НАВИГАЦИЯ
ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Психологические аспекты тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении образования

21 февраля 2019 г.

Бекетова Елена Юрьевна, тьютор, кандидат психологических наук, Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы "Школа № 1391".

 

 

Психологические аспекты тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении образования

Психологические аспекты тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном учреждении образования

Аннотация: в статье автор делится опытом тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровьяв дошкольном образовательном учреждении, анализирует некоторые психологические аспекты такого сопровождения.

Ключевые слова: тьютор, тьюторант, тьюторское сопровождение, педагогическая психология.

 

Обязанности тьютора, сопровождающего детей с ОВЗ в детском саду, на первый взгляд, очень просты: помогать маленьким воспитанникам в их повседневной бытовой деятельности и в выполнении несложных заданий на занятиях. В самом деле, что может быть сложного в рисовании домиков и человечков, в лепке фигурок из пластилина, в освоении простейших математических понятий, в прогулке с воспитателем, в еде и укладывании в кроватку на тихий час? Казалось бы, с этим может справиться любой человек, даже без специального образования.

Однако в реальности выясняется, что работа тьютора требует как практических навыков работы с детьми в образовательном учреждении, так и серьезных педагогических и психологических знаний.

Наши тьюторанты – это дети с ЗПР (задержка психического развития), умственной отсталостью, ТНР (тяжелые нарушения речи), РАС (расстройства аутистического спектра), НОДА (нарушения опорно-двигательного аппарата), а также со сложной структурой дефекта, т.е. с сочетанием различных видов нарушения развития. Их проблемы варьируются, если так можно выразиться, в диапазоне от некоторого отставания в познавательном развитии до полного отсутствия речи, от умеренного нарушения моторики до тяжелых отклонений в поведении, вызванных болезнью. И надо знать природу каждой из проблем,  чтобы эффективно помогать таким детям в любом виде их деятельности – от бытовой до образовательной. Психолого-педагогические знания здесь необходимы.

А еще нужно уметь любить наших воспитанников. Понимать их душевное состояние, не просто сопровождать их, а сочувствовать, сопереживать им. Любить, какими бы они ни были, понимать и принимать их, несмотря на имеющийся дефект. Поэтому тьютор должен быть и умелым педагогом, и хорошим психологом.

В этой статье я хочу поделиться своим опытом тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в дошкольном учреждении (детском саду). Опишу как «легких», так и «сложных» для тьютора детей.

Девочка Д., 7 лет, имеет задержку психического развития, порожденную педагогической запущенностью. У матери трое детей, в настоящее время она ждет еще ребенка от второго брака. И родной отец, и отчим злоупотребляют алкоголем, мать тоже не чужда этой вредной привычки. Девочка тяжело переживает семейную ситуацию, испытывает потребность поделиться своими чувствами и мыслями по этому поводу со взрослым человеком. Она интуитивно чувствует во мне профессионального психолога, поэтому часть времени мы тратим на обсуждение ее переживаний. Д. любит рисовать, обладает живым воображением – и на наших занятиях я предлагаю ей для рисования как психодиагностические методики («Рисунок семьи», «Несуществующее животное»), так и другие интересные темы с последующим их обсуждением. Во всех ее рисунках и рассказах постоянно присутствует идеализированный образ родного отца, с которым она якобы видится ежедневно  и ездит на прогулки, на рыбалку, в гости к бабушке и т.д. (всё это лишь плод ее воображения), а также ее неприязненное отношение к отчиму и ревность в отношении матери. Я несколько раз беседовала с ее матерью, осторожно проверила некоторые подробности, отделила таким образом действительность от субъективной картины  в голове Д. Направила свою психологическую работу на то, чтобы заинтересовать девочку уходом за братиком, который вскоре должен появиться на свет, чтобы смягчить, уменьшить ее ревность. Кроме того, дополнила работу по заданию логопеда (отработку произношения некоторых звуков) довольно обширной работой по развитию кругозора девочки. Исходила при этом из своих психолого-педагогических наблюдений и наблюдений воспитателей: Д. – любознательный ребенок с нормальными способностями,  просто с ней никто не занимается дома.

У мальчика А., 5 лет, - относительно легкие проявления детского церебрального паралича: затрудненность движений – крупной и мелкой моторики, некоторое отставание в развитии. Родители много занимаются его лечением. Повышенное внимание к нему как к больному ребенку породило в А. эгоцентризм и некоторую демонстративность: он привык капризничать и громким плачем требовать внимания к себе, исполнения всех своих желаний. Помимо выполнения заданий на совершенствование мелкой моторики и помощи ребенку на заданиях по рисованию, лепке, аппликации, провожу также совместно с воспитателями работу по коррекции у А. демонстративности и эгоцентризма, по выработке умения уступать другим детям, делиться с ними, не только принимать от них помощь, но и оказывать ее.

