ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Новые подходы в обучении младших школьников на уроках познания мира

20 сентября 2021 г.

Ниякая Наталья Николаевна, учитель начальных классов, КГУ «Заречная школа - лицей отдела образования Костанайского района» Управления образования акимата Костанайской области, Казахстан, Костанайская область, Костанайский район, с.Заречное

 

 

Новые подходы в обучении младших школьников на уроках познания мира

Новые подходы в обучении младших школьников на уроках познания мира.

 «Чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь!» – мое педагогическое кредо.

 

Работая с детьми, постоянно находишься в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали способности учащихся и позволили бы им продуктивно работать. Учителю необходимо отобрать материал, продумать этапы урока, предусмотреть новые подходы и современные технологии к проведению урока. В послании народу президент Казахстана Касым – Жомарт Токаев говорит: «Политику поддержки учителей мы будем поддерживать. Вместе с тем в условиях глобальных изменений велика вероятность, что полученные знания устаревают раньше, чем выпускник выйдет на рынок труда. Поэтому перед министерством стоит неотложная задача по адаптации учебных программ к новым реалиям». Под адаптацией учебных программ, я понимаю применение новых подходов в обучении и воспитании обучающихся. Планируя свои уроки, первым делом я опираюсь на требования ГОСО и программ обучения, технологиям планирования уроков, методам обучения, среднесрочному планированию. При их составлении передо мной стоит вопросчему и как я хочу научить детей? В своей работе, я применяю не только обычные методы и приемы обучения, всегда стараюсь использовать инновации, нестандартные уроки, уроки с использованием информационно – коммуникационных технологий, путешествия, сказки и т.д.. В условиях дистанционного обучения реализация задуманных уроков становится сложным. Для реализации задуманных планов я обращаюсь к знаниям и умениям, новшествам коллег, интегрирую на свои уроки их опят, технологии, «фишки», приемы оценивании, рефлексии и обратной связи. Предметы естественно – математического цикла, такие как познание мира и естествознание, по моему мнению, более приспособлены для применения новых активных подходов к обучению. Здесь наиболее продуктивной формой на уроке становится работа в группах, причем, на каждом уроке группы будут меняться местами, функциями и способами обучения, для того, чтобы все ребята смогли поучаствовать в разных формах деятельности прочувствовать ответственность за выполнение группового задания, считаю это своеобразной изюминкой в своем планировании. Структура любого урока, по теории стратегий критического мышления, состоит из трех этапов: вызова, осмысления и рефлексии. Каждый урок сопровождается презентацией, способствующей более продуктивному усвоению темы всеми учениками, имея значение для наглядного представления материала. Упражнения для учащихся, имеющих слабую мотивацию в обучении, предполагают общую работу с более успешными в учебе детьми, которые могут самостоятельно познакомиться с новым материалом и выполнить сложные задачи. Все материалы к урокам я отбираю с учетов возрастных особенностей, которые не должны вызывать затруднений у учеников. Благодаря изучению передового опыта коллег, я полностью переосмыслила свой подход при организации учебного процесса. Согласно модулю «Новые подходы в обучении» программы трехуровневых курсов в условиях обновления содержания образования, опираются на педагогические подходы, такие как, «»обучение и преподавание на основе диалогического обучения», «обучению тому, как обучаться»  и др.. На этапе вызова на всех уроках я использую тренинги, круги радости или настрой на урок, которые помогают развитию взаимопомощи и взаимопонимания, единению учащихся класса и коллектива в целом. До использования новых подходов и приемов обучения, я думала, что знаю своих учеников, но эти подходы и приемы в учении указали мне на ошибки в понимании моих учеников, я узнала их другими. Работа в группе, разыгрывание ситуаций, ролевые игры оказали помощь в раскрытии личностных качеств детей, актерского мастерства и тонкости характера детского возраста.  И это, в последствие, помогло в планировании и подборе и отборе нужного материала, технологий, приемов и методов обучения, взяв во внимание особенности детей младшего школьного возраста. Учащиеся стали открыто рекламировать и выражать свои идеи, мысли, делать друг другу замечания и правильно реагировать на них, давать рекомендации, пожелания, советы, самостоятельно выбирать нужные критерии для оценивания, создавать нормы поведения, определить тему урока и изложить цели и задачи. На всех уроках стараюсь помочь, подтолкнуть их к формулированию темы и цели, при этом используя такие задания как: кроссворд, отправные билеты, маршрутные листы, тест, видео ситуации по теме и другое. Учащиеся довольно быстро и активно включаются в этот процесс, т.к. эта работа проводится на каждом уроке. Этап вызова очень важен, так как все этапы взаимосвязаны и взаимозависимы, а известно, что правильное начало – это половина успеха. Конечно, применение групповой работы в 1 классе в первом полугодии из – за возрастных особенностей и адаптации первоклассников дается очень трудно. Не все одинаково осознают правила, важность и нужность работы в группе, становится шумно, тратится много времени, на создание той среды, в которой дети должны работать и добиваться результата. Но ежедневные тренировки, игры, тренинги, приемы, беседы помогают нам с детьми преодолеть препятствия. Становление у учеников навыков самоопределения, саморегуляции- самая нужная и в это же время самая сложновыполнимая задача нынешнего образования. Я думаю, что способность к саморегуляции надо прививать в младшем школьном возрасте. Переделывать или переучивать всегда труднее. Умение саморегуляции у каждого ученика различный, поэтому я принимаю во внимание особенности мышления, воображения, концентрации внимания, памяти и личности в целом всех детей. На этапе вызова уроках я даю возможность учащимся самим определять задачи  и цели урока. Саморегулирование на этом этапе значительнее проявляется у  сильных учеников. Так уже к четвертому году обучения мне не приходится объяснять группам задание. Более сильные ребята, прочитав и объяснив задание другим членам группы, знают, что им необходимо делать, хотя есть и те, кому приходится и объяснять. А, значит, саморегуляция не на достаточном уровне.  Значит – есть, над чем работать и совершенствоваться в самообучении.

Методы обучения и развития критического мышления предполагают формирование у  учеников способностей делать выбор, судить, давать оценку и делать выводы, обобщать или разобщать. В своей работе я уже применяла элементы  развития критического мышления. Изучая такие технологии, я ставила перед собой цели планировать уроки познания мира так, чтобы у учеников сформировывался набор таких компетенций, которые имеют в своей структуре нахождение информации в любых источниках, дивергентно обрабатывать ее, приводить в систему, находить ассоциативные связи, утвердительно доказывать аргументами свое мнение, выбирать и отбирать главное, принимать чужую точку зрения, обосновывать, доказывать, отстаивать, делать выводы.  Обычно критическое мышление связывают с более поздними стадиями образования: с учениками старших классов, либо студентами, но я думаю, что первые основы нестандартного критического мышления могут и должны закладываться и в начальной школе. Поэтому навыки критического мышление старалась развивать, задавая «толстые» вопросы и «вопросы высокого порядка». Так как я работаю с детьми младшего школьного возраста, то раньше большую часть на уроке в первом классе оратором была я, дети лишь объектами обучения, выступали слушателями, отвечали на вопросы, которые били простыми, не требующими полного, развернутого ответа, односложные. Л.С. Выготский характеризует детей данной возрастной категории как учеников, когнитивное развитие у которых происходит в процессе социального взаимодействия. Знания накапливаются в результате привлечения ученика в диалог, беседу. Поэтому, на своих уроках познания мира я опираюсь на жизненный опыт и уже имеющиеся знания детей, включать их в диалог разного уровня ученик – учитель, ученик – ученик, группа – ученик, группа – класс. Здесь большое значение имеет умения учителя и учеников задавать проблемные вопросы, требующие анализа и синтеза в понимании. На начальных этапах это было очень сложно, но практикуясь, нам удалось справиться с этой задачей.  На своих уроках я использую элементы, проблемно – диалогического обучения, т.к. они способствуют эффективному усвоению материала. Так на одном из уроков детям необходимо убедить друг друга, приводя доводы. Этот опыт, подтолкнул меня к более глубокому изучению и внедрению этой технологии. Ведь благодаря ей, ученики смогут самостоятельно искать решение проблемы, а не получать готовый ответ. Значит, моя задача основывается на умении создавать такие проблемные ситуации, в ходе решения которой дети  формулируют тему и цели урока.  Я всегда отмечаю значимость мнения каждого ученика, избегаю отрицательных комментариев: «хорошая попытка», «тебе удается все лучше», «твой ответ очень близок к истине» и т.д.. Устную обратную связь подаю одобрительными комментариями: «Ты - молодец», «Тебе удается лучше», «Ты умница», «Хорошо, правильно», «Замечательный ответ» и многие другие. При оценивании работ учащихся, я столкнулась с проблемами: неумением младших школьников выбрать нужные критерии, объективность самооценивания и взаимооценивания, которое, как правило, проходит по принципу «дружбы». В дальнейшем планирую продолжать работу по применению критериального оценивания, находить лично-направленные задания с учетом особенностей учащихся, учить аргументированному оцениванию. Делая вывод, можно сказать, что, обучение будет зависеть от того, насколько пошагово и грамотно  продуманны приемы и формы оценивания. Благодаря полученному опыту, я пришла к выводу пересмотреть подход к организации учебной деятельности.

