Исабаева Базар Тайлақбаевна, учитель русского языка и литературы, ГКУ "Средняя школа имени Мусабек Сенгирбаева с МДШО", Алматинская область, Балхашский район, село Баканас.
Корни поступка в сердечности и доброте (по рассказу В.Токаревой "Кошка на дороге")
Раздел: Живой мир вокруг нас |
Школа: ГКУ «Баканасская СШ №1» |
|||||||||||||||||||||||||||
Дата: 9.10 |
ФИО учителя: Исабаева Базар Тайлакбаевна
|
|||||||||||||||||||||||||||
Класс: 6 Б |
Участвовали: |
|||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Корни поступка в сердечности и доброте (по рассказу В.Токаревой "Кошка на дороге") |
|||||||||||||||||||||||||||
Учебные цели для достижения на этом уроке |
С.5. прогнозировать содержание текста по ключевым словам; Г.4. создавать высказывание (описание, повествование, рассуждение) с опорой на ключевые слова или план ИЯЕ.2.2 использовать простые и сложные предложения, выражающие определительные, изъяснительные, временные, целевые, причинно-следственные отношения. |
|||||||||||||||||||||||||||
Цели урока |
|
|||||||||||||||||||||||||||
Языковые цели
|
Термины: ПОПС-формула, сложные предложения. Слова и словосочетания урока: прилаг.: тощая, свирепое лицо голодный желудок, короткие передышки, благородная личность; глаголы: орать, морду извлекла, перегружать желудок, заробел насмешливо восхитился, опустила морду, насмешливо восхитился, перегружать желудок; сущ.: морда, совесть, сук, бессовестность
|
|||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей |
На основе лексического материала урока способствовать воспитанию нравственных качеств, пробудить желание к добрым и ответственным поступкам |
|||||||||||||||||||||||||||
Межпредметная связь |
Самопознание, биология |
|||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||||
Запланир. этапы ур. |
Виды запланированных упражнений на уроке
|
|||||||||||||||||||||||||||
Начало урока
|
Орг. Момент. Приветствие, психологический настрой на урок. Обьявление темы урока и ее цели. До прослушивания текста. Беседа по вопросу: Как вы понимаете выражение «Корни поступка в сердечности и доброте»? Мы познакомимся с рассказом Н. Токаревой "Кошка на дороге", где автор на примере поступка одного персонажа помогает раскрыть суть данного выражения.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Середина урока Знание.
|
Словарная работа: Найдите соотетствие: І гр.:
|
|||||||||||||||||||||||||||
Понимание
Анализ
|
ІІ гр.
ІІІ гр:
ФО. Самооценивание групп по верному варианту на слайде. Прослушивание текста с остановками и прогнозирование его продолжения по ключевым моментам. Задание:
1-часть. Климов отправился в лес. Возле высокой сосны дорога разветвлялась на три рукава. Климов остановился, раздумывая, какую из трех дорог ему выбрать, и в это время из-за деревьев вышла кошка. Она была такая тощая и злая, что просто потеряла кошачий вид. Кошка подняла на Климова огромные глаза и принялась орать. Не мяукать, а именно орать, делая короткие передышки, чтобы набрать воздух и орать дальше. - Чего это она? - удивленно спросил Климов у проходящей мимо старушки. - Жрать хочет, спокойно объяснила старушка, не останавливаясь. - Что же мне с тобой делать? - вслух подумал Климов. - Так, что же Климов сделал с кошкой? (КР. учащиеся высказывают свои предположения) 2-часть: - Что же мне с тобой делать? - вслух подумал Климов и вслух же решил: - Ну ладно. Пошли. -Климов повернулся и зашагал обратно, в сторону санатория. Кошка замолчала и двинулась следом. Возле корпуса Климов обернулся к кошке и сказал: - Подожди, я сейчас. Кошка села и стала ждать. Климов вернулся к кошке, поставил перед ней кастрюлю с едой. Кошка опустила морду в кастрюлю и не подняла ее до тех пор, пока все не съела. Наконец кошка извлекла морду из кастрюли и посмотрела на Климова. - Еще? - спросил Климов. Кошка молчала. Продолжала глядеть. Климов принес вторую кастрюлю. Из корпуса вышла старушка, соседка Климова. - Вторую кастрюлю ест, насмешливо восхитился Климов. Как вы думаете, что на это ответила старушка Климову? Почему? 3-часть: - Вторую кастрюлю ест, насмешливо восхитился Климов. - Она же лопнет... -Старушка удивленно раскрыла глаза. - Разве можно так перегружать голодный желудок? - Чья кошка? - строго Елена Дмитриевна, сестра-хозяйка. - Ничья. - А как она сюда попала? - Я принес,- сознался Климов и почему-то заробел. - Не вздумайте оставлять ее здесь. Ее собаки разорвут. И не вздумайте брать ее в номер. У нас в помещении животные запрещены. Как поступит Климов, что он сделает с кошкой? Почему вы так думаете? 4-часть: Климов вздохнул, поднял кошку с земли, посадил ее на плечо и пошел обратно.. На развилке трех дорог он снял кошку с плеча, поставил ее на дорогу и пошел в глубину леса. Кошка зашагала следом. Климов обернулся и сказал: - Не ходи за мной. Ты же все слышала. - Он ускорил шаг, она тоже ускорила шаг. - А ну иди отсюда! - Климов сделал свирепое лицо и затопал ногами, как бы побежал на кошку, хотя оставался на месте. Климов прекратил бег на месте, повернулся и пошел. Кошка подумала и пошла за Климовым, соблюдая, однако, дистанцию. Климов оглянулся и заключил: - Ни стыда, ни совести... А еще кошка. Отсутствие совести у одного рождает бессовестность у другого. Климов поднял с земли небольшой черный сук и метнул в кошку. Кошка отскочила, давая дорогу летящему предмету. Посмотрела на сук, потом на Климова, и ее в глазах легко было прочитать: "Какой же ты подлец!". - И очень хорошо,- сказал Климов и пошел дальше. Деликатная старушка уже сидела за столом. Климов успел проголодаться и с удовольствием принялся за холодную закуску. - А где ваша кошка? - спросила старушка. - Я ее обратно отнес,- ответил Климов. - Куда? - не поняла старушка. - На дорогу. - Вы бросили ее на дороге? - удивилось старушка. - А куда я ее дену? - в свою очередь удивился Климов. - Что значит "дену"? Вы говорите о живом существе, как о вещи... Климов перестал есть. - Я не понимаю, что вас не устраивает? То, что я накормил голодную кошку? - Если вы начали принимать участие в другой судьбе, то вы должны участвовать до конца, или не участвовать совсем. - Да. Но это не имеет отношение к кошкам. - Вы не правы. Кошка - очень личностный зверь. Климов понял, что ему не хочется сидеть со старушкой, поднялся из-за стола и пошел в свою комнату. Он посидел в кресле, и ему пришло в голову разрешить себе послеобеденный сон. Когда он открыл глаза, было три часа. Климов встал, оделся и вышел на улицу. Он остановился и вдруг заметил, что стоит на перекрестке трех дорог. Кошка сидела под деревом, ждала его и не шевелилась. То ли уснула, то ли приготовилась ждать долго и задумалась. Сердце Климову сильно стучало. Ему стало жарко от прилива горячей благодарности. Значит, кошка верно оценила его душевные ресурсы. Значит, это действительно личностный зверь: ведь чем благороднее личность, тем больше добра предполагает она в других. Благородство одного рождает благородство в партнере. Климов устремился к дереву, проваливаясь почти до подмышек. И вдруг стал, будто его толкнули в грудь. Почему, из-за чего такая реакция? 5-часть: Это была не кошка. Это был сук - тот самый, который он в неё бросил. Климов стоял и слушал в себе опустошение. В этом опустошении трудно, будто вхолостую, билось сердце. После прослушивания ИЕЯ-5. Использовать простые и сложные предложения, выражающие причинно-следственные отношения. Задание Ответьте на вопросы, использовав сложные предложения І гр.: Почему Климову пришлось отвести кошку обратно в лес? ІІ гр.: Почему Климов в глазах кошки прочитал «Какой же ты падлец?»? ІІІ гр..: Вспомните, когда и сколько раз Климов оказывался на перекрестке трех дорог? Как вы думаете, почему автор возвращает своего героя к этому перекрестку? Дифференциация: А – ученикам с низким уровнем обученности предлагаются ключ.слова и образец; Б – со средним уровнем - только ключевые слова; С – нет поддержки ОС. Пары отвечачают на свой вопрос, аргументируя свои ответы. Г4. .Задание Создавать высказывания (рассуждение) по ПОПС-формуле с опорой на ключевые слова: Как вы понимаете выражения: І гр.: Отсутствие совести у одного рождает бессовестность у другого. ІІ гр.: Если вы начали принимать участие в другой судьбе, то вы должны участвовать до конца, или не участвовать совсем. ІІІ гр.: Благородство одного рождает благородство в партнере. Действия учащихся, их ответы на вопросы формативно оцениваются учителем, учащимися; дается обратная связь.
Ответы учащихся свидетельствует о степени восприятия текста, понимание авторского замысла. |
|||||||||||||||||||||||||||
Конец урока
|
Задание на дом: на «Графике эммоции». выразите чувства главного героя ... при встрече с кошкой,. во время кормления кошки после замечания старушки-соседки во время кормления кошки, после замечания сестры-хозяйки Елены Дмитриевны, когда он кошку отвел обратно в лес, после встречи с соседкой за столом, когда он второй раз оказался на перекрестке трех дорог, когда сук он принял за кошку, когда он увидел, что это была не кошка Рефлексия (Метод «Вращающиеся станции».) Какие чувства и настроение возникли у вас после знакомства с этим рассказом? Над чем заставил задуматься этот рассказ? Как автор относится к своему герою? Как относитесь к главному герою вы? |