ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Методическое пособие «Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

5 мая 2025 г.

Кеншім Лаззат Мұсырманқұлқызы, Учитель русского языка и литературы, КГУ «Общеобразовательная школа №48 имени К.Сатбаева», Туркестанская область, Жетысайский район.

Методическое пособие «Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Методическое пособие «Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение
  2. Актуальность темы
  3. Цель и задачи пособия
  4. Теоретические основы технологии критического мышления
  5. Этапы технологии и методические приёмы
  6. Методические рекомендации по использованию приёмов ТРКМ
  7. Примеры фрагментов уроков с применением ТРКМ
  8. Анализ результатов применения
  9. Заключение
  10. Список литературы

1. Введение

Современная школа ориентирована на формирование личности, способной к самостоятельному мышлению, принятию решений и осознанному участию в общественной жизни. Предметы гуманитарного цикла, в частности русский язык и литература, создают благоприятные условия для развития критического мышления как универсального учебного действия.

Методическое пособие посвящено применению технологии развития критического мышления (ТРКМ) в преподавании русского языка и литературы и направлено на повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании современных образовательных технологий.


2. Актуальность темы

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют требования к метапредметным результатам, в числе которых — развитие умений анализировать, интерпретировать информацию, выражать и аргументировать собственную точку зрения. Это становится возможным при внедрении в образовательный процесс технологии развития критического мышления.

В условиях роста информационного потока, распространения недостоверной информации и снижения мотивации к чтению, формирование критического мышления у школьников становится не только педагогической, но и социальной задачей.


3. Цель и задачи пособия

Цель:
Раскрыть методику применения приёмов технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

  • ознакомить педагогов с теоретическими основами ТРКМ;
  • представить систему приёмов и методов;
  • продемонстрировать конкретные примеры использования на уроках;
  • обозначить трудности и пути их преодоления.

4. Теоретические основы технологии критического мышления

ТРКМ — это педагогическая технология, ориентированная на формирование у учащихся умений мыслить логично, аргументировать свою точку зрения, воспринимать чужую позицию, принимать обоснованные решения. Разработана в рамках международного проекта RWCT (Reading and Writing for Critical Thinking).

Ключевые принципы ТРКМ:

  • самостоятельность учащегося в познании;
  • активное использование чтения и письма как инструмента мышления;
  • уважение к мнению каждого участника;
  • этапность освоения материала (вызов – осмысление – рефлексия).

5. Этапы технологии и методические приёмы

Этап 1: Вызов

Цель — актуализация знаний, формулирование проблемы, постановка целей.

Приёмы:

  • Кластер
  • Корзина идей
  • Инсерт (интерактивное чтение с маркировкой)
  • Верные/неверные утверждения
  • Знаю / Хочу узнать / Узнал (ЗХУ)
  • Ассоциации

Этап 2: Осмысление (реализация смысла)

Цель — получение и анализ новой информации, формулирование выводов.

Приёмы:

  • Чтение с остановками
  • Составление таблиц
  • Диаграмма Венна
  • Групповая работа над вопросами
  • Кейс-методы
  • Работа с источниками и доказательствами

Этап 3: Рефлексия

Цель — осмысление, систематизация, оценка собственной деятельности и знаний.

Приёмы:

  • Синквейн
  • Эссе
  • Фишбоун (рыбья кость)
  • Бортовой журнал
  • "Незаконченное предложение"
  • "Микрофон"

6. Методические рекомендации по использованию приёмов ТРКМ

  • Используйте ТРКМ регулярно, а не фрагментарно — только системный подход даст эффект.
  • Приёмы лучше вводить по одному, добиваясь их осмысленного использования.
  • Поддерживайте атмосферу доверия и открытости — это ключ к искренним размышлениям.
  • Ведите с учениками рефлексию не только по содержанию, но и по процессу обучения.
  • Используйте письменные практики как средство развития мышления: дневники, мини-эссе, аргументации.

7. Примеры фрагментов уроков

Пример 1: Литература, 9 класс

Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

  • Вызов: приём «Корзина идей» — «Что мне известно о Пугачёве и крестьянской войне?»
  • Осмысление: «Чтение с остановками» при анализе сцены казни; обсуждение моральных дилемм.
  • Рефлексия: эссе на тему: «Что такое честь для Пушкина?»

Пример 2: Русский язык, 8 класс

Тема: Причастный оборот

  • Вызов: приём «Кластер» — ученики создают карту знаний о причастиях.
  • Осмысление: анализ предложения с оборотами, работа в парах.
  • Рефлексия: составление синквейна на тему «Причастие».

8. Анализ результатов применения

Внедрение приёмов ТРКМ позволило достичь следующих результатов:

  • Повысился уровень самостоятельной учебной деятельности учащихся;
  • Ученики стали чаще задавать содержательные вопросы, использовать аргументы;
  • Наблюдается рост интереса к предмету и улучшение письменной речи;
  • Возросло качество выполнения заданий с развернутым ответом (ОГЭ/ЕГЭ).

9. Заключение

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы способствует формированию универсальных учебных действий, развитию языковой и культурной компетенции, улучшает коммуникативные навыки учащихся. Это делает обучение осмысленным, осознанным и мотивирующим, формируя граждански активную, думающую личность.


10. Список литературы

  1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 2019.
  2. Климова, И.Н. Технологии критического мышления в школе. — М.: Просвещение, 2018.
  3. Пассов, Е.И. Коммуникативная методика. — М.: ЛЕНАНД, 2020.
  4. Волкова, Н.П. Педагогика. — М.: Академия, 2021.
  5. Фокина, И.Ю. Применение ТРКМ в гуманитарных дисциплинах // Журнал «Методист», 2022.
  6. www.criticalthinking.org – официальный сайт программы RWCT
  7. Кудрявцева, Т.В. Формирование критического мышления на уроках русского языка. — СПб.: Питер, 2022.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М.: Минпросвещения, 2021.

 

Наверх
Товар добавлен в корзину