Горбачева Татьяна Григорьевна, воспитатель средней группы "Пчёлки", ГККП "Ясли-сад "Ромашка", Казахстан, Акмолинская область, Бурабайский район, п.Зелёный Бор.
Методическая разработка организованной деятельности "Поможем Колобку".
Пояснительная записка
Становление новой системы образования, согласно Государственному общеобязательному стандарту образования Республики Казахстан (ГОСО РК) и Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности для воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Интегрированное обучение является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учётом их склонностей и способностей. Потребность в использовании интегрированного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированной организованной деятельности, объясняется целым рядом причин:
- мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве;
- интегрированная организованная деятельность развивает потенциал у детей дошкольного возраста, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;
- форма проведения интегрированной ОД нестандартна, интересна; снимает утомляемость, перенапряжение воспитанников за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышая познавательный интерес;
- интеграция позволяет сократить время, отведённое на решение отдельных задач за счёт снятия повторов в том или ином направлении развития, что даёт возможность активнее использовать игровые формы работы;
-интегрированная организованная деятельность в большей мере отвечает концепции личностно-ориентированного обучения и способствует развитию личности ребёнка, в то время как традиционная организованная деятельность ориентирована на развитие какого-либо одного вида деятельности;
- интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения и творчества педагогов.
Интегрированная организованная деятельность – это такая деятельность, которая включает в себя приёмы, направленные на раскрытие сути определённой темы, посредством приложения к ней нескольких видов деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими.
Целью методической разработки является разностороннее, осознанное изучение понятий, предметов или явлений с помощью комбинации нескольких видов деятельности, доступной детям младшего дошкольного возраста; определение форм и методов изучения работы над темой; использование современных педагогических технологий и их элементов в ОД.
Основными задачами являются: всестороннее
развитие ребёнка, формирование целостного представления о конкретном
предмете на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в
разные виды деятельности.
Структура организованной деятельности:
Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения.
Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной ранее и усвоенной ими информации.
Требования к структуре
интегрированной организованной деятельности:
Методы и приёмы:
Новизна
Организованная деятельность проводится в игровой форме на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в
разные виды деятельности, с применением инновационных педагогических технологий.
Конспект организованной деятельности
с применением инновационных педагогических технологий
для детей 3-4 лет
Тема: «Поможем Колобку».
Форма проведения: Игра-путешествие.
Задачи: формировать простейшие представления о геометрических фигурах: треугольник, квадрат, круг; научить детей сравнивать предметы по длине и величине, формировать представления о понятиях «много», «один», отвечать на вопрос «сколько?», обучить детей счёту в пределах 3-х; закреплять представление о домашних и диких животных, их характерных признаках; развивать связную речь, отвечать на вопросы воспитателя, дополнять ответы друг друга, обогащать словарный запас; обучать умению зрительно анализировать силуэты животных и находить их изображение методом наложения; развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового; продолжать развивать память, внимание, мышление; формировать доброжелательное отношение друг к другу; закрепить умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы; развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных задач; воспитывать умение сопереживать героям сказки.
Используемые технологии:
(как мы можем помочь Колобку?).
2. Технология интегрированного обучения.
3.Технология использования камешков «Марблс».
4. Мнемотехника.
5. Здоровье сберегающие технологии.
6. Игровые технологии.
Интеграция образовательных направлений: «Познавательное» + «Социально-коммуникативное» + «Речевое» + «Физическое».
Материалы и оборудование: массажные дорожки.
Демонстрационный материал: геометрические фигуры с изображением Колобка (круг, квадрат, треугольник), настольный театр к сказке «Колобок», мнемотаблица к сказке (карта-схема), теневой театр (фигурки диких и домашних животных), дидактический материал к игре «Чья тень?»
Раздаточный материал: цветные камешки Марблс, большие и маленькие морковки, 2 корзины разного размера, нейродорожки.
Словарь: Қоян – заяц, Бауырсақ – Колобок, қасқыр – волк, аю – медведь, түлкі – лиса, кірпі - ёж, жылқы - лошадь, мысық - кошка, ит - собака, сиыр -корова.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Круг радости. Дети вместе с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель обращается к детям:
- Здраствуйте, ребята, мы сегодня не одни,
Гости в группу к нам пришли,
Чтоб нам вежливыми быть,
Нужно «здравствуйте» говорить!
- Давайте, поздороваемся с нашими гостями! (Дети здороваются с гостями на 2-х языках, на казахском и русском).
Создание игровой ситуации.
- Любите, ребята, сказки?
Вижу, заблестели глазки!
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
Отгадайте без подсказки,
Кто герой нашей сказки?..
Он от дедушки ушёл,
И от бабушки ушёл.
Только на беду в лесу,
Встретил хитрую Лису…Кто это?.. (Колобок - Бауырсақ)
- Напомните мне, что случилось с Колобком? Ответы детей с опорой на мнемотаблицу (или на карту-схему).
- Вам жаль бабу с дедом, ведь им будет очень грустно без Колобка? Ответы детей.
- А вы хотели бы помочь Колобку вернуться к бабе с дедом целым и невредимым? Как мы можем им помочь? Ответы детей. Давайте придумаем свою сказку, которая закончится хорошо. Мы пройдём в сказке весь путь вместе с Колобком, выполним задания лесных зверей, чтобы они не съели Колобка.
Закрывайте глазки,
Чтобы очутиться в сказке.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем сказку начинать!.. (мр3)
- Сядьте тихо, не шумите, нашу сказку не спугните!
2. Основная часть.
Воспитатель поочерёдно выставляет персонажей настольного театра.
Жили-были дед да баба на полянке у реки
И любили они очень на сметане колобки...
- Ребята, а кто испёк Колобок? (бабка по амбару помела, по сусеку поскребла…)
Давайте покажем, как баба пекла Колобок.
Пальчиковая гимнастика «Колобок»
Бабка тесто замесила, колобка она слепила,
В печь его поставила, там его оставила.
Вышел он румян, пригож и на солнышко похож
Он остыть хотел немножко и улёгся на окошко.
Не хотел он там лежать, захотел он убежать
Огород он пересёк, и пустился наутёк...
- Что случилось дальше? (Колобок укатился в лес и встретил там лесных зверей, которые хотели его съесть).
- Давайте вспомним, какой Колобок?
Игровое упражнение «Узнай Колобка» (Приложение 2)
На доске появляется картинка Колобка треугольной формы.
Вопросы к детям: Ребята, это Колобок? (Нет) А почему? (Этот Колобок не круглый). А какой он формы? (Треугольной).
На доске появляется картинка Колобка квадратной формы.
- Ребята, может это Колобок? (Нет) А почему? (Этот колобок не круглый)
- А какой он формы? (Квадратной). Сможет он катиться? Что ему мешает?
На доске появляется картинка Колобка круглой формы.
- Ребята, может это Колобок? (Да) А почему? (Этот Колобок - круглый). Правильно, ребята, вот мы и нашли с вами нашего Колобка! (Выставить Колобка из настольного театра).
Покатился Колобок
Мимо ёлок и берёз.
Вдруг наш шалунишка
Повстречал...(кого?) Зайчишку.
- Правильно, Зайца (зайчик - Қоян).
В нашей сказке Зайчик не станет есть Колобка, если мы ему поможем.
ЗАДАНИЕ 1. Дидактическая игра «Собери морковь» (Приложение 3)
- Зайчик собирал морковь в корзинки (большую морковь – в большую корзинку, а маленькую морковь – в маленькую корзинку), но тут мимо пробежал медведь и все рассыпал. Поможем Зайчику собрать для зайчат морковь? Ответы детей. Вопросы к детям: Сколько морковок в большой корзине? (Ни одной) Сколько в маленькой? Вова, сколько ты взял морковок? Сколько стало морковок в большой корзине? Посчитать. Сколько в маленькой? (Много).
- Молодцы, ребята, выполнили задание и наш Колобок покатился дальше по дорожке.
Покатился Колобок наш по дороге,
Волку серому под ноги (выставить фигуру волка, волк – қасқыр)
- Кого встретил Колобок на пути? Ответы детей .
- Правильно, ребята, молодцы. Волк не съест Колобка, если мы ему поможем.
Волк очень сердит, потому что в лесу стало очень тесно. Домашние животные заблудились в лесу и перемешались вместе с дикими животными. Давайте поможем ему в этом разобраться.
- К сожалению, в лесу стемнело и животных нужно узнать по тени. Ну, а я вам помогу и фонариком посвечу.
ЗАДАНИЕ 2. Дидактическая игра «Чья тень?» (лэпбук и теневой театр).
