ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 
16 апреля 2024 г.

Жукабаева Салтанат Бекеновна, Учитель русского языка и литературы, КГУ «Наурзумская общеобразовательная школа отдела образования Наурзумского района», Казахстан, Костанайская область, Наурзумский район.

Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы

Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы

Аннотация

В статье рассматриваются основные методические приёмы, направленные на развитие творческой активности школьников на уроках литературы. Подчёркивается значимость создания условий для самовыражения, формирования креативного мышления, воображения и индивидуального читательского восприятия. Особое внимание уделено таким формам, как литературное сочинительство, инсценировка, визуализация и проектная деятельность. Анализируются способы мотивации учащихся к самостоятельному художественному поиску. Показана роль учителя в создании творческой образовательной среды.

Ключевые слова: литература, творческая деятельность, школьники, креативность, педагогика, методика, урок, учитель.


Введение

В современных условиях обновления образования особую актуальность приобретает задача развития творческого потенциала учащихся. Уроки литературы как никакие другие способствуют формированию образного мышления, эмоциональной отзывчивости, умения интерпретировать текст, выражать собственные мысли. Однако простое чтение и анализ художественного произведения не всегда раскрывают возможности учащихся. Необходим переход к активным формам, где ученик становится соавтором, исследователем, актёром, художником.


1. Теоретические основы творческой деятельности

Творческая деятельность определяется как форма познания и самовыражения, в процессе которой ученик создаёт субъективно новое, оригинальное. Основу творческого процесса составляет воображение, по Л.С. Выготскому — главный механизм художественного восприятия.

На уроках литературы творческое мышление развивается через:

  • взаимодействие с художественным текстом;
  • интерпретацию образов;
  • синтез литературных, исторических и личных ассоциаций.

2. Формы и методы развития творческой деятельности

2.1. Литературное сочинительство

  • Сочинения по аналогии, продолжения, письма от имени героев.
  • Придумывание собственных сказок, миниатюр, басен.

2.2. Инсценировка и театрализация

  • Ролевые игры, диалоги, инсценировки отрывков.
  • Суд над литературным героем, ток-шоу с участием персонажей.

2.3. Визуализация

  • Создание иллюстраций, комиксов, коллажей по тексту.
  • Ментальные карты, инфографика, буктрейлеры.

2.4. Проектная и исследовательская деятельность

  • Мини-исследования, презентации, литературные альманахи.
  • Тематические проекты: «Мир Толстого глазами подростка», «По следам Онегина».

2.5. Интерактивные и цифровые технологии

  • Использование цифровых платформ (Padlet, Canva, Google Jamboard).
  • Викторины, квесты, онлайн-голосования, обучение в формате storytelling.

3. Роль учителя в формировании творческой среды

Учитель — координатор, мотиватор и наставник. Эффективность творческого урока зависит от его способности:

  • поощрять нестандартное мышление;
  • ценить оригинальность суждений;
  • создавать эмоционально комфортную атмосферу;
  • гибко применять методы в зависимости от уровня и интересов учащихся.

4. Практические примеры

  • В 6 классе после изучения «Снежной королевы» — создание альтернативного финала сказки с иллюстрациями.
  • В 8 классе — инсценировка «Суд над Печориным» по роману Лермонтова.
  • В 9 классе — творческий проект «Дневник Татьяны Лариной» по «Евгению Онегину».

Заключение

Творческая деятельность на уроках литературы — это не только средство формирования интереса к предмету, но и мощный инструмент личностного развития. Она способствует развитию воображения, эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков и критического мышления. Именно литература помогает ученику не только познавать мир, но и создавать его заново — в слове, образе, мысли.


Список использованной литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Педагогика, 199
  2. Занков Л.В. Обучение и развитие. — М.: Просвещение, 1999.
  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М.: Интеллект, 2002.
  4. Ладыженская Т.А. Методика преподавания литературы. — М.: Просвещение, 2011.
  5. Коровина В.Я. Литературное образование в школе: традиции и инновации. — М.: Академия, 2020.
  6. Герасимова И.И. Формирование творческих способностей на уроках литературы. // Русский язык в школе. — 2017. — №4.
  7. ФГОС основного общего образования. — М.: Министерство образования РФ, 2022.

 

Наверх
Товар добавлен в корзину