НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

"Организация работы по профессиональному самоопределению воспитанников коррекционных школ"

7 января 2019 г.

 Нагурбекова Гульжан Жазытовна, дефектолог, воспитатель, КГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №2 для детей с ограниченными возможностями в развитии» акимата СКО Министерства образования и науки Республики Казахстан, СКО, Петропавловск.

 

 

 

"Организация работы по профессиональному самоопределению воспитанников коррекционных школ"

 "Организация работы по профессиональному самоопределению воспитанников коррекционных школ"

Процесс вхождения в самостоятельную жизнь выпускников коррекционных школ труден. Часто выпускники школ не владеют необходимыми для самостоятельной жизни житейскими знаниями и навыками.     Трудности обусловлены и недостаточностью семейного воспитания в жизни этих детей - значимого фактора социализации. Семьи у наших детей чаще всего бывают неблагополучные и не  могут дать  ребенку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример, поэтому роль школы в организации системы социально- бытовой адаптации и ориентации у детей с ограниченными возможностями в развитии крайне велика.

Воспитанники школы – интерната испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, профессиональном и личностном самоопределении, установлении эмоциональных связей с другими людьми, овладение досуговой, общественной, бытовой деятельностью. При этом выпускники наших школ не имеют никаких льгот в трудоустройстве и жизнеобеспечении. Они должны вливаться в сложнейшую жизнь на общих основаниях. И поэтому, весь процесс обучения и воспитания детей с  ограниченными возможностями в развитии направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.    

            Основные методы формирования социальной и жизненной компетенции, которые используются в работе с детьми с ограниченными возможностями в развитии.         

Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально- педагогическая форма детской жизни. Ситуативно- ролевая игра "Секреты семейного счастья". Целью  данного  мероприятия было смоделировать в ситуативно-ролевой игре старшеклассников реальные ситуации семейного общения между супругами, а также между детьми и супругами. Формировать у будущих выпускников  представление о гармоничной, сплоченной, дружной семье. Задача старшеклассников заключалась в том, чтобы в процессе ситуативно-ролевой игры "Секреты семейного счастья" определить связующие, фундаментальные основы семейных отношений, выявить причины возникающих конфликтов между представителями разных поколений в семье, представить себя и в роли родителей, и в роли детей, исходя из чего, определить возможные пути разрешения противоречий. Такая форма проведения мероприятия была нацелена на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения. На обсуждение предлагались дискуссионные, проблемные вопросы, которые активизировали мыслительную деятельность учащихся, ставили их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той или иной точки зрения, аргументировано защитить свою позицию.      

Деловая игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.   Такая форма проведения игры проводится с выпускными классами. Целью данных мероприятий - выявление подростками своей профессиональной направленности, обучение навыкам эффективного поведения на рынке. Формирование навыков самопрезентации своих профессиональных качеств, повышение уровня самосознания старшеклассников. Деловые игры «Выбери дорогу», «Лабиринт выбора»,  где воспитанники учатся управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми. В такой игре воспитанники усваивают правила поведения в обществе, знакомятся с профессиями, учатся вести себя в общественных местах, пользоваться услугами различных предприятий и учреждений. Предложенные упражнения и вопросы на деловой игре вызвали оживленный интерес, дали хороший материал для обсуждения, их результаты сопровождались в основном позитивными эмоциями.

Практические упражнения. Большое значение имеет овладение детьми не теоретическими сведениями, а практическими умениями и навыками,  т.к. сведения неподкрепленные действиями , не будут способствовать подготовке к самостоятельной жизни. При проведении практических поручений, заданий решаются задачи воспитания: личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; организация труда: бережное отношение к предлагаемым материалам; развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости. смекалки, сообразительности. Практика работы с детьми  позволяет сделать вывод, что многие наши дети затрудняются не только последовательно рассказать, как будут выполнять какую- либо работу, но практически выполнить ее. Здесь очень важно найти более оптимальный путь овладения этими навыками. Поэтому, прежде чем выполнять практическую работу, недостаточно одного объяснения, нужно составить карту или схему действия, либо объяснить  алгоритм выполнения и повторять его на протяжении выполнения практических поручений.

Экскурсии. Большое место в системе методов формирования социально-бытовых знаний и умений отводится экскурсиям. В планировании работы были предусмотрены,  как  вводные экскурсии, так текущие и итоговые. Ознакомительные экскурсии позволяют воспитанникам получить представление о назначении учреждения (магазин, почта, аптека, библиотека и т.д.), о действиях работающих там людей и посетителей. Текущие экскурсии направлены на конкретизацию  и закрепление изученного материала, а итоговые – проводятся как практическое занятие (например, покупка в магазине, отправление письма на почте). Ценность этого метода заключается в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них,  закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт детей.  Так же на практике  применяется один из основных методов обучения социально-бытовой ориентировке – моделирование реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование реальных ситуаций используется при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Правила ДД», «Покупка» и т. д. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.

