Кабдульдинова Альбина Кудайбергеновна, Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі, Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы Ұлан ауданы бойынша білім бөлімінің «І. Айтықов атындағы орта мектеп-балабақша кешені» КММ, Шығыс Қазақстан облысы, Ұлан ауданы, Тарғын ауылы
Словарная работа на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе с казахским языком обучения
Словарная работа на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе с казахским языком обучения
1. Введение
1.1. Актуальность темы
Словарная работа — важный элемент обучения русскому языку, особенно для учащихся школ с казахским языком обучения. Учитывая, что учащиеся имеют ограниченный контакт с русским языком в повседневной жизни, их словарный запас может быть ограничен. Проблемы, связанные с неправильным пониманием значений слов, их употребления и орфографии, могут затруднить как восприятие учебного материала, так и успешное овладение языком.
Словарная работа способствует формированию у школьников навыков работы с различными видами словарей, помогает расширять активный и пассивный словарный запас, развивает навыки грамотного письма, улучшает понимание и восприятие русскоязычных текстов.
1.2. Цели и задачи словарной работы
Цели:
- Расширение и углубление знаний учащихся о лексической системе русского языка.
- Обучение учащихся правильному использованию словарей.
- Развитие навыков анализа и толкования слов, а также использования слов в различных контекстах.
Задачи:
- Развитие навыков работы с орфографическими, толковыми, синонимическими, фразеологическими словарями.
- Повышение языковой грамотности учащихся.
- Развитие умения находить и исправлять ошибки в тексте.
2. Методические основы словарной работы
Словарная работа на уроках русского языка состоит из нескольких аспектов, которые важно учитывать при планировании и проведении уроков:
2.1. Принципы словарной работы
- Системность и последовательность. Важно систематически вводить слова, которые учащиеся будут использовать в своей речи, а также работать с различными типами словарей.
- Разнообразие форм работы. Использование различных методов и приемов, таких как индивидуальная работа со словарями, групповые задания, игры, проекты и т.д.
- Практическая направленность. Словарная работа должна быть ориентирована на практическое применение полученных знаний в письменной и устной речи.
2.2. Роль словарей
- Орфографический словарь — инструмент для работы со сложными словами, обучения правильному написанию.
- Толковый словарь — позволяет учащимся глубже понять значение слов и их употребление в языке.
- Словарь синонимов и антонимов — помогает разнообразить речь и избегать тавтологии.
- Фразеологический словарь — обучает употреблению устойчивых выражений и фразеологизмов.
2.3. Методы словарной работы
- Прямой метод — разбор слова на основе толкования из словаря.
- Метод аналогий — использование синонимов, антонимов, похожих слов для лучшего понимания значений.
- Метод контекста — определение значения слова по контексту, в котором оно используется.
- Метод составления словарных карт — учащиеся записывают слова в тетрадях с указанием их значений, синонимов, антонимов, примеров употребления.
2.4. Виды словарей
- Толковый словарь. Это основной инструмент, который помогает учащимся понять значение слова и его употребление в различных контекстах.
- Синонимический словарь. Необходим для расширения словарного запаса, замены однообразных слов синонимами.
- Фразеологический словарь. Важно использовать фразеологизмы для улучшения выразительности речи.
- Орфографический словарь. Обучение правильному написанию слов, предотвращение орфографических ошибок.
3. Организация словарной работы в классе
3.1. Этапы словарной работы на уроках русского языка
- Подготовительный этап. На этом этапе учащиеся знакомятся с новой лексикой, которая будет изучаться в рамках темы. Важно, чтобы учащиеся определяли значение слов в контексте и при необходимости использовали словарь для уточнения значения.
- Основной этап. На этом этапе проводится работа с выбранными словами. Ученики уточняют значение слов, работают с синонимами и антонимами, а также составляют предложения. Основное внимание уделяется использованию слов в речи.
- Заключительный этап. Это этап, на котором учащиеся систематизируют полученные знания. Например, они могут составить тематические словари или повторить лексику в игровой форме.
3.2. Примеры заданий и упражнений
- Поиск слов в словарях. Учащиеся используют орфографический и толковый словари, чтобы найти значение и правильное написание новых слов.
- Составление предложений. Учащиеся составляют предложения с новыми словами, что помогает закрепить их употребление в речи.
- Задания на поиск синонимов и антонимов. Например, для каждого слова необходимо найти несколько синонимов и антонимов.
- Работа с текстами. Чтение текста с новым лексическим материалом, выявление незнакомых слов и их разбор с использованием словарей.
- Игры. Например, «Кроссворды», «Словарный диктант», «Слово из слова», «Угадай слово» и другие.
3.3. Интеграция словарной работы с другими предметами
Словарная работа может быть интегрирована с другими предметами. Например, на уроках истории можно использовать специализированные словари для изучения исторических терминов, на уроках биологии — словари с терминами, связанными с природой и живыми существами. Это способствует более глубокому усвоению материала и расширению словарного запаса учащихся.
3.4. Формирование навыков самостоятельной работы
Очень важно развивать у учеников умение работать с разными видами словарей и справочников. Учитель должен поощрять самостоятельное использование словарей, помогать детям учиться искать информацию в различных источниках. Этому способствуют задания, которые требуют самостоятельного поиска значений слов и их правильного употребления.
Словарная работа на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе с казахским языком обучения играет важную роль в развитии языковой компетенции учащихся. Она способствует улучшению понимания языка, развитию грамотности, формированию навыков эффективного использования лексических средств языка. Применение различных методов работы с разными видами словарей позволяет не только углубить знания учащихся, но и сделать процесс обучения более интересным и многогранным.
Важно, чтобы словарная работа была не только полезной, но и увлекательной, что требует от учителя творческого подхода и использования разнообразных методов и форм работы.
5. Рекомендуемая литература и ресурсы
- Словарь русского языка (Ожегов С.И.).
- Толковый словарь русского языка (Шведова Н.Ю.).
- Словарь синонимов русского языка (Баранов В.В.).
- Методика преподавания русского языка в школе с казахским языком обучения.
- Рабочие тетради и учебники по русскому языку для школьников с казахским языком обучения.