Щербакова Татьяна Леонидовна, воспитатель группы продленного дня, Государственное учреждение образования "Вспомогательная школа № 24 г. Орши", Республика Беларусь, Витебская область, город Орша
Аннотация. Помощь школы семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью. Формы работы выстроены на взаимодействие школы и семьи.
Annotation. The help of school to the families raising children with intellectual insufficiency. Forms of work are built on interaction of school and family.
Ключевые слова: семья, родители, поддержка, педагоги.
Key words: family, parents, support, teachers.
Семья – вот что важнее всего, вот что заставляет биться мое сердце.
К сожалению, мы приходим к выводу, что для многих людей семья, в которой рождается ребенок с интеллектуальной недостаточностью, сегодня стала местом постоянных конфликтов, придирок и унижений, страдания и неуважения. Такая ситуация в семьях может вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. Почему так происходит? Почему так много несчастных детей и родителей? Русский писатель Л.Н.Толстой утверждал, что «все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по-своему».
Состав родителей, имеющих детей с особенностями психофизического развития, весьма разнообразен как по социальной характеристике, общекультурному уровню, так и по степени заинтересованности в судьбе ребенка. Совместная работа педагогов с родителями является залогом результативной деятельности с учащимися по их социальной адаптации, так как семья оказывает значительное влияние на формирование жизненных компетенций. Учащимся значимость мнения родителей и педагогов, представляющих их ближайшее окружение, становится основой социального взаимодействия. Создание единого социального пространства (школы и семьи) оказывает непосредственное влияние на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду в обществе и после окончания школы. Целью совместной деятельности школы и семьи в решении проблем социальной адаптации является создание в семье благоприятных условий для роста и развития детей, выработка единства действий в их воспитании. В семье проходит первичная социальная адаптация ребенка, воспитывается будущий член общества. У него формируется характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества личности.
Семейная психотерапия основана на представлении, что психическая жизнь человека лучше всего может быть понята в контексте семейных отношений. Благоприятное воздействие на личность ребенка обусловлено тем, что никто не относится к нему лучше, чем самые близкие люди – мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра. Забота требует нравственных усилий со стороны родителей и педагогов. У них развивается способность верить в ребенка, слышать и понимать его, защищать, гуманно оценивать.
Поэтому, школе необходимо максимально помочь таким семьям. Семья и учреждение образования, рассматриваются, как два важных института социализации ребенка. В связи с этим современный подход по отношению к ребенку рассматривает сотрудничество учреждения образования и семьи. Успех наиболее удачно складывается, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного сотрудничества на благо ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении к ребенку со стороны педагога, чувствовали его компетентность в вопросах воспитания, видели искреннюю заинтересованность в судьбе ребенка [1].
В условиях инклюзивного образования выделяют 2 направления работы:
диагностическая работа (изучение семьи и семейных отношений);
повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей (педагогическая компетентность и воспитательный потенциал).
Диагностическая работа включает в себя: изучение общего плана семьи;
изучение родителей отношения к учреждению образования; изучение психолого-педагогической культуры родителей; изучение взаимоотношений ребенка с другими членами семьи.
При реализации данных задач важным условием является установление доверительных отношений между педагогом и семьей. Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей подразумевает пропаганду знаний о укреплении и сохранении здоровья ребенка, помощь в вопросах социализации, трудового воспитания, в соблюдении гражданских прав и обязанностей, в формировании эмоционально-нравственных отношений.
Работа по данным направлениям позволяет укрепить учреждение образования в открытый социально-педагогический комплекс с активным участием родителей в его работе.
Квалифицированную помощь со стороны родителей детям с интеллектуальной недостаточностью существенно дополняет комплекс корекционно-педагогических мероприятий. Совместная работа со специалистами инклюзивного образования необходима для получения конкретных навыков и умений, а так же для личностного роста самих родителей, которые становятся партнерами специалистов. Оказывая семье поддержку, специалист дает родителям полную информацию об особенностях ребенка. Говорит о его положительных и отрицательных особенностях, сильные и слабые стороны, обращая внимание на положительные черты ребенка и его достижения.
Таким образом, при работе с семьей, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью, в условиях инклюзивного образования, педагог-дефектолог, обращает внимание родителей на следующие основные направления работы: постоянную стимуляцию психического развития, соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям ребенка; создание благоприятных условий для воспитания и обучения; формирование эмоционально-положительного, предметно-практического и речевого взаимодействия ребенка с членами семьи [2].
Помочь родителям выстраивать взаимодействие с ребенком по данным направлениям можно, используя следующие формы работы с семьей: посещение семьи ребенка; индивидуальное консультирование родителей; участие родителей в тематический собраниях; совместное проведение досугов; работа с родительской группой; стенд для родителей, родительские конференции.
Таким образом, взаимодействие школы и семьи является значимым и необходимым для полноценного развития ребенка.
Литература
1. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А.Куликова, Москва. 2001. - 3с.
2. Мишина, Г.А. Формы организации корекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей / Г.А.Мишина //Дефектология. 2001. – №1. –138с.