Кеншім Лаззат Мұсырманқұлқызы, Учитель русского языка и литературы, КГУ «Общеобразовательная школа №48 имени К.Сатбаева», Туркестанская область, Жетысайский район.
Методическое пособие «Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Методическое пособие «Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение
- Актуальность темы
- Цель и задачи пособия
- Теоретические основы технологии критического мышления
- Этапы технологии и методические приёмы
- Методические рекомендации по использованию приёмов ТРКМ
- Примеры фрагментов уроков с применением ТРКМ
- Анализ результатов применения
- Заключение
- Список литературы
1. Введение
Современная школа ориентирована на формирование личности, способной к самостоятельному мышлению, принятию решений и осознанному участию в общественной жизни. Предметы гуманитарного цикла, в частности русский язык и литература, создают благоприятные условия для развития критического мышления как универсального учебного действия.
Методическое пособие посвящено применению технологии развития критического мышления (ТРКМ) в преподавании русского языка и литературы и направлено на повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании современных образовательных технологий.
2. Актуальность темы
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют требования к метапредметным результатам, в числе которых — развитие умений анализировать, интерпретировать информацию, выражать и аргументировать собственную точку зрения. Это становится возможным при внедрении в образовательный процесс технологии развития критического мышления.
В условиях роста информационного потока, распространения недостоверной информации и снижения мотивации к чтению, формирование критического мышления у школьников становится не только педагогической, но и социальной задачей.
3. Цель и задачи пособия
Цель:
Раскрыть методику применения приёмов технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
- ознакомить педагогов с теоретическими основами ТРКМ;
- представить систему приёмов и методов;
- продемонстрировать конкретные примеры использования на уроках;
- обозначить трудности и пути их преодоления.
4. Теоретические основы технологии критического мышления
ТРКМ — это педагогическая технология, ориентированная на формирование у учащихся умений мыслить логично, аргументировать свою точку зрения, воспринимать чужую позицию, принимать обоснованные решения. Разработана в рамках международного проекта RWCT (Reading and Writing for Critical Thinking).
Ключевые принципы ТРКМ:
- самостоятельность учащегося в познании;
- активное использование чтения и письма как инструмента мышления;
- уважение к мнению каждого участника;
- этапность освоения материала (вызов – осмысление – рефлексия).
5. Этапы технологии и методические приёмы
Этап 1: Вызов
Цель — актуализация знаний, формулирование проблемы, постановка целей.
Приёмы:
- Кластер
- Корзина идей
- Инсерт (интерактивное чтение с маркировкой)
- Верные/неверные утверждения
- Знаю / Хочу узнать / Узнал (ЗХУ)
- Ассоциации
Этап 2: Осмысление (реализация смысла)
Цель — получение и анализ новой информации, формулирование выводов.
Приёмы:
- Чтение с остановками
- Составление таблиц
- Диаграмма Венна
- Групповая работа над вопросами
- Кейс-методы
- Работа с источниками и доказательствами
Этап 3: Рефлексия
Цель — осмысление, систематизация, оценка собственной деятельности и знаний.
Приёмы:
- Синквейн
- Эссе
- Фишбоун (рыбья кость)
- Бортовой журнал
- "Незаконченное предложение"
- "Микрофон"
6. Методические рекомендации по использованию приёмов ТРКМ
- Используйте ТРКМ регулярно, а не фрагментарно — только системный подход даст эффект.
- Приёмы лучше вводить по одному, добиваясь их осмысленного использования.
- Поддерживайте атмосферу доверия и открытости — это ключ к искренним размышлениям.
- Ведите с учениками рефлексию не только по содержанию, но и по процессу обучения.
- Используйте письменные практики как средство развития мышления: дневники, мини-эссе, аргументации.
7. Примеры фрагментов уроков
Пример 1: Литература, 9 класс
Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- Вызов: приём «Корзина идей» — «Что мне известно о Пугачёве и крестьянской войне?»
- Осмысление: «Чтение с остановками» при анализе сцены казни; обсуждение моральных дилемм.
- Рефлексия: эссе на тему: «Что такое честь для Пушкина?»
Пример 2: Русский язык, 8 класс
Тема: Причастный оборот
- Вызов: приём «Кластер» — ученики создают карту знаний о причастиях.
- Осмысление: анализ предложения с оборотами, работа в парах.
- Рефлексия: составление синквейна на тему «Причастие».
8. Анализ результатов применения
Внедрение приёмов ТРКМ позволило достичь следующих результатов:
- Повысился уровень самостоятельной учебной деятельности учащихся;
- Ученики стали чаще задавать содержательные вопросы, использовать аргументы;
- Наблюдается рост интереса к предмету и улучшение письменной речи;
- Возросло качество выполнения заданий с развернутым ответом (ОГЭ/ЕГЭ).
9. Заключение
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы способствует формированию универсальных учебных действий, развитию языковой и культурной компетенции, улучшает коммуникативные навыки учащихся. Это делает обучение осмысленным, осознанным и мотивирующим, формируя граждански активную, думающую личность.
10. Список литературы
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 2019.
- Климова, И.Н. Технологии критического мышления в школе. — М.: Просвещение, 2018.
- Пассов, Е.И. Коммуникативная методика. — М.: ЛЕНАНД, 2020.
- Волкова, Н.П. Педагогика. — М.: Академия, 2021.
- Фокина, И.Ю. Применение ТРКМ в гуманитарных дисциплинах // Журнал «Методист», 2022.
- www.criticalthinking.org – официальный сайт программы RWCT
- Кудрявцева, Т.В. Формирование критического мышления на уроках русского языка. — СПб.: Питер, 2022.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М.: Минпросвещения, 2021.