ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
18 марта 2020 г.

Соломахина Анна Леонидовна, преподаватель музыкальных теоретических дисциплин, музыкальная литература, ГККП "Детская музыкальная школа им Д. Нурпеисовой", г. Уральск, Казахстан.

Методическая разработка урока «Наследие великого Абая»

Методическая разработка урока «Наследие великого Абая»

ПОСМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ    СКАЧАТЬ

Тема: «Наследие великого Абая»

Цель урока: создание условий для раскрытия содержательной и художественной сущности творчества Абая

Задачи урока:

  • обучающая - рассмотреть личность Абая, как создатель казахского литературного языка, поэта-философа, переводчика, акына;

изучить влияние творчества Абая на развитие литературы и музыкального искусства,

  • развивающая - создание условий для развития у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

содействовать развитию навыка исследовательской и познавательной деятельности у учащихся; содействовать развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать,

  • воспитательная - воспитать уважение к казахской народной и композиторской музыки, как неотъемлемой части мировой культуры.

Тип урока: интегрированный (казахская музыкальная литература, казахская литература, история)

Вид урока: комбинированный

Литература:

Педагогические технологии: метод обучения в сотрудничестве, технология

развития критического мышления, применение компьютерной презентации.

Формы работы организации познавательной деятельности: групповая,

фронтальная.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация к уроку Power Point;
  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • карта;
  • карточки с текстом;
  • карточки с вопросами на викторину.

I. Структура урока

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Актуализация темы 

Вводное слово. Сообщение темы урока и целевая установка на уроке, работа с эпиграфом. Проблемное задание: учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что мы знаем об Абае?». Стратегия «Корзина идей». Обсуждение. Вывод. (3 мин.)

3. Основной этап.  Работа в группах с заранее подготовленной учителем информацией (учащиеся знакомясь с информацией, сообща выделяют главное и делают записи, что бы довести до сведения других групп):

1 группа:  Абай Кунанбаев – мыслитель и философ

2 группа: Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы

3 группа:  Абай Кунанбаев – композитор (15 мин.)

4. Викторина (5 мин.)

5.Заключение. Рефлексия (1 мин.)

 

II. Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин.)

2. Актуализация темы 

Сообщение темы урока и целевая установка на уроке. Проблемное задание: учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что мы знаем об Абае?».

 Абай Кунанбаев – великая личность, признанная во всём мире. Уникальность Абая в его универсализме и духовной многогранности. Форма нашего урока – творческая мастерская, работая в профильных группах, каждый может проявить себя, выразить свои чувства и мысли. Ну, а теперь непосредственно перейдем к изучению творчества Абая. Для это делимся на группы.

  1. Основной этап. 

1 группа:  Абай Кунанбаев – мыслитель и философ. (Сердцева Мария, Таужанова Нурбиби, Юсубалиева Карина)

Организация работы с кластером «Творчество Абая Кунанбаева». Учащиеся выбирают, материл из текста, выносят на постер, защищают свой кластер.

Текст для группы:

В последние десятилетия жизни Абай обращает­ся к прозе. Он создает “Слова назидания”. Всего их сорок пять. Это своеобразные лирико-публицистические, социально-философские, общественно-политические, морально-этические этюды о многочисленных явлениях действительности, жизни людей, общества, природы.

“Слова назидания” раскрывают взгляды мыслителя на наиболее актуальные проблемы. Он размышляет также о достоинстве человека, о вере и неверии, о воспитании молодежи, о необхо­димости культуры и просвещения, об отношении к людям других национальностей, о старости и смер­ти. Но все эти разнообразные мотивы сплетаются, в сущности, в единый проблемный узел. Главная мысль – это утверждение красоты человеческого духа, неисчерпаемых возможностей личности. “Ка­чества духовные – вот что главное в человеческой жизни”, – утверждал Абай.

Многие афоризмы, крылатые слова, слова глу­бокой мысли и поучения “Слов” Абая стали попу­лярными в народе:

  • “Простолюдин, прославленный за ум, выше царя, увенчанного счастьем”,
  • “Сын своего отца – недруг на­роду, сын народа – твой друг”,  
  • “Достойный трудит­ся для человечества”,
  • “Помогай достойному; помо­жешь человеку пустому – только себе повредишь”,
  • “Если хочешь, чтобы дело ладилось, сумей за него взяться”
  • Кричащий в гневе смешон, молчащий в гневе - страшен.

Каждая строчка «Книги слов» пронизана философским духом и буквально состоит из живых цитат. Какие крылатые слова, слова глу­бокой мысли и поучения “Слов” Абая стали попу­лярными в народе?

