Молдашева Айгуль Ерболатовна, Учитель истории, КГУ «Общеобразовательная школа №158» Управления образования города Алматы, Казахстан, г. Алматы
Учебно-методическая разработка Тема: Работа с источниками на уроках истории Казахстана
Учебно-методическая разработка Тема: Работа с источниками на уроках истории Казахстана
1. Введение
Работа с источниками на уроках истории Казахстана является неотъемлемой частью формирования у школьников критического мышления, способности анализировать и интерпретировать историческую информацию. Основной задачей данного урока является обучение школьников различным методам работы с историческими источниками, развитие умения извлекать из них факты, анализировать события и делать обоснованные выводы.
2. Цели и задачи
Цели:
- Формирование у школьников умения работать с историческими источниками (документами, архивными материалами, устным народным творчеством, художественной литературой и др.).
- Развитие навыков анализа и критической оценки источников.
- Создание условий для глубокого осмысления исторических событий на основе первичных источников.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с различными типами исторических источников.
- Научить их методам работы с источниками и интерпретации информации.
- Развить у школьников умение сравнивать и противопоставлять разные точки зрения на исторические события.
- Обучить учащихся формулировать вопросы и выводы на основе анализа источников.
3. Основные виды источников
- Письменные источники:
- Официальные документы (законы, указы, манифесты).
- Хроники и летописи.
- Личные письма, дневники, мемуары.
- Публицистика, статьи, интервью.
- Археологические источники:
- Раскопки поселений, курганов, селищ.
- Предметы быта, оружие, украшения, керамика.
- Устное народное творчество:
- Эпосы, сказания, легенды, песни.
- Сказки и народные мифы, которые отражают восприятие событий и традиций народа.
- Визуальные источники:
- Карты, фотографии, рисунки, картины.
- Видеоматериалы, фильмы.
4. Методы работы с источниками
- Сравнительный анализ: на примере нескольких источников (например, мемуаров разных участников событий) учащиеся должны выявить различия в восприятии одних и тех же событий. Это развивает умение различать субъективные и объективные элементы в источниках.
- Историко-критический метод: этот метод включает в себя анализ достоверности источника, его контекста, а также авторских намерений. Учитель может предложить учащимся ответить на вопросы: кто автор источника? Когда и зачем он был написан? Какие факторы могли повлиять на его содержание?
- Интерпретация источников: работа с источниками требует от учащихся умения интерпретировать их содержание, соотнося его с историческим контекстом. Учащиеся могут составить письменные или устные выводы по обсуждаемым событиям, основываясь на первоисточниках.
- Ролевые игры и моделирование: учащиеся могут инсценировать исторические события, используя различные источники информации. Например, ролевые игры, в которых учащиеся выступают в роли исторических личностей, помогают глубже понять мотивацию и выбор участников событий.
5. Пример урока: «Работа с историческими источниками по теме «Казахские ханы и борьба с джунгарами»».
Цели урока:
- Ознакомление с различными источниками по истории Казахстана XVIII века.
- Формирование умения анализировать и сравнивать различные точки зрения на события, связанные с борьбой казахов с джунгарами.
- Развитие навыков работы с письменными источниками, такими как мемуары, хроники и архивные материалы.
Ход урока:
- Введение в тему (10 минут):
- Введение в историческую проблему: борьба казахов с джунгарами в XVIII веке.
- Знакомство с основными источниками по теме: мемуары, письма, хроники того времени.
- Объяснение важности работы с первичными источниками для понимания событий.
- Основная часть (30 минут):
- Прочитать отрывки из мемуаров казахских батыров, например, из «Записок» Тауке-хана, хроник других историков, описание событий с разных точек зрения.
- Сравнить восприятие событий разными авторами (например, казахами и джунгарами).
- Провести историко-критический анализ: кто был автором источника, когда он был написан, с какой целью?
- Ответьте на вопросы: какие основные моменты события отражены в источниках? Какие факты подтверждаются, а какие оспариваются?
- Заключение (10 минут):
- Подведение итогов урока.
- Оценка работы с источниками: что нового удалось узнать, как это поможет в дальнейшем изучении истории Казахстана.
- Домашнее задание: подготовить письменный анализ одного из источников по данной теме.
6. Литература
- Алтынбеков, М. «История Казахстана в источниках и документах». Алматы: Атамура, 2010.
- Картунов, В. В. «Методика преподавания истории в школе». Москва: Просвещение, 2007.
- Сабитов Ж. «История Казахстана: от древности до наших дней». Алматы: Қазақ университеті, 2015.
- История Казахстана в источниках: Учебник для старших классов / Под ред. С. М. Уметова. Алматы: Білім, 2011.
- Алтынсарин, И. «Собрание сочинений». Алматы: Қазақстан, 2009.
7. Заключение
Работа с историческими источниками на уроках истории Казахстана способствует развитию аналитического и критического мышления, позволяет учащимся углубить свои знания о прошлом страны и мира в целом. Исторические источники помогают учащимся не только усвоить факты, но и научиться работать с ними, критически их оценивать, а также делать самостоятельные выводы о значении событий для истории Казахстана.