Результатом проведения экскурсий является то, что обучающиеся

  • овладевают коммуникативными навыками,
  • получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;
  • правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта;
  • хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;
  • правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либо вопросу;
  • накапливают представления и знания о нормах культуры поведения.

Формирование навыка общественного поведения начинается с показа положительного действия с предварительным и попутным разъяснением его смысла.  При этом педагог сам демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить детей (например, покупатель в магазине). Затем педагог вместе с детьми разыгрывают ситуацию, в ходе которой помощь со стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает. При  проигрывании ситуации  необходимо руководить детьми и следить, чтобы они верно передавали последовательность действий, правильно произносили фразы.

Формирование социальной и жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями в развитии должно иметь свое логическое продолжение в системе всей воспитательной работы. Только совместная деятельность классного руководителя,  воспитателя и всего педагогического коллектива школы позволит сформировать социально- бытовую компетентность детей с отклонениями в развитии. С этой целью у нас проводятся массовые мероприятия, праздники, тематические занятия, игровые программы по культуре поведения, правилам дорожного движения, беседы по ЗОЖ, по привитию навыков личной гигиены. Поэтому можно сказать, что во многом жизнь восптанников в школе-интернате подчинена формированию социальных и жизненных компетенций.

В процессе работы с детьми достигается основная цель: создаются условия для формирования у детей с ограниченными возможностями в развитии реального жизненного опыта в разнообразных видах деятельности. У воспитанников наблюдается достаточный уровень самостоятельности при выборе нормативных выходов из экстремальных и обыденных ситуаций.

Ребята приобретают навыки поведения за столом, умение пользоваться приборами, получают общие сведения о различных этикетных ситуациях (поздравления, пожелания, просьбы, умение сопереживать). У них отмечается повышение мотивации к здоровому, активному образу жизни, способность самостоятельно организовать свой досуг.

В результате проводимой работы у воспитанников наблюдается повышение не только уровня конкретных навыков и умений, но и улучшение психологического состояния личности: повышение уверенности в своих действиях и ответственности, самостоятельности, инициативности, более адекватного отношения к себе и другим.

Немаловажное значение в проориентационной  работе с детьми с ограниченными возможностями в развитии играет выполнение общественно-трудовых поручений, которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности. Именно от воспитателя зависит насколько сможет способствовать формированию этих качеств личности ребёнка. Важно точно определить круг постоянных обязанностей и поручений, найти и выделить повседневные дела, которые должен выполнять воспитанник (цветовод ухаживает за цветами, санитар следит за чистотой рук, порядком уголка, где хранятся полотенца и т.д.). 

Одна из главных задач воспитательной и профориентационной работы- 
умелая организация общественно-полезного и профессионального труда.   Воспитатель совместно с педагогами приобщает воспитанников к посильному участию в труде, организует  деятельность в трудовых делах школы

 - работа на пришкольном участке. Еженедельная генеральная уборка кабинета,   уборка школьных территорий,  и еще у нас есть такая традиция "Аллея выпускников", где выпускники посадили елочки, и следующие будущие выпускники о елках заботятся. Это у будущих выпускников формирует привычку к трудовому усилию.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что знания и умения, полученные детьми, обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности детей, их повседневной жизни. А для этого необходимо проводить как можно больше целевых прогулок, экскурсий и практических занятий. Только таким путем у таких детей будут вырабатываться необходимые нормы поведения и общения, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.   Часто в школу приходят выпускники и рассказывают о том,  как им удалось устроиться в жизни. За многих наших учащихся можно порадоваться, все у них в жизни сложилось благополучно и ради этого хочется работать. Есть, конечно, и такие выпускники, за которых бывает очень обидно. Радует то, что их единицы. Но надо продолжать искать новые пути и подходы в формирования социальной и жизненной компетенции выпускников коррекционных школ.

 

Литература:

1. Методические рекомендации «Воспитательное мероприятие: критерии измерения уровня достижений поставленных целей (конкурентоспособность; прагматизм; сохранение национальной идентичности; культ знания; эволюционное, а не революционное развитие Казахстана; открытость сознания), /Министерство образования и науки Республики Казахстан. Национальная академия образования им. И. Алтынсарина/, Астана, 2018г. 

2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития (программно-методические материалы) / Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. / Под ред. И.М. Бгажноковой. М., 2007.

3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. М., 2007.

4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. М., 2005.119

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину