Павлова Надежда Владимировна, воспитатель класса предшкольной подготовки, КГУ «Средняя многопрофильная школа №37» акимата города Усть-Каменогорска.
«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Основной целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен.
В настоящее время, несмотря на достаточную теоретическую обоснованность использования различных форм и методов работы с детьми по развитию связной речи, отсутствует действенный механизм этого процесса приемами мнемотехники.
На процесс становления связной речи влияет ряд факторов. К. Д. Ушинский в своих работах обращал внимание на то, что главная цель в развитии речи - научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности. Необходимо приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. В связи с этим К. Д. Ушинский рекомендовал использовать различные методы развития речи и мышления, среди них наблюдение, рассматривание картинок, рассказы по картинкам. Этого мнения придерживались С. Л. Рубейштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин. Они считали, что одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, является наглядность». Л. С. Выготский в своей работе «Мышление и речь» выделил второй вспомогательный фактор, влияющий на процесс становления речи. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи детей позволяет сделать вывод, что в своих работах педагоги и психологи выделили два основных фактора развития связной речи: наглядность; план высказывания. Именно эти факторы легли в основу современной методики, получившей название «мнемотехника».
Ведущая идея моего опыта - развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования – мнемотаблицами: в пересказе, в составлении рассказов, в заучивании стихотворений, формировании грамматически развитой речи.
При пересказе с помощью мнемотаблиц совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. Дети видят всех действующих лиц, свое внимание ребенок концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Составление рассказов по сюжетной картине.
Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин - развитие событий - итог. При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделялось приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления.
Заучивание стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Составление описательных рассказов о предмете.
Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.
Рассказывание с элементами творчества.
Совместно с детьми составляется мнемосхема рассказа. В процессе работы была подобрана серия дидактических игр и упражнений, направленных на умение составлять короткие описательные рассказы, передавать связно, последовательно и выразительно художественный текст.
Игры и игровые упражнения с мнемотехникой использовались в различных формах образовательной деятельности с детьми: как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения предложенного материала, позволяет превратить обучение в интересную и увлекательную игру.
Опыт показал эффективность использования приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста для развития связной речи.
Результативность педагогического опыта
Использование метода мнемотехники позволяет мне повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
Итоговая диагностика показала, что уровень развития речи значительно вырос, видна положительная динамика. Таким образом, диагностика уровня развития связной речи воспитанников показала следующие результаты:
• у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
• расширился круг знаний об окружающем мире;
• расширился активный и пассивный словарный запас;
• появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
• дети преодолели робость, застенчивость, стали более общительными.
Практика показывает, что постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Список использованной литературы