Шубенок Ольга Николаевна, учитель начальных классов, КГУ "Арзамасская средняя школа", Костанайская область, Узункольский район, село Ряжское
Открытый урок по познанию мира "Земля - космическое тело"
Познание мира
4 класс
Обобщающий урок
«Земля – космическое тело»
Цель:
1. обобщить знания по разделу «Земля – космическое тело», знакомить с планетами Солнечной системы, названиями звёзд, другими космическими телами, повторить названия материков, океанов, сведения о глобусе – модели Земли, формировать умения сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемые понятия
2. развивать познавательный интерес, интеллектуальные, творческие способности учащихся, речь учащихся, расширять кругозор, обогащать словарный запас, развивать навык самостоятельной и групповой работы,
3. воспитывать интерес к познанию мира, любовь к своей Родине, бережное отношение к природе, стремление к самосовершенствованию.
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала
Вид урока: урок - соревнование
Технология: социоигровая, проблемно- диалогическая, развивающего обучения
Методы: словесный, наглядный, метод проектов, творческой деятельности
Интегрированность обучения: связь с уроками литературы, музыки,
математики, казахского языка
Оборудование:
Политическая карта мира, глобус, звёзды, рабочие тетради, таблица
«Солнечная система», «Карта звёздного неба», «поэтические тетради»,
проекты учащихся, книга «Волшебная звёздочка», энциклопедия для детей
Музыкальное сопровождение:
п/я «Земля в иллюминаторе», «Песня о медведях», «Земля цветов»
Ход урока.
1. Орг. момент. Эмоциональный фон урока.
2 Сообщение целей урока:
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в «Звёздное царство Космическое государство». Цель нашего путешествия: закрепить знания по теме «Космос», рассказать о нашей голубой красавице – Земле, знакомиться с другими планетами, развивать речь, расширять кругозор, учиться познавать мир и самого себя.
«Две звезды» - так называется наш урок – соревнование.
Две команды «Сириус» и «Вега» будут покорять просторы Вселенной. По количеству звёзд – жетонов, набранных командами, в конце нашего путешествия будет объявлена команда – победительница. Для самого активного и знающего участника нашего путешествия наступит «Звёздный час». Всех, кому интересна древняя и в тоже время очень юная наука – астрономия, приглашаю в мир звёзд и планет. (На доске помещены звёзды – задания)
- Нам сегодня светят 7 звёзд, которые указывают путь, это наша карта – путеводитель в сегодняшнем путешествии.
Первая звёздочка «Сикырлы ж лдызша Волшебная звёздочка»
3. Проверка домашнего задания: фронтальный опрос:
* Сколько звёзд можно увидеть на небе в безоблачную ночь невооружённым взглядом? (3000)
* Сколько звёзд можно увидеть в телескоп? (несколько миллионов)
* Сколько всего звёзд в нашей Галактике? (более ста миллиардов звёзд)
* Что в переводе означает слово «планета»? (блуждающая звезда)
* Сколько планет Солнечной системы знаем?
Назовите их.
* Представьте место Земли в виде схемы.
* Что такое созвездие (Группы звёзд, которым даны имена)
* Какие созвездия вы знаете ( Близнецы, Большая медведица, Малая медведица, Водолей, Козерог, Овен, Скорпион, Стрелец, Телец)
* Когда была открыта дорога в космос? (4 октября 1957 года)
* Когда человек впервые побывал в космосе? (12 апреля 1961 года)
* Назовите первого в мире космонавта (Ю. А. Гагарин)
* Назовите казахстанских космонавтов. ( Токтар Аубакиров и Талгат Мусабаев)
* Что означает слово «вакуум»? (пустота)
* Что такое «астрономия» (Наука о Вселенной)
* Единственная планета в Солнечной системе, где существует разумная жизнь? (Земля)
* Комета состоит (из ядра со льдом, головы и хвоста)
* Скафандр( одежда космонавта)
* Телескоп (инструмент для наблюдения за небесным сводом)
* Астероид (одно из множества мелких каменистых тел, вращающихся вокруг Солнца)
* Белый карлик (очень маленькая звезда)
* Назовите спутник Земли (Луна)
- А теперь посмотрим на наши «волшебные звёздочки». ( Учитель читает названия звёзд и созвездий в которых они находятся).
ИТОГ: Что повторили, что нового узнали о звёздах.
Вторая звёздочка «Күн Солнце»
4. Игровая ситуация «Лектор» (ученица рассказывает о Солнце)
Чтение слов К. Умурзака «Солнце мира».
