Мусина Айман Аяшевна, профессор кафедры профилактической медицины и нутрициологии, НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, г.Нур-Султан
Представлен анализ инновационных технологий, которые применяются при подготовке специалистов по специальности «общественное здравоохранение» по траектории «Гигиенист». Показана эффективность педагогических технологий, которые стимулируют учебно-познавательную деятельность студентов в области санитарно-гигиенического мониторинга, а также сочетание интерактивных форм обучения с прикладными компьютерными технологиями.
Ключевые слова: инновационная технология, обучение, профессиональная компетенция, служба охраны общественного здоровья, студент
Актуальность и значимость обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РК определяет необходимость повышения уровня подготовки кадрового потенциала для службы общественного здравоохранения РК, особенно сейчас в период сложной эпидемиологической ситуации по COVID-19, когда практической службе необходимы специалисты по обеспечению эпидбезопасности.
В соответствии с Дорожной картой развитие службы общественного здравоохранения в РК направлено на обеспечение ее квалифицированными кадрами, улучшение эпиднадзора, оценки состояния здоровья и благополучия населения.
Подготовка врача предполагает не только усвоение студентами информационных знаний, но и формирование у студентов гигиенического мышления, что достигается путем формирования комплекса общекультурных и профессиональных компетенций.
Уже в начале прохождения наших дисциплин обучающихся знакомят с разными направлениями исследований, которые курируют преподаватели кафедры, студенты принимают участие в научных мероприятиях кафедры, изучают требования к подготовке научных сообщений и написанию тезисов, на заседаниях научного студенческого кружка «Гигиенист» обучающиеся отрабатывают применение теоретических методов исследования в своих проектах, дипломных работах.
Среди важных аспектов формирования профессиональной компетентности является исследовательская направленность обучения, согласующаяся потребностями санитарно-гигиенического мониторинга.
Исследовательская компетенция формируется преимущественно в рамках учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов.
Для стимулирования учебно-познавательной деятельности в области санитарно-гигиенического мониторинга используется неимитационная активная исследовательская методика, которая позволяет студентам личностно самореализоваться, творчески применить предметные знания и навыки при выполнении своих исследовательских работ.
Форма организации урока проходит в виде презентаций исследовательских работ студентов. Выбирается практический проблемно- поисковый метод, студенты формулируют проблему, анализируют данные, согласно заданной темы, в результате которого они получают знания и вырабатывают практическое умение, навыки, выполнения практических действий по гигиеническому мониторингу. Чаще всего в своих проектах студенты выбирают направления по оценке уровня профессиональной заболеваемости, эпидемиологических ситуаций регионов РК, уровней экологических нагрузок на объекты окружающей среды, информация которых доступна на сайтах официальных органах в сборниках МЗ РК.
Важным является владение ими практических навыков работы на гигиенических оборудованиях, выбора точек измерения, проведение анкетирования или тестирования, когда они выполняют самостоятельно свои дипломные работы.
Собственные исследования студентов позволяет им не только закрепить исследовательские навыки, но и опубликовать их в открытой печати, выступить на конференциях, участвовать в обсуждении с другими студентами, в том числе представить свои результаты перед экспертами заседаний.
Успешно внедрены в наш учебный процесс различные формы и методы обучения, где традиционные проблемно-поисковые, иллюстративные методы сочетаются с интерактивными формами обучения с привлечением инновационных обучающих технологий, а именно прикладных компьютерных технологий.
Одним из таких новых компьютерных технологий, которые широко применяются нами при проведении дисциплин стали интерактивные компьютерные тренажеры, которые также позволяют отработать практические навыки по проведению санитарного надзора и, тем самым заменить реальный объект виртуальным. Подбор объектов собран с учетом тематик занятий по гигиене труда, коммунальной гигиене и гигиене детей и подростков.
В целом, студенты на кафедре приобретают навыки оценки санитарно-гигиенического мониторинга объектов окружающей и производственной среды, и проекты позволяют студентам творчески применить предметные знания с выработкой навыков выполнения практических действий по гигиеническому мониторингу и обоснования целевых рекомендаций по профилактике рисков.