ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Учебно-методическая разработка на тему: «Активные методы и формы обучения на уроках географии»

29 января 2024 г.

Сейтказинова Айнур Зейныловна, Учитель географии, Коммунальное государственное учреждение «Школа-гимназия № 209», Казахстан, г. Алматы

Учебно-методическая разработка на тему: «Активные методы и формы обучения на уроках географии»

Учебно-методическая разработка на тему: «Активные методы и формы обучения на уроках географии»

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с активными методами и формами обучения на уроках географии, продемонстрировать их эффективность в образовательном процессе.
  2. Развить у учащихся критическое мышление и творческие способности с помощью инновационных методов.
  3. Сформировать навыки самостоятельной работы, совместной деятельности и решения практических задач в области географии.

1. Введение

Активные методы и формы обучения играют важную роль в современной образовательной практике, особенно на уроках географии, где необходимо развивать у учащихся аналитическое мышление, способность к самообразованию и активному взаимодействию с окружающим миром. География как предмет требует особого подхода, поскольку она охватывает огромный спектр информации, связанной с природными, социальными, экономическими и культурными явлениями, которые происходят в разных уголках нашей планеты. Использование активных методов обучения способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и формированию у учащихся способности к самостоятельному анализу и решению проблем.

2. Теоретические основы активных методов обучения

Активные методы обучения предполагают, что учащийся является активным участником образовательного процесса, а не пассивным получателем информации. Эти методы включают в себя использование интерактивных форм работы, таких как ролевые игры, проекты, дискуссии, мозговые штурмы, а также различных цифровых технологий и мультимедийных ресурсов. В контексте уроков географии активные методы помогают учащимся не только получить знания, но и развить навыки критического анализа, командной работы, коммуникации и саморегуляции.

Активные методы обучения основываются на следующих принципах:

  • Принцип личной активности учащегося — ученик становится не просто слушателем, а участником образовательного процесса, что стимулирует его интерес и вовлечённость.
  • Принцип взаимодействия — обучение строится через диалог, обмен мнениями, работу в группах.
  • Принцип познавательной самостоятельности — учащиеся получают возможность решать задачи самостоятельно, используя различные ресурсы и подходы.
  • Принцип практико-ориентированности — знания и умения, полученные в процессе обучения, применяются для решения реальных задач.

3. Основные активные методы и формы обучения на уроках географии

  1. Метод проектов

Метод проектов — один из самых эффективных и востребованных методов обучения, который идеально подходит для уроков географии. В рамках проектной деятельности учащиеся не только изучают географические явления, но и анализируют их, предлагают решения актуальных проблем, таких как охрана природы, изменение климата, устойчивое развитие территорий.

Пример задания: «Проект по созданию туристического маршрута в одном из регионов России с учетом особенностей климата, рельефа, природных ресурсов и культурного наследия».

Проектная работа развивает у школьников исследовательские навыки, учит работать с различными источниками информации, организовывать свою деятельность, а также работать в команде.

  1. Ролевые игры и деловые игры

Ролевые игры по географии — это метод, при котором учащиеся берут на себя роли географов, экологов, путешественников или представителей государственных структур и решают задачи, имитирующие реальные географические или экологические ситуации. Это не только делает уроки более увлекательными, но и развивает у учеников навыки работы в группе, умение принимать решения в условиях неопределённости и ответственности.

Пример задания: «Игра «Глобальные проблемы и решения». Учащиеся делятся на группы, каждая из которых представляет страну или организацию и разрабатывает решение глобальной проблемы, например, изменение климата или охрана биоразнообразия».

  1. Метод мозгового штурма

Мозговой штурм — это коллективная работа учащихся, направленная на поиск решений различных проблем. Этот метод способствует активизации мышления, стимулирует творчество и креативность. В контексте географии его можно использовать для поиска решений экологических, климатических, социально-экономических проблем.

Пример задания: «Как можно бороться с опустыниванием в России?» — учащиеся предлагают различные варианты решения проблемы, исходя из анализа природных и социальных факторов.

  1. Дискуссии и дебаты

Дискуссии и дебаты помогают учащимся развивать способность аргументированно излагать свою точку зрения, анализировать различные мнения, выстраивать логическую цепочку рассуждений. Этот метод подходит для обсуждения спорных и многогранных вопросов, таких как экология, урбанизация или использование природных ресурсов.

Пример задания: «Дебаты на тему «Следует ли ограничить добычу нефти и газа на шельфе Арктики?» Учащиеся делятся на группы и готовят аргументы в пользу своей позиции, обсуждая социальные, экологические и экономические последствия таких решений.

  1. Метод проблемного обучения

Проблемное обучение основано на активном вовлечении учащихся в процесс решения задач, требующих применения знаний и аналитических навыков. В географии это может быть связано с решением задач, например, по прогнозированию изменений климата, оценке рисков природных катастроф и т. д.

Пример задания: «Как природные катастрофы (землетрясения, цунами, извержения вулканов) влияют на развитие экономики стран?» — учащиеся решают практическую задачу, изучая примеры конкретных катастроф.

4. Формы организации активных методов обучения

Активные методы обучения могут быть реализованы в различных формах, включая:

  • Фронтальную работу — например, при проведении викторин или открытых обсуждений проблем.
  • Групповую работу — когда ученики работают в малых группах, выполняя исследовательские или проектные задания.
  • Индивидуальную работу — когда учащиеся выполняют самостоятельные исследования, работают с картами и другими источниками информации.

5. Пример плана урока с использованием активных методов обучения

Тема урока: «Влияние природных факторов на климат России»

  1. Организационный момент (5 минут): Обсуждение целей урока.
  2. Введение в тему (10 минут): Краткое изложение теоретической информации о природных факторах, влияющих на климат России.
  3. Групповая работа (20 минут): Учащиеся делятся на группы, каждая группа исследует один из природных факторов (географическое положение, рельеф, водные ресурсы, близость океанов) и готовит мини-презентацию.
  4. Презентация групп (10 минут): Каждая группа представляет свои результаты.
  5. Обсуждение и рефлексия (10 минут): Обсуждение выводов и подведение итогов урока.

6. Оценка эффективности активных методов обучения

Эффективность активных методов можно оценивать по следующим критериям:

  • Уровень вовлеченности учащихся в процесс.
  • Качество выполненных проектов, презентаций, решений проблемных задач.
  • Развитие навыков анализа и критического мышления.
  • Обратная связь от учащихся через опросы, анкеты.

7. Заключение

Использование активных методов обучения на уроках географии является важным инструментом для развития у учащихся не только знаний, но и навыков самостоятельной работы, работы в группе, критического мышления и способности решать реальные задачи. Применение таких методов помогает сделать уроки более интересными, мотивирует учащихся к глубокому изучению предмета и подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиян И.Н. «Педагогика». — М.: Владос, 201
  2. Пидкасистый П.И. «Педагогические технологии». — М.: МГУ, 2004.
  3. Тарасова М.Н. «Активные методы обучения на уроках в школе». — М.: Учебная книга, 2017.
  4. Реброва М.А. «Активные методы обучения в преподавании географии». — М.: Просвещение, 2015.
  5. Барканова И.В. «Интерактивные методы и формы работы на уроках географии». — М.: Издательство "Школьная Пресса", 2018.
Наверх
Товар добавлен в корзину