методы: работа с учебником, самостоятельная работа, работа с интернет-носителями, индивидуальная работа, работа в группах, работа с печатными изданиями.
Технологии, использованные в учебно-воспитательном процессе в рамках реализации целей и задач данного опыта:
- Технологии индивидуализации обучения (Унт Инге Эриховна)
- Игровые технологии.
- Дифференцированное обучение (Гузик Н.П.)
- Личностно-оринтированное обучение (Якиманская И.С.)
2.Концепция изменений.
Использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавательного и интеллектуального развития детей, их личностной самооценки, самоуважения и чувства собственного достоинства.
Преимущество данного опыта состоит в переходе от установки «формирование» к установке «саморазвитие», создание у учеников положительной мотивации к самостоятельной деятельности.
Научная новизна опыта заключается в практической реализации прогрессивных методов и приемов обучения младших школьников, обеспечивающих эффективное развитие творческих способностей, мыслительных процессов, знаний, умений и навыков, что подтверждается положительными результатами мониторинга. Определенные трудности вызываются трудоемкостью процесса подбора и оформления учебного и внеурочного материала.
3.Условия реализации изменений.
Наличие учителя с высшим образованием.
Накопленный арсенал форм, приемов и методов для развития интеллектуальных, познавательных способностей учащихся.
Наличие материальных и программно-методических ресурсов (компьютер, интерактивная доска.)
Разработка авторских рабочих программ.
Создание благоприятных условий для разностороннего развития каждого ребёнка.
Использование гуманного подхода при организации учебно-воспитательного процесса; активизация учебно-познавательной деятельности с учетом дифференциации и индивидуализации личностного подхода; создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках.
5. Описание инновационного опыта.
Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества, то
создавай такие условия, чтобы искорки их
мыслей образовывали царство мыслей, дай
возможность им почувствовать себя в нем властелинами.
Ш. А. Амонашвили
По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. По данным психических исследований, наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения.
До последнего времени современное обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях только одну сторону способностей – исполнительскую, а более сложная и важная сторона, творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне.
В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих познавательных способностей в раннем возрасте.
Размышляя над этим, сопоставляя взгляды великих педагогов с собственными суждениями, была выбрана тема работы «Индивидуальная деятельность учеников в разных формах работы, как условие развития личности» Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности.
Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё А. Дистервег писал: «Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны».
Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих познавательных способностей учащихся.
Цель педагогического опыта - Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей). Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся. Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика. Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Управление учебным процессом складывается из планирования собственно деятельности учителя и деятельности учащихся на уроках, организации работы, стимулирования интереса к учению, активности школьников по усвоению знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, в т.ч. во внеурочной деятельности, контроля за учебным познанием школьников. Использование компонентов информационно-коммуникационных технологий, коммуникативно-деятельностного подхода в обучении учащихся позволяет строить такое обучение, которое способствует познавательному развитию личности.
Новые технологии индивидуального обучения: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, «Портфель ученика»
Обучение в сотрудничестве - методы:
1. Student Team Learning (STL, обучение в команде), индивидуальная работа в команде, обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению.
2.Метод «Пила» – «встреча экспертов»
3. «Учимся вместе» (Learning Together).
4. Исследовательская работа учащихся в группах.
Метод проектов: Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Типы проектов: исследовательские проекты, творческие проекты, ролевые, игровые проекты, ознакомительно-ориентировочные информационные) проекты, практико-ориентированные (прикладные) проекты.
Повышение уровня интеллектуального развития учащихся приводит к повышению результативности обучения. Ежегодно учащиеся показывают 100% успеваемости. Отмечается высокий процент качества знаний учеников, что позволяет им ежегодно успешно участвовать в школьных олимпиадах, Опыт работы адресован творчески работающим учителям, заинтересованным в решении проблемы развития индивидуальных способностей учащихся.