5. Работа в парах (проектная деятельность)
- Вам предлагалось на дом задание творческого характера: нарисовать солнышко. Сейчас вы будете работать в парах. На лучиках вашего солнышка напишите слова – прилагательные, ответив на вопрос: «Человек. Какой он?» (используется проект учащихся) На маленьких солнышках напишите имя человека, которого можно сравнить с солнышком, того, кто дарит людям добро.
ИТОГ: Что вы запомнили о Солнце? Наши солнышки - проекты мы поместим в нашу газету «Морячок». А я хочу обратиться к каждому из вас:
- Мой дорогой друг! Старайся вырабатывать в себе лучшие человеческие качества, «чтобы везде, где бы ты ни был
стало людям тепло и светло оттого, что ты живёшь»
Третья звёздочка «Жер Земля»
6. Игровая ситуация «Земля! Земля! Отзовись!»
(Ученик задаёт вопросы, «Земля» отвечает.)
Учитель:
- Слышали, друзья, что ответила Земля? Вселенная, или как мы говорим космос, действительно необъятна. Но пройдёт много – много лет, и люди, наверное, научатся летать к звёздам и звёздным городам. Но как бы далеко человек ни оказался от родного дома, он всегда будет помнить свой адрес:
СТРАНА – ВСЕЛЕННАЯ
ГОРОД – ГАЛАКТИКА
ЗВЕЗДА – СОЛНЦЕ
ПЛАНЕТА - ЗЕМЛЯ
Звучит песня «Земля в иллюминаторе»
7. «Энциклопедия юного звездочёта» (дополнительный м/л о Земле)
Чтение учащимися текста, ответы на вопросы.
Учитель: - Расскажите о нашей любимой планете. (Работа по политической карте мира, нахождение материков, название океанов, работа с глобусом)
8. «Математика и экология»
-Что такое «экология».
Сейчас вы будете в роли «экологов»: ваша задача подготовить сведения и рассказать о численности животных, растений на Земле на данное время.
Работа самостоятельно, сведения даны в рабочих тетрадях.
ИТОГ: Как человек должен относиться к окружающей природе? (кластер)
«Песня о медведях»
Наша планета – одна из планет, совершающих путешествие вокруг Солнца. А другие планеты? Какие они. Об этом мы сейчас узнаем.
Четвёртая звёздочка « Үлкен гарыштык саяхат – Большое космическое путешествие»
9. Игровое упражнение « Астрономы»
(индивидуальная работа: учащиеся рассказывают о планетах, других небесных телах)
ИТОГ: Что интересного узнали от наших «астрономов»?
Работа с выставкой книг: показ литературы по теме.
Пятая звёздочка « Жас жұлдызшы мектебі - Школа юного звездочёта»»
10. Работа с компьютером: презентация «Понятие о космосе»
ИТОГ: Ответы на вопросы после просмотра.
Шестая звёздочка «Жас жұлдызшынын создікшес - Словарик звездочёта» (слова по теме «Космос» помещены в газете «Морячок»)
Седьмая звёздочка «Гарыш викторинасынын сүрактары - Вопросы космической викторины»
11. Подведение итогов урока:
1. «Звёздный марафон»: учащиеся называют изученные сведения, получая за ответ звезды – жетоны.
2. Ответы на вопросы:
- Сколько планет в Солнечной системе?
- Единственная планета Солнечной системы, на которой есть разумная жизнь? (Земля)
- Температура на поверхности Солнца (6000 градусов)
- На какой планете когда – то была вода? (На Марсе)
- Какая планета самая большая? (Юпитер)
- Какая планета дальше всех удалена от Солнца? (Плутон)
- Ближайшая к Солнцу планета (Меркурий)
- Солнце или Полярная звезда больше по размеру? (Полярная звезда)
- Первый человек, побывавший в космосе (Ю. А. Гагарин)
- Назовите казахстанских космонавтов (Токтар Аубакиров и Талгат Мусабаев)
(Подсчёт звёзд – жетонов, объявление команды – победительницы.
Наступает «Звёздный час» ученика, у которого больше всех звёзд. Обращение ученика к людям Земли (каждый ученик заранее готовил обращение, которые были записаны в проекте – газете 4 класса «Морячок»). К/е оценок.
Д/з: прочитать и пересказать текст на последней странице рабочей тетради, выполнить тестовые задания. Задание творческого характера: проект «Письмо жителям других планет», красиво оформить конверт и нарисовать рисунок о Земле.
Звучит п/я «Земля цветов»