Таумышева Салтанат Еркингалиевна, Учитель русского языка и литературы, КГУ «Мартукская школа-гимназия №2» государственного учреждения «Отдел образования Мартукского района Управления образования Актюбинской области», Казахстан, Актюбинская область, Мартукский район
Словарная работа на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе с казахским языком обучения
Словарная работа на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе с казахским языком обучения
Цели и задачи:
- Обосновать важность словарной работы в изучении русского языка как иностранного.
- Ознакомить учителей с современными методами и приемами словарной работы.
- Разработать рекомендации по интеграции словарной работы в уроки русского языка.
- Повысить уровень языковой компетенции учащихся через систематическую словарную работу.
I. Введение
Словарная работа — один из ключевых компонентов преподавания языка, особенно в условиях, когда учащиеся изучают язык, который не является для них родным. Учащиеся казахских школ сталкиваются с трудностями при изучении русского языка, так как разница в языковых системах и лексике может затруднять понимание и использование нового материала. Эффективная словарная работа помогает учащимся расширять свой словарный запас, развивать навыки чтения, письма и общения.
II. Важность словарной работы
- Формирование активного словарного запаса.
- Учащиеся должны не только знать слова, но и уметь использовать их в речи. Без активного словарного запаса невозможно добиться беглости и точности в общении.
- Развитие навыков чтения и письма.
- Знание слов помогает лучше понимать прочитанное и правильно писать. Без обширного словарного запаса учащиеся будут испытывать трудности при интерпретации текстов и создании собственных письменных работ.
- Улучшение межкультурной коммуникации.
- Словарная работа способствует не только освоению языка, но и пониманию культурных особенностей, что является важным аспектом для учащихся, изучающих русский язык в Казахстане.
- Развитие критического мышления.
- Работа с лексикой помогает учащимся анализировать и сопоставлять слова, развивает умение делать выводы и обобщения.
III. Методы и приемы словарной работы
- Работа с толковыми словарями
- Обучение учащихся искать значения слов в словарях.
- Пример: На уроке обсуждаются новые слова, учащиеся ищут их значения в толковом словаре и представляют свои находки классу.
- Создание тематических словарей
- Ученики составляют словари по темам, изучаемым на уроке, что помогает систематизировать знания.
- Пример: создание «Словаря на тему «Природа» с терминами, связанными с окружающим миром (например, «дерево», «река», «животное»).
- Использование синонимов и антонимов
- Учащиеся учатся находить синонимы и антонимы к словам, что обогащает их словарный запас.
- Пример: На уроке выбираются слова, к ним подбираются синонимы и антонимы, что помогает понять нюансы значений.
- Лексические игры
- Игровые элементы делают процесс обучения более увлекательным и запоминающимся.
- Пример: Игры на составление слов, кроссворды, викторины и настольные игры на лексическую тематику.
- Контекстное обучение
- Изучение новых слов в контексте, а не изолированно, позволяет лучше усвоить их значения.
- Пример: Новые слова вводятся через тексты, которые ученики затем обсуждают, анализируя их значение и употребление.
IV. Практическое применение
Пример 1: План урока по теме «Словообразование»
- Цель: Углубленное изучение основ словообразования.
- Методы: Работа с толковыми и орфографическими словарями.
- Задания:
- Объяснить, что такое словообразование, на примерах.
- Разделите класс на группы и предложите каждой группе создать слова с помощью приставок и суффиксов.
- Презентация результатов групповой работы.
Пример 2: Урок на тему «Синонимы и антонимы»
- Цель: Обогащение словарного запаса.
- Методы: Игровые и творческие задания.
- Задания:
- Ввести понятия синонимов и антонимов.
- Разделите учащихся на группы для создания карточек с синонимами и антонимами к словам, которые были изучены на предыдущих уроках.
- Провести конкурс на лучшее представление своих карточек.
V. Заключение
Словарная работа на уроках русского языка является неотъемлемой частью формирования языковой компетенции учащихся с казахским языком обучения. Использование разнообразных методов и приёмов позволяет не только повысить интерес учеников к изучаемому языку, но и развить их критическое мышление, креативность и коммуникативные навыки.
VI. Рекомендации
- Регулярная практика словарной работы в учебном процессе, включение ее в каждую тему.
- Создание условий для самостоятельной работы учащихся с лексикой, что повысит их ответственность и мотивацию.
- Внедрение новых технологий в обучение: использование онлайн-словарей, приложений и образовательных платформ, которые помогут учащимся в работе с лексикой.
- Проведение открытых уроков и семинаров для обмена опытом между учителями, что способствует повышению качества преподавания.