ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Учебно-методическая разработка Тема: Работа с источниками на уроках истории Казахстана

11 ноября 2024 г.

Молдашева Айгуль Ерболатовна, Учитель истории, КГУ «Общеобразовательная школа №158» Управления образования города Алматы, Казахстан, г. Алматы

Учебно-методическая разработка Тема: Работа с источниками на уроках истории Казахстана

Учебно-методическая разработка Тема: Работа с источниками на уроках истории Казахстана

1. Введение

Работа с источниками на уроках истории Казахстана является неотъемлемой частью формирования у школьников критического мышления, способности анализировать и интерпретировать историческую информацию. Основной задачей данного урока является обучение школьников различным методам работы с историческими источниками, развитие умения извлекать из них факты, анализировать события и делать обоснованные выводы.

2. Цели и задачи

Цели:

  • Формирование у школьников умения работать с историческими источниками (документами, архивными материалами, устным народным творчеством, художественной литературой и др.).
  • Развитие навыков анализа и критической оценки источников.
  • Создание условий для глубокого осмысления исторических событий на основе первичных источников.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с различными типами исторических источников.
  2. Научить их методам работы с источниками и интерпретации информации.
  3. Развить у школьников умение сравнивать и противопоставлять разные точки зрения на исторические события.
  4. Обучить учащихся формулировать вопросы и выводы на основе анализа источников.

3. Основные виды источников

  1. Письменные источники:
    • Официальные документы (законы, указы, манифесты).
    • Хроники и летописи.
    • Личные письма, дневники, мемуары.
    • Публицистика, статьи, интервью.
  2. Археологические источники:
    • Раскопки поселений, курганов, селищ.
    • Предметы быта, оружие, украшения, керамика.
  3. Устное народное творчество:
    • Эпосы, сказания, легенды, песни.
    • Сказки и народные мифы, которые отражают восприятие событий и традиций народа.
  4. Визуальные источники:
    • Карты, фотографии, рисунки, картины.
    • Видеоматериалы, фильмы.

4. Методы работы с источниками

  1. Сравнительный анализ: на примере нескольких источников (например, мемуаров разных участников событий) учащиеся должны выявить различия в восприятии одних и тех же событий. Это развивает умение различать субъективные и объективные элементы в источниках.
  2. Историко-критический метод: этот метод включает в себя анализ достоверности источника, его контекста, а также авторских намерений. Учитель может предложить учащимся ответить на вопросы: кто автор источника? Когда и зачем он был написан? Какие факторы могли повлиять на его содержание?
  3. Интерпретация источников: работа с источниками требует от учащихся умения интерпретировать их содержание, соотнося его с историческим контекстом. Учащиеся могут составить письменные или устные выводы по обсуждаемым событиям, основываясь на первоисточниках.
  4. Ролевые игры и моделирование: учащиеся могут инсценировать исторические события, используя различные источники информации. Например, ролевые игры, в которых учащиеся выступают в роли исторических личностей, помогают глубже понять мотивацию и выбор участников событий.

5. Пример урока: «Работа с историческими источниками по теме «Казахские ханы и борьба с джунгарами»».

Цели урока:

  • Ознакомление с различными источниками по истории Казахстана XVIII века.
  • Формирование умения анализировать и сравнивать различные точки зрения на события, связанные с борьбой казахов с джунгарами.
  • Развитие навыков работы с письменными источниками, такими как мемуары, хроники и архивные материалы.

Ход урока:

  1. Введение в тему (10 минут):
    • Введение в историческую проблему: борьба казахов с джунгарами в XVIII веке.
    • Знакомство с основными источниками по теме: мемуары, письма, хроники того времени.
    • Объяснение важности работы с первичными источниками для понимания событий.
  2. Основная часть (30 минут):
    • Прочитать отрывки из мемуаров казахских батыров, например, из «Записок» Тауке-хана, хроник других историков, описание событий с разных точек зрения.
    • Сравнить восприятие событий разными авторами (например, казахами и джунгарами).
    • Провести историко-критический анализ: кто был автором источника, когда он был написан, с какой целью?
    • Ответьте на вопросы: какие основные моменты события отражены в источниках? Какие факты подтверждаются, а какие оспариваются?
  3. Заключение (10 минут):
    • Подведение итогов урока.
    • Оценка работы с источниками: что нового удалось узнать, как это поможет в дальнейшем изучении истории Казахстана.
    • Домашнее задание: подготовить письменный анализ одного из источников по данной теме.

6. Литература

  1. Алтынбеков, М. «История Казахстана в источниках и документах». Алматы: Атамура, 2010.
  2. Картунов, В. В. «Методика преподавания истории в школе». Москва: Просвещение, 2007.
  3. Сабитов Ж. «История Казахстана: от древности до наших дней». Алматы: Қазақ университеті, 2015.
  4. История Казахстана в источниках: Учебник для старших классов / Под ред. С. М. Уметова. Алматы: Білім, 2011.
  5. Алтынсарин, И. «Собрание сочинений». Алматы: Қазақстан, 2009.

7. Заключение

Работа с историческими источниками на уроках истории Казахстана способствует развитию аналитического и критического мышления, позволяет учащимся углубить свои знания о прошлом страны и мира в целом. Исторические источники помогают учащимся не только усвоить факты, но и научиться работать с ними, критически их оценивать, а также делать самостоятельные выводы о значении событий для истории Казахстана.

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину