НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Формы работы с семьёй, воспитывающей детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях инклюзивного образования

13 декабря 2018 г.

Щербакова Татьяна Леонидовна, воспитатель группы продленного дня, Государственное учреждение образования "Вспомогательная школа № 24 г. Орши", Республика Беларусь, Витебская область, город Орша

 

Формы работы с семьёй, воспитывающей детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях инклюзивного образования

Формы работы с семьёй, воспитывающей детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях инклюзивного образования

 

Аннотация. Помощь школы семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью. Формы работы выстроены на взаимодействие школы и семьи.

Annotation. The help of school to the families raising children with intellectual insufficiency. Forms of work are built on interaction of school and family.

Ключевые слова: семья, родители, поддержка, педагоги.

Key words: family, parents, support, teachers.

Семья – вот что важнее всего, вот что заставляет биться мое сердце.

К сожалению, мы приходим к выводу, что для многих людей семья, в которой рождается ребенок  с интеллектуальной недостаточностью,  сегодня стала местом постоянных конфликтов,  придирок и унижений, страдания и неуважения.  Такая ситуация в семьях может вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. Почему так происходит? Почему так много несчастных детей и родителей? Русский писатель Л.Н.Толстой утверждал, что «все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по-своему».

Состав родителей, имеющих детей с особенностями психофизического развития, весьма разнообразен как по социальной характеристике, общекультурному уровню, так и по степени заинтересованности в судьбе ребенка. Совместная работа педагогов с родителями является залогом результативной деятельности с учащимися по их социальной адаптации, так как семья оказывает значительное влияние на формирование жизненных компетенций. Учащимся значимость мнения родителей и педагогов, представляющих их ближайшее окружение, становится основой социального взаимодействия.  Создание единого социального пространства (школы и семьи) оказывает непосредственное влияние на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и труду в обществе и после окончания школы. Целью совместной деятельности школы и семьи в решении проблем социальной адаптации является создание в семье благоприятных условий для роста и развития детей, выработка единства действий в их воспитании. В семье проходит первичная социальная адаптация ребенка, воспитывается будущий член общества. У него формируется характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества личности.    

Семейная психотерапия основана на представлении, что психическая жизнь человека лучше всего может быть понята в контексте семейных отношений. Благоприятное воздействие на личность ребенка обусловлено тем, что никто не относится к нему лучше, чем самые близкие люди – мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра. Забота требует  нравственных усилий со стороны родителей и педагогов. У них развивается способность верить в ребенка, слышать и понимать его, защищать, гуманно оценивать.

Поэтому, школе необходимо  максимально помочь таким семьям. Семья и учреждение образования, рассматриваются, как два важных института социализации ребенка. В связи с этим современный подход по отношению к ребенку рассматривает сотрудничество учреждения образования и семьи. Успех наиболее удачно складывается,  если обе стороны осознают необходимость целенаправленного сотрудничества на благо ребенка и доверяют друг другу.  Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении к ребенку со стороны педагога, чувствовали его компетентность в вопросах воспитания,  видели искреннюю заинтересованность в судьбе ребенка [1].

В условиях инклюзивного образования  выделяют 2 направления работы:

диагностическая работа (изучение семьи и семейных отношений);

повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей (педагогическая компетентность и воспитательный потенциал).

Диагностическая работа включает в себя: изучение общего плана семьи;

изучение родителей отношения к учреждению образования; изучение психолого-педагогической культуры родителей; изучение взаимоотношений ребенка с другими членами семьи.

При реализации данных задач важным условием является установление доверительных отношений между педагогом и семьей.    Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей подразумевает пропаганду знаний о укреплении и сохранении здоровья ребенка,  помощь в вопросах социализации, трудового воспитания, в соблюдении гражданских прав и обязанностей, в формировании эмоционально-нравственных отношений.

Работа по данным направлениям позволяет укрепить учреждение образования в открытый социально-педагогический комплекс с активным участием родителей в его работе.

         Квалифицированную помощь со стороны родителей детям с интеллектуальной недостаточностью существенно дополняет комплекс корекционно-педагогических мероприятий. Совместная работа со специалистами инклюзивного образования необходима для получения конкретных навыков и умений, а так же для личностного роста самих родителей, которые становятся партнерами специалистов. Оказывая семье поддержку, специалист дает родителям полную информацию об особенностях ребенка.  Говорит о его положительных и отрицательных особенностях, сильные и слабые стороны, обращая внимание на положительные черты ребенка и его достижения.

Таким образом, при работе с семьей, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью, в условиях инклюзивного образования,  педагог-дефектолог, обращает внимание родителей на следующие основные направления работы: постоянную стимуляцию психического развития, соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям ребенка; создание благоприятных условий для воспитания и обучения; формирование эмоционально-положительного, предметно-практического и речевого взаимодействия ребенка с членами семьи [2].

Помочь родителям выстраивать взаимодействие  с ребенком по данным направлениям можно, используя следующие формы работы с семьей: посещение семьи ребенка; индивидуальное консультирование родителей; участие родителей в тематический собраниях; совместное проведение досугов; работа с родительской группой; стенд для родителей, родительские конференции.

Таким образом, взаимодействие школы и семьи является значимым и необходимым для полноценного развития ребенка.

 

Литература

1. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А.Куликова, Москва.  2001. -  3с.

2. Мишина, Г.А. Формы организации корекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей / Г.А.Мишина //Дефектология. 2001. – №1. –138с.

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину