Тоқтарбек Сымбат Бақытқызы, Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі, «Жетісу облысы білім басқармасының Панфилов ауданы бойынша білім бөлімі» мемлекеттік мекемесінің «Мектепке дейінгі шағын орталығы бар Дінмұхамед Қонаев атындағы орта мектеп» КММ, Жетісу облысы, Панфилов ауданы, Көктал ауылы
Учебно-методическое пособие на тему: «Эффективные методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы»
Учебно-методическое пособие на тему: «Эффективные методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы»
Введение
Изучение текста на уроках русского языка и литературы является важной частью образовательного процесса. Применение эффективных методов и приёмов работы с текстом позволяет учащимся глубже понять содержание произведений, развить навыки анализа, критического мышления, а также улучшить письменную и устную речь. В данном пособии представлены основные подходы и методики, которые могут быть использованы для успешной работы с текстом.
1. Методика анализа текста
Анализ текста предполагает внимательное прочтение, выявление главных идей и тем произведения, понимание особенностей композиции, стиля и языка. Важно учить школьников различать элементы художественного текста, а также понимать их связь и роль в целом.
Основные этапы анализа текста:
- Первичное восприятие текста:
- Чтение текста вслух или про себя с выделением основных мыслей и идей.
- Определение жанра, типа текста, его авторского замысла.
- Выявление структуры текста:
- Деление на части (вступление, основная часть, заключение).
- Выделение ключевых эпизодов или главных конфликтов.
- Анализ содержания:
- Разбор главных героев, их характеров, мотивов и поступков.
- Определение основной идеи и смыслового центра текста.
- Исследование связи текста с историческим, культурным контекстом.
- Анализ языка и стиля:
- Обратите внимание на язык текста: выбор слов, стилистические средства, тропы (метафоры, олицетворения, сравнения).
- Оценка значения этих средств для создания образности и эмоционального воздействия.
Примеры методов:
- Метод вопросов и ответов: учитель задает учащимся вопросы, которые направляют их к анализу текста, помогают выделить его ключевые моменты.
- Метод дискуссии: Обсуждение разных интерпретаций текста, выработка собственного мнения.
2. Развитие навыков работы с текстом
Для полноценной работы с текстом важно развивать навыки его глубокого восприятия и анализа.
Приемы, способствующие развитию навыков:
- Мозговой штурм: после прочтения текста учащимся предлагается высказать свои первые впечатления, идеи, вопросы по прочитанному. Это помогает создать атмосферу активного обсуждения и формирует способность работать с текстом.
- Чтение с пометками: учащиеся выделяют важные моменты в тексте, делают пометки или задают вопросы на полях. Это помогает усвоить основные идеи и формы
- Анализ текста в парах или группах: работая в группах, учащиеся могут обсудить прочитанное, обменяться мнениями, что способствует лучшему пониманию текста.
- Метод «стоп-кадра»: это прием, при котором учащимся предлагается остановиться на определенном моменте текста
3. Методы работы с различными типами текстов
На уроках литературы и русского языка школьники сталкиваются с различными типами текстов: художественными, научными, публицистическими, официальными. Для каждого типа текста требуются сво
1. Работы с художественным текстом:
- Тематический анализ: Определение основных тем произведения (любовь, смерть, вера, война и т.
- Характеристика персонажей: составление психологического портрета героев, анализ их действий и мотивации.
- Теоретические аспекты: Исследование литературных направлений, стилей, исторического контекста,
2. Работы с научным текстом:
- Выделение структуры: разделение текста на вводную, основную и заключительную части.
- Поиск ключевых понятий: выявление основных терминов, понятий, их значений и взаимосвязей.
- Резюмирование: умение кратко излагать основные идеи текста, выделяя самые важные моменты.
3. Работы с публицистическими и официальными текстами:
- Выявление аргументов и контраргументов: умение выделять основные мысли, цели и средства воздействия авторов.
- Критическое восприятие: оценка логичности, достоверности и объективности представленных данных.
4. Применение современных технологий в работе с текстом
Использование информационных технологий открывает новые возможности для работы с текстами. Применение мультимедийных средств и образовательных платформ помогает активизировать учащихся и разнообразить методы обучения.
Примеры использования технологий:
- Онлайн-дискуссии и форумы: студенты могут обсуждать текст на онлайн-платформах, высказывать свои мысли и видеть мнения других.
- Создание мультимедийных проектов: для лучшего восприятия произведений, например, создание видеопрезентаций по прочитанному произведению, использование инфографики для анализа текста.
- Использование текстовых редакторов со встроенными функциями анализа: программы, которые могут выделять ключевые слова, строить диаграммы, анализировать структуру текста.
5. Оценка результатов работы с текстом
Результаты работы с текстом можно оценивать не только по конечным результатам (сочинениям, рефератам, экзаменационным работам), но и по процессу работы:
- Качество восприятия текста: Насколько полно и глубоко учащиеся поняли содержание.
- Навыки самостоятельной работы: Умение работать с текстом без постоянной помощи учителя.
- Критическое мышление: способность ученика анализировать, задавать вопросы, искать альтернативные точки зрения.
Заключение
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы требует от учителей гибкости и творческого подхода. Применение различных методов и приёмов позволяет учащимся глубже понять произведения, развить навыки анализа и критического восприятия. Использование инновационных технологий открывает новые горизонты для обучения и способствует более активному вовлечению учеников в процесс.
Литература:
- Борисова, Т. В. (2010). Методика преподавания литературы в средней школе. Москва: Просвещение.
- Дементьева, Л. П. (2013). Методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка. Санкт-Петербург: Директ-Медиа.
- Панова, Т. С. (2008). Эффективные методики преподавания русского языка и литературы. Москва: Академия.
- Шаховская, Г. П. (2016). Дидактические приемы в обучении литературе и языку. Москва: Просвещение.