У девочки Н., 5 лет, в связи с тяжелыми нарушениями речи развился своеобразный речевой негативизм – она упорно молчит в детском саду, общение со сверстниками и воспитателями осуществляет через жесты. Логопед поручает мне задания на отработку звукопроизношения. Пытаюсь организовать выполнение этих заданий в увлекательной игровой форме, чтобы стимулировать произношение ребенком отдельных слов и коротких предложений. Выясняется, что самым интересным для нее видом занятия является не повторение того, чтобы было уже проработано с логопедом, а рассматривание новых, неизвестных ей картинок. Девочка довольно живо отвечает на вопросы по новым картинкам, таким образом, стимулируется ее речевая активность и корректируется негативизм.

Иногда мы вовлекаем в эту работу ее родственника и ровесника – мальчика Ч. с умственной отсталостью и одновременно с РАС (расстройствами аутистического спектра). Ч. внутренне отстранен от общения с другими детьми, пребывает как бы в своем мире, а кроме того, почти не владеет активной речью (понимает в ограниченном объеме обращенную к нему речь, сам может произнести лишь «мама», «ав» и «ам»). Девочка Н. обычно помогает ему в бытовой деятельности, заботится о нем. Когда мы с ней смотрим картинки, то приглашаем и Ч.: он живо реагирует на наши занятия, вовлекаясь таким образом в простейшие, пусть чисто эмоциональные, но все же формы общения.

Сам Ч., 5 лет, представляет собой более сложный, чем описанные выше, тип тьюторанта. Время от времени, особенно с утра, после прибытия в детский сад, и после тихого часа, он впадает в мрачно-раздраженное состояние, кричит, зовет маму, переворачивает детские стульчики и сбрасывает вещи со стола. Мне, как тьютору, пришлось искать способы отвлечь его от тягостного настроения, увлечь какой-то деятельностью. Выяснилось, что для него комфортно в такие периоды просто ходить по детскому саду за руку с тьютором, а наиболее увлекательным занятием оказались юла и куклы-неваляшки, т.е. игрушки для детей  намного более младшего возраста.

Девочка З., 6 лет, с болезнью Дауна и умственной отсталостью, нуждалась в помощи тьютора прежде всего для адаптации в дошкольном учреждении (раньше она не посещала детский сад). Была проведена работа как по ее социализации в новых условиях, так и по формированию доброжелательного отношения к ней других детей. Такая работа заняла примерно 2 месяца. В настоящее время З. успешно справляется с облегченными заданиями на общих занятиях, тьютор нужен ей для закрепления полученных знаний (например, повторения названий различных животных), для сравнительно небольшой (!) помощи в лепке, аппликации и рисовании и для выработки мыслительных операций обобщения, классификации и т.д. В целом, эта девочка, вызывавшая поначалу большую тревогу у воспитателей из-за своего диагноза, оказалась одной из наиболее благополучных и адаптированных моих тьюторантов.

Одной из задач тьютора, кстати, является психологическое просвещение педагогов относительно детей с ОВЗ, работа против ложных предубеждений, предупреждение страха, тревоги и внутреннего непринятия детей с ОВЗ работниками образовательных учреждений. Так, например, сам диагноз «синдром Дауна» заранее пугает воспитателей и учителей, в то время как дети с таким диагнозом способны хорошо адаптироваться в коллективе здоровых сверстников и успешно справляться с адаптированной образовательной программой.

Мальчик П., 7 лет, с так называемой «сложной структурой дефекта» до недавнего времени страдал глухотой в связи с органическим поражением центральной нервной системы. Врачам удалось добиться того, чтобы он начал слышать, однако речь отсутствует, причем  не только активная, но и пассивная. То есть ребенок не просто не произносит никаких звуков, присущих человеческой речи (он лишь мычит),  но практически  не понимает обращенных к нему слов. Поскольку физически он развит на 7 лет, а психологически не достиг и возраста годовалого младенца, время в детском учреждении П. проводит в бессмысленной хаотической суете – бегает, иногда налетая на других детей, передвигает предметы, иногда кидает их, ползает под столами и т.д. Задача тьютора – помочь воспитателям и родителям хотя бы в минимальной степени адаптировать его к жизни среди людей: добиться того, чтобы он воспринимал хотя бы простейшую словесную инструкцию, чтобы не бросал предметы в других детей и не сбивал детей с ног и т.д. Кроме того, требуется приучать его к действию с человеческими орудиями труда – ложкой, лопаткой и др. Это наиболее сложный из моих тьюторантов, и такого ребенка, наверное, труднее всего полюбить. Однако без внутреннего принятия, без сострадания и сочувствия, как уже было сказано выше, действенная помощь тьюторанту невозможна.

Таким образом, есть еще одна задача тьютора – это самовоспитание, работа над самим собой, над формированием искреннего заботливого отношения даже к самым тяжелым детям.

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что многолетний опыт педагога-психолога существенно помогает в тьюторской работе. Педагогическое или психологическое образование тьютору необходимо, а из личных качеств самым важным для тьютора в дошкольном учреждении, на мой взгляд, является доброта.

 

Список литературы

  1. Выготский Л.С.  Собр.соч.: В 6 т.-  Т.5. Основы дефектологии.  – М.: «Педагогика». 1983.
  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие / В.В.Лебединский. – М.: МГУ, 1985.
  3. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику: методические рекомендации / сост. Е.В.Кузьмина. – М.: МГППУ, Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования, Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, 2012.
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину