ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Словарная работа на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе с казахским языком обучения

11 октября 2024 г.

Кабдульдинова Альбина Кудайбергеновна, Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі, Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы Ұлан ауданы бойынша білім бөлімінің  «І. Айтықов атындағы орта мектеп-балабақша кешені» КММ, Шығыс Қазақстан облысы, Ұлан ауданы, Тарғын ауылы

Словарная работа на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе с казахским языком обучения

Словарная работа на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе с казахским языком обучения

1. Введение

 

1.1. Актуальность темы

Словарная работа — важный элемент обучения русскому языку, особенно для учащихся школ с казахским языком обучения. Учитывая, что учащиеся имеют ограниченный контакт с русским языком в повседневной жизни, их словарный запас может быть ограничен. Проблемы, связанные с неправильным пониманием значений слов, их употребления и орфографии, могут затруднить как восприятие учебного материала, так и успешное овладение языком.

Словарная работа способствует формированию у школьников навыков работы с различными видами словарей, помогает расширять активный и пассивный словарный запас, развивает навыки грамотного письма, улучшает понимание и восприятие русскоязычных текстов.

 

1.2. Цели и задачи словарной работы

Цели:

  • Расширение и углубление знаний учащихся о лексической системе русского языка.
  • Обучение учащихся правильному использованию словарей.
  • Развитие навыков анализа и толкования слов, а также использования слов в различных контекстах.

Задачи:

  • Развитие навыков работы с орфографическими, толковыми, синонимическими, фразеологическими словарями.
  • Повышение языковой грамотности учащихся.
  • Развитие умения находить и исправлять ошибки в тексте.

 

2. Методические основы словарной работы

Словарная работа на уроках русского языка состоит из нескольких аспектов, которые важно учитывать при планировании и проведении уроков:

2.1. Принципы словарной работы

  1. Системность и последовательность. Важно систематически вводить слова, которые учащиеся будут использовать в своей речи, а также работать с различными типами словарей.
  2. Разнообразие форм работы. Использование различных методов и приемов, таких как индивидуальная работа со словарями, групповые задания, игры, проекты и т.д.
  3. Практическая направленность. Словарная работа должна быть ориентирована на практическое применение полученных знаний в письменной и устной речи.

2.2. Роль словарей

  • Орфографический словарь — инструмент для работы со сложными словами, обучения правильному написанию.
  • Толковый словарь — позволяет учащимся глубже понять значение слов и их употребление в языке.
  • Словарь синонимов и антонимов — помогает разнообразить речь и избегать тавтологии.
  • Фразеологический словарь — обучает употреблению устойчивых выражений и фразеологизмов.

2.3. Методы словарной работы

  • Прямой метод — разбор слова на основе толкования из словаря.
  • Метод аналогий — использование синонимов, антонимов, похожих слов для лучшего понимания значений.
  • Метод контекста — определение значения слова по контексту, в котором оно используется.
  • Метод составления словарных карт — учащиеся записывают слова в тетрадях с указанием их значений, синонимов, антонимов, примеров употребления.

2.4. Виды словарей

  • Толковый словарь. Это основной инструмент, который помогает учащимся понять значение слова и его употребление в различных контекстах.
  • Синонимический словарь. Необходим для расширения словарного запаса, замены однообразных слов синонимами.
  • Фразеологический словарь. Важно использовать фразеологизмы для улучшения выразительности речи.
  • Орфографический словарь. Обучение правильному написанию слов, предотвращение орфографических ошибок.

 

3. Организация словарной работы в классе

3.1. Этапы словарной работы на уроках русского языка

  1. Подготовительный этап. На этом этапе учащиеся знакомятся с новой лексикой, которая будет изучаться в рамках темы. Важно, чтобы учащиеся определяли значение слов в контексте и при необходимости использовали словарь для уточнения значения.
  2. Основной этап. На этом этапе проводится работа с выбранными словами. Ученики уточняют значение слов, работают с синонимами и антонимами, а также составляют предложения. Основное внимание уделяется использованию слов в речи.
  3. Заключительный этап. Это этап, на котором учащиеся систематизируют полученные знания. Например, они могут составить тематические словари или повторить лексику в игровой форме.

3.2. Примеры заданий и упражнений

  • Поиск слов в словарях. Учащиеся используют орфографический и толковый словари, чтобы найти значение и правильное написание новых слов.
  • Составление предложений. Учащиеся составляют предложения с новыми словами, что помогает закрепить их употребление в речи.
  • Задания на поиск синонимов и антонимов. Например, для каждого слова необходимо найти несколько синонимов и антонимов.
  • Работа с текстами. Чтение текста с новым лексическим материалом, выявление незнакомых слов и их разбор с использованием словарей.
  • Игры. Например, «Кроссворды», «Словарный диктант», «Слово из слова», «Угадай слово» и другие.

3.3. Интеграция словарной работы с другими предметами

Словарная работа может быть интегрирована с другими предметами. Например, на уроках истории можно использовать специализированные словари для изучения исторических терминов, на уроках биологии — словари с терминами, связанными с природой и живыми существами. Это способствует более глубокому усвоению материала и расширению словарного запаса учащихся.

3.4. Формирование навыков самостоятельной работы

Очень важно развивать у учеников умение работать с разными видами словарей и справочников. Учитель должен поощрять самостоятельное использование словарей, помогать детям учиться искать информацию в различных источниках. Этому способствуют задания, которые требуют самостоятельного поиска значений слов и их правильного употребления.

 

Словарная работа на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе с казахским языком обучения играет важную роль в развитии языковой компетенции учащихся. Она способствует улучшению понимания языка, развитию грамотности, формированию навыков эффективного использования лексических средств языка. Применение различных методов работы с разными видами словарей позволяет не только углубить знания учащихся, но и сделать процесс обучения более интересным и многогранным.

Важно, чтобы словарная работа была не только полезной, но и увлекательной, что требует от учителя творческого подхода и использования разнообразных методов и форм работы.

 

5. Рекомендуемая литература и ресурсы

  1. Словарь русского языка (Ожегов С.И.).
  2. Толковый словарь русского языка (Шведова Н.Ю.).
  3. Словарь синонимов русского языка (Баранов В.В.).
  4. Методика преподавания русского языка в школе с казахским языком обучения.
  5. Рабочие тетради и учебники по русскому языку для школьников с казахским языком обучения.

 

Наверх
Товар добавлен в корзину