Нургожанова Раушан Маженовна, Учитель русского языка и литературы, КГУ «Областная специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва в г.Талдыкорган имени Жаксылыка Ушкемпирова», Казахстан, Жетысуская область, г.Талдыкорган
Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Аннотация
Современная школа не может ограничиваться только передачей знаний: её задача — формировать у учеников практические навыки, применимые в реальной жизни. Особенно актуальной становится проблема развития функциональной грамотности. В данной статье рассматриваются способы формирования этой компетенции в процессе преподавания русского языка и литературы на примере работы КГУ «Областная специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва в г. Талдыкорган имени Жаксылыка Ушкемпирова» (Жетысуская область, Республика Казахстан). Приводятся методы и подходы, способствующие развитию у обучающихся критического мышления, речевых и аналитических навыков.
Введение
В условиях современных вызовов и глобальных перемен образовательные учреждения Казахстана, в том числе и КГУ «Областная специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва в г. Талдыкорган имени Ж. Ушкемпирова», стремятся не только к качественному обучению, но и к формированию личности, способной адаптироваться к быстро меняющейся среде. Одним из ключевых направлений в этом процессе является развитие функциональной грамотности — универсального умения применять знания для решения жизненных задач.
Функциональная грамотность: суть и необходимость
Функциональная грамотность предполагает способность понимать и интерпретировать информацию, принимать обоснованные решения, выражать собственные мысли в различных формах. Это не просто набор знаний, а умение жить в информационном мире: анализировать, сопоставлять, выбирать, аргументировать.
В контексте преподавания русского языка и литературы функциональная грамотность выражается в следующих умениях:
Особенности реализации в условиях спортивной школы
Для учащихся школы-интерната олимпийского резерва развитие функциональной грамотности приобретает особую значимость. Молодые спортсмены должны уметь работать с информацией, выступать публично, вести переписку, понимать нормативные и правовые документы, а также грамотно излагать свои мысли в различных ситуациях — от учебных до соревновательных.
Преподаватели гуманитарного цикла в КГУ разрабатывают задания с учётом специфики контингента. Например:
Эффективные методики и подходы
Примеры заданий из практики
Заключение
Развитие функциональной грамотности — это стратегическая задача, стоящая перед каждой школой, особенно перед такими учреждениями, как КГУ «Областная специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва в г. Талдыкорган имени Жаксылыка Ушкемпирова». Благодаря целенаправленной работе педагогов и интеграции реальных жизненных задач в учебный процесс, учащиеся не только осваивают язык и литературу, но и формируются как личности, готовые к активному участию в жизни общества и спорте на высоком уровне.
Список литературы