ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
3 марта 2025 г.

Смагулова Раушан Тлеуовна, Учитель русского языка и литературы, КГУ «Общеобразовательная школа №158», Казахстан, г.Алматы

Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в школе

Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в школе

Аннотация

В статье рассматриваются активные методы обучения, применяемые на уроках русского языка и литературы. Под активными методами понимаются такие формы работы, которые вовлекают учащихся в учебный процесс, развивают их мышление, коммуникативные навыки и творческие способности. В статье приводятся примеры интерактивных технологий, проектной деятельности, ролевых игр и других методов, способствующих повышению интереса школьников к изучаемым предметам.


Современная система образования требует новых подходов к обучению, способных поддерживать мотивацию учащихся и формировать у них ключевые компетенции. В условиях цифровизации и обилия информации традиционные методы становятся менее эффективными, поэтому важную роль играют активные методы обучения. Они позволяют сделать уроки более динамичными, увлекательными и запоминающимися.

Основные активные приёмы обучения

1. Интерактивные технологии

Интерактивное обучение предполагает активное взаимодействие учащихся друг с другом и с преподавателем. Среди наиболее популярных методов можно выделить:

  • Метод "Мозговой штурм"метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество идей решения задачи, в том числе самые фантастические и глупые. Затем из полученных вариантов выбирают лучшие решения, которые могут быть использованы на практике. Включает этап экспертной оценки.
  • Кластеры и ментальные карты помогают структурировать информацию и визуализировать связи между понятиями.
  • Обсуждения и дискуссии развивают критическое мышление и умение аргументировать свою точку зрения.

2. Проектная деятельность

Проектный метод обучения способствует развитию самостоятельности и исследовательских навыков. Ученики работают в группах или индивидуально над определённой темой, создавая презентации, эссе, творческие работы. Например, при изучении творчества А. С. Пушкина школьники могут подготовить театрализованные постановки

3. Ролевые игры и драматизация

Ролевые игры особенно эффективны на уроках литературы, так как позволяют учащимся глубже проникнуть в смысл произведения. Например, можно инсценировать фрагменты из «Грозы» А. Н. Островского или «Ревизора» Н. В. Гоголя. Это способствует эмоциональному восприятию текста и лучшему пониманию мотивов персонажей.

4. Технологии проблемного обучения

При проблемном обучении учитель не даёт готовых решений, а ставит перед учениками вопросы или задачи, требующие анализа и размышлений. Например, можно предложить ученикам сравнить различные интерпретации одного и того же стихотворения или сформулировать альтернативную концовку литературного произведения.

5. Игровые технологии

Игра — мощный инструмент мотивации. К популярным игровым приёмам можно отнести:

  • Литературные викторины и квесты помогают проверить знания в увлекательной форме.
  • Лексические игры («Ассоциации», «Слова-перевёртыши») развивают языковую интуицию и расширяют словарный запас.

Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы делает образовательный процесс более эффективным и увлекательным. Они помогают учащимся не только осваивать учебный материал, но и развивать аналитическое мышление, креативность и коммуникативные навыки. Таким образом, современные педагогические технологии позволяют учителю создать среду, в которой каждый ученик может проявить себя и раскрыть свой потенциал.


Литература

  1. Воробьёва, О. В. Методы активного обучения в современной школе. — Москва: Просвещение, 2020.
  2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. – Москва: Академ
  3. Полат, Е. С. Современные педагогические технологии. – Москва: Владос, 2018
  4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа
  5. Игровые технологии в обученииФридман, Л. М. . – Санкт-Петербург: Питер,
Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину