ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

15 мая 2025 г.

Нургожанова Раушан Маженовна, Учитель русского языка и литературы, КГУ «Областная специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва в г.Талдыкорган имени Жаксылыка Ушкемпирова», Казахстан, Жетысуская  область, г.Талдыкорган

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

 

Аннотация

Современная школа не может ограничиваться только передачей знаний: её задача — формировать у учеников практические навыки, применимые в реальной жизни. Особенно актуальной становится проблема развития функциональной грамотности. В данной статье рассматриваются способы формирования этой компетенции в процессе преподавания русского языка и литературы на примере работы КГУ «Областная специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва в г. Талдыкорган имени Жаксылыка Ушкемпирова» (Жетысуская область, Республика Казахстан). Приводятся методы и подходы, способствующие развитию у обучающихся критического мышления, речевых и аналитических навыков.


Введение

В условиях современных вызовов и глобальных перемен образовательные учреждения Казахстана, в том числе и КГУ «Областная специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва в г. Талдыкорган имени Ж. Ушкемпирова», стремятся не только к качественному обучению, но и к формированию личности, способной адаптироваться к быстро меняющейся среде. Одним из ключевых направлений в этом процессе является развитие функциональной грамотности — универсального умения применять знания для решения жизненных задач.


Функциональная грамотность: суть и необходимость

Функциональная грамотность предполагает способность понимать и интерпретировать информацию, принимать обоснованные решения, выражать собственные мысли в различных формах. Это не просто набор знаний, а умение жить в информационном мире: анализировать, сопоставлять, выбирать, аргументировать.

В контексте преподавания русского языка и литературы функциональная грамотность выражается в следующих умениях:

  • читать и осмысленно воспринимать тексты различных жанров;
  • интерпретировать и анализировать содержание;
  • строить логичное письменное или устное высказывание;
  • уметь вести диалог и отстаивать собственную точку зрения.

Особенности реализации в условиях спортивной школы

Для учащихся школы-интерната олимпийского резерва развитие функциональной грамотности приобретает особую значимость. Молодые спортсмены должны уметь работать с информацией, выступать публично, вести переписку, понимать нормативные и правовые документы, а также грамотно излагать свои мысли в различных ситуациях — от учебных до соревновательных.

Преподаватели гуманитарного цикла в КГУ разрабатывают задания с учётом специфики контингента. Например:

  • анализируются тексты о спортивных достижениях, биографии известных атлетов;
  • создаются проекты и презентации на тему здорового образа жизни;
  • проводится работа с текстами официального и делового стиля (положения, регламенты, обращения).

Эффективные методики и подходы

  1. Работа с мультиформатными текстами
    Включение в образовательный процесс текстов из СМИ, интервью со спортсменами, инструкции и афиши способствует формированию навыков чтения с целью и осмысленного анализа.
  2. Письменные задания с личностной направленностью
    Учащиеся пишут эссе о своих целях, достижениях, анализируют примеры из спортивной жизни, что способствует не только развитию речи, но и самоопределению.
  3. Дискуссии и диалоговые формы
    Обсуждение моральных дилемм, литературных конфликтов или этических ситуаций в спорте формирует критическое мышление и коммуникативную гибкость.
  4. Метод кейсов
    Предлагаются ситуации, требующие осмысления и принятия решения, например: «Как бы вы отреагировали на несправедливое судейство?» или «Как оформить обращение к спортивному комитету?»

Примеры заданий из практики

  • Составьте деловое письмо в федерацию по вашему виду спорта.
  • Напишите мотивационное эссе для участия в международных соревнованиях.
  • Проанализируйте статью о допинге и выразите своё мнение по проблеме.
  • Подготовьте выступление на тему «Спорт и моральные ценности».
  • Сравните литературного героя и современного спортсмена по системе ценностей.

Заключение

Развитие функциональной грамотности — это стратегическая задача, стоящая перед каждой школой, особенно перед такими учреждениями, как КГУ «Областная специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва в г. Талдыкорган имени Жаксылыка Ушкемпирова». Благодаря целенаправленной работе педагогов и интеграции реальных жизненных задач в учебный процесс, учащиеся не только осваивают язык и литературу, но и формируются как личности, готовые к активному участию в жизни общества и спорте на высоком уровне.


Список литературы

  1. Ковалева Г. С. Функциональная грамотность школьников: теория и практика оценки. — М.: НИУ ВШЭ, 2019.
  2. Челышева И. Ю. Методика формирования критического мышления на уроках литературы. — М.: Просвещение, 2020.
  3. Министерство образования и науки Республики Казахстан. Государственные общеобязательные стандарты образования РК. — Астана, 2023.
  4. Матвеева Л. Н. Формирование читательской грамотности: современные подходы. — Алматы: Арман-ПВ, 2022.
  5. Жаксылык Ушкемпиров. Биография, интервью и воспоминания. — Талдыкорган, 2021.

 

Наверх
Товар добавлен в корзину