Жукабаева Салтанат Бекеновна, Учитель русского языка и литературы, КГУ «Наурзумская общеобразовательная школа отдела образования Наурзумского района», Казахстан, Костанайская область, Наурзумский район.
Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы
Аннотация
В статье рассматриваются основные методические приёмы, направленные на развитие творческой активности школьников на уроках литературы. Подчёркивается значимость создания условий для самовыражения, формирования креативного мышления, воображения и индивидуального читательского восприятия. Особое внимание уделено таким формам, как литературное сочинительство, инсценировка, визуализация и проектная деятельность. Анализируются способы мотивации учащихся к самостоятельному художественному поиску. Показана роль учителя в создании творческой образовательной среды.
Ключевые слова: литература, творческая деятельность, школьники, креативность, педагогика, методика, урок, учитель.
Введение
В современных условиях обновления образования особую актуальность приобретает задача развития творческого потенциала учащихся. Уроки литературы как никакие другие способствуют формированию образного мышления, эмоциональной отзывчивости, умения интерпретировать текст, выражать собственные мысли. Однако простое чтение и анализ художественного произведения не всегда раскрывают возможности учащихся. Необходим переход к активным формам, где ученик становится соавтором, исследователем, актёром, художником.
1. Теоретические основы творческой деятельности
Творческая деятельность определяется как форма познания и самовыражения, в процессе которой ученик создаёт субъективно новое, оригинальное. Основу творческого процесса составляет воображение, по Л.С. Выготскому — главный механизм художественного восприятия.
На уроках литературы творческое мышление развивается через:
2. Формы и методы развития творческой деятельности
2.1. Литературное сочинительство
2.2. Инсценировка и театрализация
2.3. Визуализация
2.4. Проектная и исследовательская деятельность
2.5. Интерактивные и цифровые технологии
3. Роль учителя в формировании творческой среды
Учитель — координатор, мотиватор и наставник. Эффективность творческого урока зависит от его способности:
4. Практические примеры
Заключение
Творческая деятельность на уроках литературы — это не только средство формирования интереса к предмету, но и мощный инструмент личностного развития. Она способствует развитию воображения, эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков и критического мышления. Именно литература помогает ученику не только познавать мир, но и создавать его заново — в слове, образе, мысли.
Список использованной литературы