В процессе изучения технологии индивидуального обучении работа проводилась над маленькими проектами. В основном по познанию мира: Защита проектов «Птицеферма» и «Выращивание хлеба» (дети сами выбирали темы буклетов «Ягоды», «Птицы», «Времена года», «Мои любимые животные»), защита плакатов «Берегите воздух!» и «Берегите воду!»
С Косолаповым Вадимом была начата работа над проектом «Мир динозавров» У ребенка очень хорошо развито воображение, моторика. Вадим вылепил всех динозавров, которых видел в книгах и выступил перед детьми с рассказом о каждом динозавре. Вадим закончил работу над проектом «Жизнь пчел» и работал над проектом «Содержание тритона в домашних условиях»
С учащимися 2019 -2020 года была проведена работа над двумя проектами «Занимательная математика» и «Части речи» по русскому языку. Цель: работа над проектами способствует усвоению знаний, самостоятельности, учащиеся учатся доказывать свою точку зрения. (прилагаются проекты в электронном виде) Учащиеся работали над проектом «Как прекрасен этот мир» Применялся метод работы с печатными изданиями. Следующая тема по познанию мира «Что значит для (птиц, животных, растений, рыб, людей) воздух и вода» Учащиеся по желанию выбирали объект и старались создать на бумаге то, что значит для выбранного объекта воздух и вода.
С учащейся Шакаровой Аружан мы работали над проектом «Канарейки – это украшение дома?!» Цель: выяснить, как канарейки попали в другие страны, как попали в Россию, сколько видов канареек существует в мире, Действительно ли «Канарейки – это украшение дома?!»Задачи: овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы; почувствовать вкус в поисково-исследовательской деятельности; научиться методам и приемам научного исследования; научиться работать с литературой; стать пропагандистом в значимой для себя области знаний.
Перспективы работы: Наблюдать за ростом, развитием и размножением канареек, зарисовывать и фотографировать повадки, кормление канареек. Полученные рисунки и фотографии можно будет использовать на уроках изобразительного искусства, трудового обучения и познания мира. Полученные знания помогут учащейся в получении профессии ветеринара.
Также нельзя не коснуться и воспитательной работы. В воспитательной работе также можно использовать метод проекта. Темы проектов «Спасибо мама!», «Моя семья», «Мы за Здоровый образ жизни», «Современное село глазами детей», «Город будущего»
6.Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность.
Наибольшую эффективность обеспечили следующие условия:
- Сбор материала по индивидуальным технологиям.
- Оснащение кабинета дидактическим, раздаточным, справочным, демонстрационным материалом, дополнительной литературой по предметам.
- Наличие классной библиотеки, кружковой работы, занятий по интересам.
- Использование ИКТ.
III. Результативность опыта.
Повышение уровня интеллектуального познавательного развития учащихся приводит к повышению результативности обучения. Ежегодно учащиеся показывают 100% успеваемости. Качество знаний учащихся в 2020-2021 году стабильное и высоко
Четверть |
Кол-во отлич ников |
Кол-во хороши стов |
% успева емости |
Динамика успевае мости |
% качества |
Динамика качества |
1 четверть |
2 |
1 |
100 |
Стабильно |
100 |
Стабильно |
2 четверть |
2 |
1 |
100 |
Стабильно |
100 |
Стабильно |
3 четверть |
2 |
1 |
100 |
Стабильно |
100 |
Стабильно |
4 четверть |
2 |
1 |
100 |
Стабильно |
100 |
Стабильно |
год |
2 |
1 |
100 |
стабильно |
100 |
стабильно |
Предмет |
по результатам внешнего мониторинга |
||
|
2018-2019 год |
2019-2020 год |
2020-2021 год |
Математика |
75 |
75 |
100 |
Русский язык |
75 |
75 |
100 |
Литература |
75 |
75 |
100 |
Казахский язык |
75 |
75 |
100 |
Познание мира |
75 |
75 |
100 |
Трудовое обучение |
100 |
100 |
100 |
Изобразительное искусство |
100 |
100 |
100 |
Музыка |
100 |
100 |
100 |
Физическая культура |
100 |
100 |
100 |
Повысилась качественная успеваемость учащихся: слабые учащиеся испытывают учебный успех, имеют стабильные оценки и избавляются от комплекса неполноценности; сильные быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие способности. У детей повышается интерес к предметам, развиваются навыки самостоятельной работы, творческие способности, формируется общественное мнение.