2 группа: Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы (Лесина Валерия, Максутхан Султан, Кускильдин Руслан)

Абаем создано 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер» 45). На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Свое призвание Абай нашел в том, чтобы познакомить свой народ с достижениями западной культуры. Среди его переводов: стихи Лермонтова, басни Крылова, поэма Пушкина «Евгений Онегин», стихи Гёте и Байрона. Абай внес огромный вклад в казахскую поэзию, он создал новые стихотворные размеры. Так же он придумывал и новые формы: шести- и восьмистишия. Абай Кунанбаев способствовал распространению русской культуры среди казахов. 

Мог ли Абай, будучи сам переводчиком, допустить, что спустя годы «заговорит» с читателями на разных языках мира?

Читают чтецы стихотворение «Горные вершины» И.В. Гёте в оригинале, переводе М. Ю.Лермонтова и Абая Кунанбаева на трёх языках (казахский, русский, немецкий)

 

Лесина Валерия:

И.В. Гёте «Uber allen Gipfeln»

Uber allen Gipfeln ist Ruh’,

in allen Wipfeln

spurest du kaum einen Hauch.

Die Vogelein schweigen im Walde.

Warte nur, balde

ruhest du auch.

 Кускильдин Руслан:

М. Ю. Лермонтов «Горные вершины»

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты

Максутхан Султан:

Абай Кунанбаев «Караңғы түнде тау қалғып»

Қараңғы түнде тау қалғып,

Ұйқыға кетер балбырап.

Даланы жым-жырт, дел-сал ғып,

Түп басады салбырап.

Шаң шығармас жол дағы,

Сілкіне алмас жапырақ.

Тыншығарсың сен дағы,

Сабыр қылсаң азырақ.

Абай создал мелодии к своим переводам, отрывкам из «Евгения Онегина». Имя Пушкина и имена его героев, Онегина и Татьяны, пролетев над степями на крыльях этих песен, стали такими же родными для казахского народа, как имена казахских акынов и героев казахских эпических поэм.

Просмотр видео Исполняется песня на казахском языке «Татьяна хаты» («Татьянаның Онегинге жазған хаты»)

3 группа:  Абай Кунанбаев – композитор (Каболова Диляра, Мутанова Алина, Гамзюкова Яна) (15 мин.)

Музыкальное наследие Абая (больше песни, нежели кюи) - это несомненно новое слово в музыкальном творчестве его народа. Центральное место в песенном творчестве Абая занимает лирический жанр. Задушевность, искренность интонаций, характерны для большинства абаевских творений. Для исполнения песен Абая не требуется большого, сильного голоса, особого вокального мастерства. Особенно любимы в народе песни ««Айттым сәлем,қаламқас» («Привет тебе, тонкобровая»), «Коземнын карасы» («Ты зрачок глаз моих»).

Песня «Айттым сәлем,қаламқас» («Привет тебе, тонкобровая») – это восторженный лирический монолог, выражение безграничного чувства любования и восхищения своей возлюбленной. Песня покоряет своей нежностью и целомудренностью чувств.

В наши дни песни Абая исполняются в сопровождении домбры, фортепиано, оркестра. У нас сегодня в гостях ученица преподавателя Ихсановой Г. Т. Синельникова Екатерина. Она исполнит для нас произведение Абая «Айттым сәлем,қаламқас»

Музыкальный разбор. Обратите внимание на характер мелодии. Как движется мелодия ее звуковедение? Что роднит эту песню с песней «Көземнің қарасы»? Песня лирическая о любви. Мелодия кантиленная, яркая. Жанр лирической песни

4. Викторина (5 мин.)

Экспресс-опрос

 

Согласны ли вы…

 

  1. … что Абай родился в Западном Казахстане?
  2. … что он перевел «Письмо Татьяны» из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
  3. … что его произведения переводили на русский язык?
  4. … что он говорил на английском языке?
  5. … что у него было 4 сына?
  6. … что он учился в медресе?
  7. … что он увлекался чтением русской литературы?
  8. … что «Слова Назидания» - «Қара сөздер» написал Ыбрай Алтынсарин?
  9. … что он сочинял песни?
  10. … что Абай перевел на казахский язык некоторые стихотворения Байрона и Гете?

 

Ключ: 1-нет, 2-да. 3-да, 4-нет, 5-да, 6-да, 7-да, 8-нет, 9-да, 10-да.

 

Защитник прав казахского народа,

Он путеводной был его звездой.

 Абай! Абай! Ты к нам идешь сквозь годы,

 Мятежный, непокорный, молодой!

 

Абай – душа казахского народа, а его произведения стали ценным осмыслением сущности мира и людей. Голос Абая через столетие не теряет своей удивительной силы, поражает глубиной и многогранностью.

Мне очень приятно, что сегодня на уроке, вы проявили себя очень творчески: вы высказывали свои мысли, создавали свои произведения искусства. 
Как вы думаете, какие советы, мог бы дать вашему поколению Абай сегодня? Чему мы можем у него поучиться?  (ответы ребят)

ПОСМОТРЕТЬ ДОКУМЕНТ     СКАЧАТЬ

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину