Лапина Марина Александровна, педагог-психолог, учитель самопознания, КГУ "Средняя школа № 14 имени Дм. Карбышева" акимата города Рудного, Костанайская область, город Рудный
Учебно-методический комплект "Целевой ориентир"
Методические рекомендации для педагога
ПОСМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ СКАЧАТЬ
Методические рекомендации
для педагога
Пояснительная записка
В представленных методических рекомендациях отражено направление деятельности педагога по коррекции эмоционального состояния подростка, имеющего ряд психологических проблем. Педагогом создаются предпосылки для формирования, развития и воспитания подрастающего поколения с учетом норм, правил современного общества и общечеловеческих ценностей, стабилизирующих внутреннее, душевное состояние ребенка, создающего подростку фундаментальную основу для развития активной жизненной позиции, его способностей, на основе нравственно-духовного становления личности.
Методические особенности проведения занятий
Занятия проводятся в специально отведенной, светлой и удобной комнате. Комната оснащена специальными вспомогательными техническими средствами. Специфика построения занятий по развивающему курсу отражается в таких формах, приемах и методах, как беседа, дискуссия, игра, практические задания.
Беседа, дискуссия, создают условия для положительного настроя ученика на работу, помогают сделать понятным обсуждение того или иного вопроса, с учетом предъявляемых требований.
Осуществляет формирование внутренних личностных качеств; стабилизирует душевное состояния; развивает умение видеть в себе, как положительные, так и отрицательные качества личности, над которыми необходимо работать и корректировать, повышает самооценку, способствует овладению способами эмоциональной защиты, с опорой на межличностное общение, создает ситуацию успеха через эмоциональное восприятие определенной информации. В комплексе осуществляет развитие познавательных процессов, склонностей и способностей подростка.
Игровой прием используется, как развивающий и корректирующий поведение ребенка, так же, выступает, как рефлексивный, улучшает работу мыслительной деятельности, развивает конкретность и абстрактность на фоне от общего к частному посредством анализа и синтеза мыслительной деятельности. Способствует снятию напряжения, тревожности и утомляемости, создает психологически благоприятные условия для восприятия информационных источников.
Методические приемы самопознания способствуют развитию нравственных качеств личности, воспитанию моральных устоев подростка, самосовершенствованию и гармоничному развитию всецелого внутреннего потенциала личности.
Практическая часть - является составной и основной для успешного овладения знаниями в области психологического и гуманного воздействия, помогает ученику прочувствовать на себе влияние того или иного причинного следствия и выявляет степень готовности ребенка к дальнейшему развитию его главного таланта с учетом духовности и нравственности.
Задача курса – не просто воздействовать на личность ученика, а разбудить в нем такую познавательную и жизненную активность, чтобы ребенок стремился к самопознанию и развитию нравственных качеств личности, стремился овладеть психологическим приемам защиты от негативного воздействия окружающей действительности, умел взаимодействовать с социумом в безопасной и непринужденной форме, осуществляя контроль эмоционального состояния.
Формы организации развивающих занятий многообразны и имеют разный уровень восприятия. Обязательного включения в программу требуют:
Эффективными психолого-педагогическими приемами являются практические задания, которые являются итоговым этапом в каждом занятии и мощным толчком в преодолении того или иного психологического барьера.
Задача педагога заключается в грамотном соотнесении интерпретации и результативности определенного задания, где конечным этапом будет являться правильность выполнения задания, выявление проблемных зон, и то, как ребенок оценил свои возможности. Практическая работа предоставляет обучающимся дополнительную возможность разобраться в себе, стабилизировать внутренние личностные качества и создать предпосылки для успешного овладения практическими знаниями в области развития своего эмоционально-волевого фона и духовно-нравственного компонента. По мере овладения знаниями в данной области ученик учиться делать умозаключения по возрасту и комплексно развивает свои познавательные процессы.
Особенности использования оценки при работе с учениками
Стандартное оценивание по данному развивающему курсу не предусмотрено. Ребенок с эмоциональными проблемами, совместно с педагогом и родителями определяет для себя степень практической значимости данного курса в зависимости от полученного результата и посещает его как по собственному желанию, так и по рекомендации педагогов и родителей.
Оценкой результата работы обучающегося асоциального поведения под руководством педагога, будет являться следующий результат:
Требования к уровню усвоения
курса «Целевой ориентир»
Данный возрастной промежуток предполагает изучение и освоение научного материала целенаправленно, осознанно и системно. Предполагает внедрение полученных знаний и личного опыта в практику и ступенчатую систематизацию накопленных знаний, которые проходят определенный этап умозаключения и становятся базовой основой для внедрения в успешное взаимодействие ученика и социума. Рубежный возраст обучающегося среднего звена с переходом в старшее характеризуется, как переходно-ориентированный, адаптационно-уровневый, возникает необходимость в формировании личностно-ориентированных ступеней, которые имели бы четко представленные иерархизированные уровни, содержащие информацию о качествах и способности личности, эмоционально-волевом дисбалансе в период работы над развитием своих задатков, четком представлении построения «лестницы успеха», с основой на психологические установки, принципы и закономерности. Формирование дифференцированного подхода в обучении создает целевые предпосылки для развития отдельных подструктур, в первую очередь акцентированных на психическое здоровье личности, жизнеутверждение и результативный успех.
По завершении курса ученик должен
Знать
Уметь
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ СКАЧАТЬ
Методические рекомендации для педагога
Учебно-методический комплект "Целевой ориентир"