Мирзаева Зульфия Жангировна, учитель русского языка и литературы, КГУ "Общая средняя школа №43 имени Т. Аубакирова", Туркестанская область, Мактааральский район, село Игилик
"Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью"
Тема урока: Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. |
Школа: КГУ «ОСШ имени Т. Аубакирова |
|||||
Дата: |
ФИО учителя: Мирзаева З. |
|||||
Класс 8 «В» |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих: |
||||
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке |
Научить выявлять способы передачи чужой речи; объяснить учащимся особенности строения предложений с прямой и косвенной речью и правила расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; развивать познавательные, творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности, устную диалогическую и монологическую речь, интерес к русскому языку. |
|||||
Цели обучения |
Все учащиеся смогут: определять способы передачи чужой речи и особенности строения предложений с прямой и косвенной речью. |
|||||
Большинство учащихся смогут: отличать прямую и косвенную речь; расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью. |
||||||
Некоторые учащиеся смогут: составлять предложения с прямой речью и их схемы. |
||||||
Предыдущее обучение |
Группы вводных слов по значению и постановка знаков препинания при них. |
|||||
План |
||||||
Запланированные |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||
Начало урока |
1.Организационный момент. Психологический настрой «Пожелания». Формирование групп. 2 Актуализация знаний. Приём «Горячий стул» - Какие слова называются вводными? - Как вводные слова выделяются на письме? - Какие группы вводных слов по значению вы знаете? - Назовите вводные слова, обозначающие большую степень уверенности. - Какие слова обозначают меньшую степень уверенности? - Перечислите вводные слова, обозначающие различные чувства. - Что обозначают вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, наконец, таким образом? |
Разминка Названия знаков препинания (кавычки, двоеточие, тире) |
||||
Середина урока |
3.Изучение новой темы. 1. Ознакомление со способами передачи чужой речи с помощью слайдовой презентации - Что такое чужая речь? Чужая речь – это высказывания других лиц, включенные в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора. В беседе, в рассказе часто бывает нужно передать слушателю (читателю) чужую речь (то, что говорили или писали другие). В русском языке есть целый ряд способов для передачи чужой речи. Чужая речь может быть передана при помощи специальных предложений: а) с прямой речью; б) с косвенной речью. Сравните : а) Л. Бетховен говорил: «Нет ничего выше и прекраснее. Чем давать счастье многим людям». б) Л. Бетховен говорил, что нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям. В первом примере говорящий точно воспроизводит речь от лица композитора Л. Бетховена. Во втором примере говорящий не воспроизводит его речь, а только пересказывает (передаёт) её содержание. Кроме того, на чужую речь могут указывать специальные вводные слова и предложения ( по словам такого-то, как сказал такой-то и др.), например: По словам Л. Бетховена, нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям. И сегодня на уроке мы узнаем, как можно передавать чужую речь. Тема нашего урока «Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.». Мы сегодня узнаем: Что такое прямая речь? Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора? Если слова автора разрывают прямую речь? Научимся находить прямую речь в тексте. - На парте у вас лежит лист оценивания, которые будет заполнять на уроке лидер группы. Оценивание 1 балл на каждое задание. 2) Изучение теоретического материала. Метод «Джигсо». Чтение и анализ теоретического материала на стр. 210. 1 группа – Обозначить все способы передачи чужой речи и привести примеры. 2 группа – Дать определение прямой речи и объяснить схемы предложений с прямой речью. 3 группа – Объяснить знаки препинания при прямой речи, если слова автора стоят внутри прямой речи. Обсуждение в группе и защита постера. Заполнить лист оценивания. 4.Закрепление темы. 1. Работа со схемами. Игра «Кто быстрее?» Учитель составляет схемы предложений из упражнения 447. Задание: кто быстрее находит соответствующие предложения к схемам и объяснит расстановку знаков препинания.
5) А: «П!». 6) А: «П?» 7)А: «П?» Заполнить лист оценивания.
2 задание Упр. 448 Работа с текстом. Составить толстые и тонкие вопросы к тексту. Однажды в лунный весенний вечер я зашел к Бетховену, чтобы прогуляться. Мы шли по темной и узкой улочке, вдруг Бетховен неожиданно остановился. «Подожди,- сказал он.- Кто-то играет мою сонату и как хорошо играет!» Мы стояли около маленького бедного домика и слушали с восхищением. Через некоторое время музыка оборвалась, и мы услышали сдержанное рыдание. Девушка сказала: « Я хотела бы услышать это в исполнении настоящего большого музыканта». Мы отворили дверь и вошли. Молодой человек чинил старый сапог. У старомодного рояля сидела девушка. «Извините, - сказал Бетховен, - я слышал здесь музыку, и мы вошли; я тоже музыкант и вам сыграю». Никогда и не перед кем не играл Бетховен так, как в жилище бедного сапожника и его слепой сестры. Единственная свеча, освещавшая комнату, вдруг вспыхнула и погасла. Бетховен остановился, а я отворил ставни, и лунный свет вливался в комнату. Бетховен казался погруженным в глубокое раздумье… «Я хочу, - проговорил он, написать новую сонату и посвятить ее лунному свету». Мы вышли. « Мне надо домой, - сказал Бетховен, - мне надо написать мою лунную сонату, пока я слышу ее». Так создалась « Лунная соната», которой мы восхищаемся, которой будут наслаждаться люди, пока стоит мир. Заполнить лист оценивания.
3.Самостоятельная работа. Упр. 449. Вставить вместо знака V слова автора, данные в скобках. Поставить необходимые знаки препинания. 1)-Душевно рад V и благодарен за доброе намерение посетить нас (начал Николай Петрович). 2) Пойдёмте гулять завтра поутру V я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства (сказала Анна Сергеевна Базарову). 3) Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов V и я ничем не занимаюсь (проговорил он). 4) Да да я знаю вас Базаров V ( повторила она). 5) Душевно рад знакомству V только уж вы не взыщите: у меня здесь всё по простоте на военную ногу ( проговорил Василий Иванович).
Заполнить лист оценивания. Задание 4. Игра «Да» - «Нет» Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и прямая речь. (да) Прямая речь – это изменённая чужая речь. (нет) Прямая речь заключается в кавычки. (да) Слова автора могут стоять до и после прямой речи. (да) Прямая речь всегда стоит после слов автора. (нет) Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней должно стоять двоеточие. (да) Прямая речь – это точно воспроизведенная чужая речь. (да) Чужую речь можно передать при помощи вводных слов. (да) Слова автора могут разрывать прямую речь. (да) Заполнить лист оценивания.
5.Подведение итогов урока. |
Слайд-презентация
Лист А4 Маркеры, стикеры, смайлики Раздаточный материал
Учебник презентация
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
учебник
Игра «Да-Нет» |
||||
Конец урока |
Информация о домашнем задании. Выучить теоретический материал; из упр. 447 выписать предложения с прямой речью Рефлексия «Две звезды, одно пожелание |
|
||||
Дополнительная информация |
||||||
Дифференциация Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся? |
Оценивание – как Вы планируете проверить
|
Здоровье и соблюдение |
||||
Рефлексия - Были ли цели обучения/ урока достижимыми? - Чему сегодня научились учащиеся? - Какой была атмосфера в обучении? - Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися? - Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?
|
Используйте это место для записи ваших наблюдений по уроку. Ответьте на вопросы о вашем уроке, написанные в левом столбике.
Итоговое оценивание Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)? 1: 2: Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)? 1: 2: Что нового я узнал о классе и его отдельных учащихся и как это отразится на проведении моего следующего урока? |
|