Масанова Махаббат Мурзахановна, Учитель русского языка и литературы, КГУ «Средняя школа №2 имени Михаила Ломоносова отдела образования Кордайского района управления образования акимата Жамбылской области», Казахстан, Жамбылская область, Кордайский район, с.Кордай
Учебно-методическая разработка "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка"
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Введение
Коммуникативная компетенция — это способность эффективно общаться и взаимодействовать с другими людьми, что включает в себя не только умение говорить и писать, но и навыки слушания и чтения. В современном обществе, где взаимодействие и обмен информацией становятся основными аспектами жизни, развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка приобретает особую значимость. Данная разработка направлена на создание условий для формирования и развития этих навыков у учащихся.
Цели и задачи
Цели:
- Формирование у учащихся навыков эффективного общения на русском языке.
- Развитие критического мышления и умения анализировать информацию.
- Повышение уровня языковой и социокультурной компетенции.
Задачи:
- Обучение различным видам речевой деятельности: говорению, слушанию, чтению и письму.
- Развитие умений работы в группе и сотрудничества.
- Воспитание уважения к культурным особенностям русского языка и языка других народов.
Оборудование
- Учебники и рабочие тетради по русскому языку.
- Аудио- и видеоматериалы для слуховых упражнений.
- Раздаточные материалы: схемы, таблицы, тексты для чтения и анализа.
- Презентации, флипчарты, маркеры.
Ход урока
I. Введение (10 минут)
- Организационный момент
- Приветствие, проверка присутствия.
- Постановка темы урока
- Обсуждение: "Что такое коммуникативная компетенция?"
- Определение понятий: языковая, социокультурная и стратегическая компетенции.
II. Основная часть (40 минут)
- Говорение (15 минут)
- Упражнение "Диалоги": Учащиеся разбиваются на пары и разыгрывают диалоги на темы: "Мой день", "Мое хобби", "Поездка в другой город".
- Обсуждение:
- Как важно учитывать собеседника при общении?
- Какие фразы помогли лучше выразить свои мысли?
- Слушание (10 минут)
- Прослушивание аудиозаписи беседы между двумя людьми на тему "Проблемы общения в современном мире".
- Вопросы для обсуждения:
- Какие основные проблемы были обозначены?
- Как можно их решить?
- Чтение (15 минут)
- Чтение текста "Коммуникация в нашем обществе".
- Анализ текста:
- Ответы на вопросы: «Какую роль играет коммуникация в жизни общества?», «Какие навыки общения наиболее важны?»
- Дискуссия:
- Обсуждение примеров успешной и неуспешной коммуникации.
III. Закрепление (20 минут)
- Упражнение «Мосты слов» (10 минут)
- Учащиеся должны соединить две идеи, используя подходящие связующие слова и фразы (например, «однако», «в то время как», «поэтому»).
- Групповая работа (10 минут)
- Разделение на группы. Каждая группа получает тему для обсуждения, например «Влияние интернета на общение». Учащиеся должны подготовить короткое выступление, используя изученные связующие слова и фразы.
IV. Итоги (10 минут)
- Обсуждение результатов урока: что нового узнали, какие навыки улучшили.
- Подведение итогов: выделение основных аспектов коммуникативной компетенции.
- Домашнее задание: написать эссе на тему «Как я могу улучшить свою коммуникативную компетенцию».
Оценивание
- Оценка активного участия в диалогах и обсуждениях.
- Оценка выполнения домашнего задания.
- Обратная связь от учащихся о проведенном уроке.
Рекомендации для учителей
- Интерактивные методы обучения: Использовать ролевые игры, дебаты и дискуссии для активизации учащихся и создания условий для практики речевых навыков.
- Разнообразие материалов: Включать в уроки разнообразные источники информации: тексты, видео, аудио. Это позволит развивать навыки восприятия и анализа информации.
- Обратная связь: Регулярно проводить опросы и обсуждения, чтобы узнать мнение учащихся о методах обучения и их потребностях в развитии.
Заключение
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка является важной задачей, которая способствует не только улучшению языковых навыков, но и развитию социальной активности учащихся. Эффективное общение открывает новые возможности для личностного и профессионального роста, что делает этот процесс значимым на протяжении всей жизни. Учителя играют ключевую роль в этом процессе, создавая условия для практики и развития необходимых умений.