Жамбаева Жанар Сагынхановна, Учитель русского языка и литературы, КГУ «ОСШ №11 имени А.Навои», г. Шымкент
Введение
В современном образовательном процессе особое значение приобретают вопросы мотивации учащихся к обучению. Одним из важнейших аспектов этой работы является формирование у школьников потребности в учебной деятельности, в том числе в изучении русского языка и литературы. Эти предметы играют ключевую роль в формировании общего культурного уровня личности, развитии мыслительных способностей, а также воспитании эстетического восприятия мира.
Формирование потребности в обучении — непростой процесс. Он требует от учителя применения различных методов и приёмов, направленных на повышение интереса и активности учащихся, формирование у них внутреннего стремления к знаниям. Это особенно актуально в контексте уроков русского языка и литературы, где задача состоит не только в передаче знаний, но и в воспитании личностных и творческих качеств учащихся.
Цели и задачи
Целью данной учебно-методической разработки является определение методов и приёмов, способствующих формированию у учащихся потребности в обучении на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
Теоретическая часть
Потребность в обучении: понятие и классификация
Потребность в обучении — это внутренняя мотивация учащихся, направленная на достижение успехов в учебной деятельности. Мотивация, в свою очередь, делится на внешнюю (связанную с внешними стимулами, например, оценками) и внутреннюю (исходящую изнутри, основанную на интересе, познавательном стремлении).
Важно отметить, что мотивация учащихся к обучению развивается и меняется в зависимости от возраста и жизненного опыта. На уроках русского языка и литературы ключевую роль играет именно внутренняя мотивация, основанная на интересе к предмету, стремлении понять и почувствовать язык как средство общения и литературу как зеркало жизни и души человека.
Роль русского языка и литературы в образовательном процессе
Русский язык и литература занимают важное место в образовательной системе, поскольку они не только передают знания, но и способствуют развитию у школьников:
Таким образом, учитель русского языка и литературы играет ключевую роль в формировании у учащихся потребности в обучении. Для этого необходимо использовать методы и приёмы, способствующие активизации их познавательной деятельности.
Практическая часть
Методы формирования потребности к обучению на уроках русского языка и литературы
Вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность
Особое внимание следует уделить развитию у учащихся навыков самостоятельной работы. Использование исследовательских проектов, анализ литературных произведений на основе личных впечатлений и знаний помогают учащимся воспринимать учебный процесс как самостоятельное и значимое занятие. Это также способствует развитию критического мышления и аналитических способностей.
Применение технологий в обучении
Современные технологии предоставляют учителям новые возможности для создания интерактивных и увлекательных уроков. Использование мультимедийных презентаций, видеоматериалов, онлайн-тестов и других средств помогает сделать процесс обучения более разнообразным и интересным для учащихся, стимулируя их желание изучать русский язык и литературу.
Заключение
Формирование у учащихся потребности в обучении на уроках русского языка и литературы требует применения разнообразных педагогических методов и приёмов. Важно создать такие условия, которые стимулировали бы их познавательную активность, развивали интерес к языку и литературе, а также помогали раскрывать творческий потенциал каждого ученика. Для этого необходимо использовать личностно-ориентированный подход, интегрировать различные виды деятельности, постепенно усложнять задачи, создавать эмоционально положительную атмосферу и активно применять инновационные технологии.
Педагог, который смог увлечь своих учеников, создать атмосферу творчества и самовыражения, неизбежно добьётся высоких результатов в формировании у учащихся потребности в обучении, что положительно скажется на их будущих достижениях в учёбе и жизни.
Литература