По очереди на экране теневого театра появляется тень животного, и дети называют животное и определяют, к какой группе оно относится (дикие, домашние). Далее находят изображение животного и помещают его на лэпбуке в соответствии с тенью животного (Приложение 4).
- Молодцы, ребята, выполнили задание и наш Колобок покатился дальше по дорожке.
По дорожке мы пошли,
Кто у нас тут на пути?.. (Медведь – аю)
- Медведь не съест Колобка, если мы с весело потанцуем.
ЗАДАНИЕ 3. Физкультминутка «Прыг-скок Колобок...» (мр 4).
А Колобок покатился кувырком,
Через рощу прямиком,
И навстречу вдруг (кто?) ... Лиса, (выставить Лису)
Увидала Колобка.
ЗАДАНИЕ 4. Игровое упражнение «Дорожка для Колобка» (нейродорожки с использованием камешков Марблс).(Приложение 5)
- Кого повстречал Колобок в лесу? Правильно, хитрую Лису! (Түлкі) А чтобы Лиса не съела Колобка, мы должны с вами определить, по какой же дорожке Колобок быстрее придёт домой, по длинной или короткой. Перед нами две дорожки: одна – длинная (какого цвета?), другая — короткая (какого цвета?). Подумайте и скажите, по какой дорожке Колобок вернётся домой быстрее, по длинной или короткой? Поставьте пальчик на короткую дорожку и выложите её камешками для Колобка.
Самостоятельная работа за столами.
- Молодцы, ребята, вот мы с вами и спасли Колобка от лесных зверушек, осталось проводить его домой, к дедушке и бабушке.
Вы за мной скорей вставайте,
По дорожке все шагайте,
Выше ножки поднимайте,
От меня не отставайте! (дети идут за воспитателем)
Шли-шли – вот и к домику пришли.
А домик этот небольшой,
Дым колечком над трубой.
Видно, варится обед.
Дома есть кто или нет?
Колобка встречают Баба с Дедом (настольный театр). Угощение для детей - бауырсаки.
- Молодцы, ребята, с вашей помощью Колобок смог вернуться к деду и бабе. (Под песенку «Весёлый колобок, муз. сопровождение)
Мы видели сказку, мы в сказке играли,
Ну, и конечно, немного устали.
Закончились наши большие дела,
Нам в садик уже возвращаться пора.
3.Заключительная часть. Рефлексия.
- Кому мы помогли добраться домой?
- Кого Колобок повстречал в лесу? (С опорой на мнемотаблицу)
- Скажите, а помогать другим, это хорошо или плохо?
Рефлексия «Солнышко». Дети берут лучик и прикладывают к Солнышку в соответствии со своим настроением: если грустно - лучик к грустному солнышку, если радостно - к весёлому Солнышку. Затем становятся в круг, выполняют движения в соответствии с текстом:
Солнце на небе проснулось,
Весело нам улыбнулось,
Лучик солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
- Давайте, закончим наше путешествие в сказку с доброй улыбкой. Всем спасибо!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация воспитательно-образовательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования
практической деятельности путём поиска инновационных педагогических технологий. Применение инновационных образовательных технологий оказывает влияние на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению, повышает уровень образовательной деятельности.
Данная разработка позволяет не только развивать познавательные процессы у детей младшего дошкольного возраста, но и реализовать индивидуальный потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, логического мышления, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Интеграция образовательных направлений позволяет закрепить практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий, проводимых в игровой форме, и технические навыки, приобретённые на занятиях ОД, что позволит детям почувствовать свою успешность и уверенность в себе.
Интегрированное построение занятий даёт нашим детям возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия. На интегрированных занятиях разные виды деятельности объединены в одно целое и дополняют друг друга.
Занятия интегрированного характера вызывают детский интерес и способствуют снятию перенапряжения и усталости за счёт переключения внимания на разнообразные виды деятельности, направлены на изучение нового материала.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1.Организованная деятельность интегрированного характера способствует формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.
2. У детей формируется познавательный интерес и тем самым, организованная деятельность даёт высокую результативность.
3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.
4. Интегрированная организованная деятельность объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений.
5. Интеграция помогает сократить количество ОД, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.
Список литературы:
1. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан (ГОСО РК), - Астана, 2012 г.
2. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения.
3. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
4.Интернет-ресурсы: http://www.maam.ru/obrazovanie/integrirovannye-zanyatiya.
Приложение смотрите в скачиваемом файле
Методическая разработка организованной деятельности "Поможем Колобку".