Применение на уроках ИКТ усиливает положительную динамику и мотивацию к обучению, пробуждают познавательную деятельность учеников. Поэтому на каждом уроке познания мира применение новых походов сопровождается презентацией, которая включает транслирование неизученного еще материала, динамические минутки, критерии оценивания и т.д. Это позволяет мне разрядить эмоциональный фон и оживить процесс обучения. Применение цифровых образовательных ресурсов как Күнделік, ВilimLand, Онлайн мектеп, программы Google, Master-test.net, Test Pad, Movavi и др.. Планирование уроков на основе идей учения для обучения дало мне возможность более детально изучить новые подходы, техники, приемы и методы, подбор стратегий и техник обучения. Планирую в дальнейшем больше изучить литературы, опыта коллег для развития собственных педагогических навыков и умений. В заключении, хочу выделить, что на уроках, в которых применялись новые подходы, приемы и техники у детей сформировались навыки работы в парах, группах, самостоятельной добычи знаний через активную деятельность, формулирования различных типов вопросов, навыки критического мышления, самооценивания и взаимооценивания, анализирования, систематизирования информации. Дети привыкли работать в группе, в классе была доброжелательная, дружественная среда, что помогла ученикам поверить в себя, чувствоватьсебя благотворно активно работать на уроке, где они могут свободно и открыто излагать свои мысли и мнения. Также для себя я отметила, что групповая работа помогает развивать у детей навыки самостоятельности, самоорганизованности, и умения самим добывать нужную информацию индивидуальные суждения, услышать и слышать своих товарищей. Учебный процесс будет эффективным при условии организации деятельности и обучения. Момент обучения в организации деятельности является непосредственной задачей учителя. От двустороннего взаимодействия между учителем и учеником, от техники управления учебной деятельностью, приемами педагогического общения, управления вниманием и эмоциями зависит эффективность учебного процесса. Учитель при этом должен мотивировать учащихся к учению, управлять их активностью, управлять учением для достижения поставленной цели. В заключение хочу сказать, что цели урока будут достигнуты, если ребята работают активно, им будут интересны новые форм работы, оценивание себя и работу других. Могу добавить, что работа будет эффективной, интерес к уроку, они смогут анализировать и размышлять о своей деятельности и одноклассников. По моему мнению, нетворческий учитель не сможет воспитывать и обучать творчески настроенного ученика. С течением времени, требованиями, развивающимся мире, меняется жизнь, меняется школа. Чем быстрее будут происходить изменения в школе, тем быстрее и серьезнее произойдут изменения в жизни ребят. Вызов современного времени требует введение инноваций в образовании и обучении детей. Нужно применять такие новые стратегии и создавать такие условия, которые дадут ученикам возможность раскрыть свои способности и учиться в меру своих возможностей и потребностей. И учителю не надо оказывать давление на одного ученика и не тормозить развитие другого. Все учителя стремятся к созданию коллаборативной среды для достижения наибольшего успеха в обучении и воспитании детей. 

 

 

  1.  Руководство для учителя, 4 издание, Центр педагогического мастерства, АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» 2015
  2. Байзакова Е.М. Развитие методов обучения в истории начальной школы Казахстана. – Алматы, 1995
  3. Сайт https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048
  4. Л.С. Выготский., Мышление и речь, - М., 2016
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину