Кожахметова Айкен Талаповна, преподаватель математики, КГУ "Строительно-технический колледж №1, г.Кокшетау", управления образования Акмолинской области.
Основной и не зависящей от времени задачей образования была, есть и будет задача создания таких условий, при которых учащиеся сумеют полностью раскрыть свои способности и возможности в получении знаний, определить линию своей личной и профессиональной деятельности. Сегодня эта проблема приобретает совершенно особый смысл. Распространение в Казахстане процесса инклюзии обучающихся в организациях технического и профессионального образования является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав людей на получение доступного профессионального образования.
В целях реализации задач Государственной Программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 01.03.2016 года, с целью совершенствования системы инклюзивного образования Акмолинской области и создания равных условий для лиц с особыми образовательными потребностями на получение технического и профессионального образования приказом руководителя Управления образования Акмолинской области наш колледж в 2016 году определен опорной организацией – ресурсным центром по разработке, апробированию и внедрению технологий и методик обучения лиц с особыми образовательными потребностями. Рабочей группой колледжа разработана Программа Развития опорной организации – ресурсного центра по внедрению обучения лиц с особыми образовательными потребностями в системе технического и профессионального образования Акмолинской области. Одной из задач данной программы является внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных педагогических технологий с высоким компетентностным потенциалом. В реализации данной задачи преподавателям необходимо искать, применять и внедрять новые педагогические технологии, используя современные формы, средства и методы проведения уроков для студентов с особыми образовательными потребностями.
Одной из педагогических технологии успешно применяемой мною во внеурочной деятельности для студентов с особыми образовательными потребностями (далее ООП) является проектная технология. Данная технология помогает «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств. Внедрение проектной технологии в процесс обучения математике позволяет реализовать принцип наглядности, личностно-ориентированный подход, активизировать самостоятельную познавательную деятельность студентов.
Внеурочная деятельность играет важную роль для студентов с особыми образовательными потребностями, так как именно благоприятная дружеская атмосфера, психологическая комфортность во время проведения кружка, способствует социализации и адаптации лиц с ООП. В связи с этим следует подчеркнуть актуальность такого рода деятельности в системе инклюзивного образования.
В современном колледже очень важно заинтересовать обучающихся с ООП преподаваемой дисциплиной, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности. Основными задачами внеурочной деятельности являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для обучающихся и имеющих конкретный результат.
На базе нашего колледжа был организован Математический кружок «Математика плюс». Кружок формируется из обучающихся с особыми образовательными потребностями и студентов колледжа, проявивших интерес к изучению математики, стремящихся к обогащению своих знаний, к совершенствованию своих математических навыков и умений. Оптимальное количество членов кружка от 10 до15 студентов. Работа кружка планируется на учебный год и на перспективу. Руководство кружком осуществляет преподаватель математики.
На основании организации кружка была разработана программа подходящая как студентам с ООП, так и остальным студентам колледжа. Данная программа включает в себя теоретический и практический курс занятий. Цель программы была организовать внеурочную деятельность с учетом интересов обучающихся с ООП в зависимости от их специальности обучения как условие их эффективной адаптации.
Одной из ведущих технологии использумых при работе кружка по математике является проектная. Внедрение проектной технологии приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей обучающихся с ООП; созданию условий для обретения каждым студентом универсальных умений и навыков деятельности; созданию ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека. Цели и задачи проектной технологии: не только передать студентам сумму знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно, применяя их для решения новых познавательных и практических задач; способствовать формированию коммуникативных навыков; привить обучающимся с ООП умение пользоваться исследовательскими приемами. Механизм реализации проектной технологии всегда ориентирован на самостоятельную, индивидуальную, парную или групповую деятельность студентахв услових инклюзивного обучения.
Реализация проектной технологии должно организовываться с соблюдением следующих дидактических принципов: принцип взаимосвязи обучения, воспитания и развития; удовлетворения личностных образовательных потребностей; принцип научности; принцип оптимизации; принцип мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся; принцип активности, сознательности и самостоятельности студентов.[2]
Использование проектной технологии во внеурочной деятельности позволяет: 1) формулировать проблему; 2) анализировать проблему; 3) находить пути решения проблемы; 4) проявлять умение работать с информацией; 5) использовать полученную информацию для решения задач.
Преимущества проектной деятельности для студентов с ООП:
1. Меняются отношения «преподаватель-студент»:
- студент активен – преподаватель создает условия для проявления активности;
2. Преподаватель имеет возможность использовать разные дидактические подходы, что немало важно для развития критического мышления студентов с ООП;
3. Проекты сплачивают студентов, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
4. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
5. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение обучающимся с ООП и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
6. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет студентам повышать уровень ИКТ-компетенции. Использование инновационных средств обучения способствует удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ООП, повышают не только мотивацию учебной деятельности, но и развивают познавательную активность обучающихся.[3]
Что же такое проект? Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности обучающихся, осуществляемой под гибким руководством преподавателя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта. Выделяется несколько видов проектов: а) исследовательские. б) творческие. в) игровые. г) информационные проекты.
Предлагается следующая последовательность работы:
Эффективность проектной технологии в работе кружка доказывает достигнутыми результатами:
Одной из основополагающих характеристик современного человека является его способность к проективной деятельности. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная деятельность имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические функции. В-третьих, проектная деятельность обеспечивает конкурентоспособность будущего специалиста. Основываясь на опыте работы кружка «Математика плюс», который посещают обучающиеся с особыми образовательными потребностями, можно отметить, что проектная деятельность по математике способствуют максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. Так же занятия при использовании проектной технологии в кружке способствуют снятию эмоциональной напряженности, активному взаимодействию с другими обучающимися, помогают адекватно проявлять чувства: сопереживать неудачам, радоваться успехам, то есть способствует формированию социально-коммуникативной компетенции, развитию творческих способностей и помогают преодолеть трудности в социальной адаптации студентов с особыми образовательными потребностями.[4]
Использованная литература:
1. Брызгалова С. О., Зак Г. Г. Инклюзивное образование: международный опыт, современные тенденции // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии : материалы междунар. науч.практ. конф Моск. гор. психол.-пед. ун-т. М. : МГППУ, 2011.
2. Худин А. Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении / Худин А. Н. // Завуч. - 2006. - N 6.
3. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Образование. - 2000. - № 7
4. Мёдова Н.А. "Инклюзивное образование: обзор проблемы", Томск, 2011
5. Сборник "Инклюзивная практика в условиях колледжа", ОО "Ассоциация работников организации образования "Мектеп" г.Кокшетау Акмолинской области"2017- Кокшетау.