Экспертное заключение
Опыт заслуживает обобщения и распространения на школьном уровне. Рекомендуется разместить как сам опыт, так и разработки индивидуальных заданий, а также дать консультации, практикумы, открытые уроки для коллег.
Уровень знаний, умений учащихся соответствует прогнозируемому результату. Успеваемость 100%, качество 64, 70%. Дети участвовали в конкурсах и интеллектуальных играх «Ак бота», «Атамекен» и «Русский медвежонок». 2 место в конкурсе «Русский медвежонок» Участвовали в создании проектов «Изучаем русский язык», приготовили презентации по математике «Занимательный материал 1-4 класс», создание буклетов по познанию мира.
Результативность работы со способными и одаренными детьми
(НОУ, олимпиады, конкурсы)
Ф.И учащегося |
Название конкурса |
Класс |
Место |
Бабарыко Данил |
«Ак бота - 2019» |
4 |
2 |
Бабарыко Данил |
«Золотое руно»-2019 год |
4 |
2 |
НурхельдиевАсан |
«Атамекен»-2019 |
2 |
1 |
ЕсеркеповаАружан |
«Золотое руно»-2019 год |
3 |
1 |
Карабалина Амина |
«Золотое руно»-2019 год |
4 |
1 |
НурхельдиевАдиль |
«Кенгуру – математика для всех» 2019 год |
3 |
3 |
ЕсеркеповаАружан |
«Казахский язык»- 2020 год |
4 |
1 |
НурхельдиевАсан |
«А ну-ка вспомни!»-2020 год |
2 |
1 |
НурхельдиевАдиль |
«Акбота»-2020 год |
4 |
3 |
НурхельдиевАдиль |
«Британский бульдог»2019 год |
4 |
1 |
ЕсеркеповаАружан |
«ЧиП» -2020 год |
4 |
3 |
НурхельдиевАсан |
«Однажды в сказке»-2019 год |
3 |
2 |
ЕсеркеповаАружан |
Дистанционная олимпиада по предмету начальные классы «Қазақстан ұстаздары» -2021 год |
4 |
1 |
ЕсеркеповаАружан |
Дистанционная олимпиада по предмету қазақ тілі «Қазақстан ұстаздары»- 2021год |
4 |
1 |
Нурхельдиев Адиль |
Дистанционная олимпиада по предмету начальные классы «Қазақстан ұстаздары» - 2020год |
4 |
1 |
Нурхельдиев Адиль |
Дистанционная олимпиада по предмету қазақ тілі «Қазақстан ұстаздары» -2019год |
4 |
1 |
Раздел 3.
Внедренческий.
1. Условия функционирования опыта.
Функционирование и апробация данного опыта осуществлялись при следующих условиях:
- Тип образовательного учреждения: КГУ «Павловская начальная школа»
- Начальные классы.
- Материальная база способствует повышению качества обучения с учётом адаптационных возможностей учащихся: кабинет оснащён необходимой наглядностью, дидактическими, раздаточными, демонстрационными материалами.
Педагог имеет первую квалификационную категорию:
2.Фотографии учителя (портрет, фотографии урока и внеклассных занятий)
3.Авторская работа «Игровые и обучающие занятия с детьми 7-10 лет»
4.Сценарии внеклассных занятий и общешкольных праздников.
5.Доклады и презентации по технологиям (игровые, дифференцированные, индивидуализации обучения)
6.Презентации учащихся на темы: «Правила русского языка», «Занимательная математика»
7.Научный проект по теме «Использование тыквенных растений в жизни человека»