Хващевская Ирина Владимировна, преподаватель химии, КГУ «Строительно- технический колледж №1, город Кокшетау» управления образования Акмолинской области, Казахстан, Акмолинская область, город Кокшетау
Разработка урока по химии для студентов 1 курса ТиПО «Углеводороды и их природные источники»
Урок теоретического обучения естественно-математического цикла.
Тема программы: «Углеводороды и их природные источники».
Тема урока: Проверка знаний «Углеводороды и их природные источники».
Профессия: менеджер по сервису.
Курс, год обучения: I – курс, группа МС-19
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Углеводороды и их природные источники».
Задачи:
Развивать умения: проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения; анализировать суждения товарищей.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: урок с элементами ролевой игры
Методы и методические приёмы: словесные, практические, наглядные;
«обучение в команде», «проблемная ситуация», «минипроект», «динамическая пауза», «релаксационная пауза», самопроверка, самооценка.
Используемые элементы технологий: ролевая игра, технология
развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология
проектного обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-
коммуникативные технологии, ЭТКМ,технология обучения в сотрудничестве
Межпредметные связи: физика, математика, история
Наглядные пособия, оборудование, раздаточный материал: компьютер, проектор, экран, презентации.
Ход урока.
Слайд 1.
Преподаватель: Чтобы у нас на уроке была теплая атмосфера, чтобы
почувствовать тепло и поддержку друг друга в эту зимнюю холодную
погоду, составим снежинку из ваших ладоней. Соединим ладошки – сделаем
звездочку-снежинку. И станем одной командой.
Тема нашего урока Проверка знаний по теме «Углеводороды и их природные источники».
Девиз: «Знать – значит победить» Александр Николаевич Несмеянов
Слайд 2.
Сегодня нам необходимо обобщить и систематизировать материал по углеводородам и их природным источникам.
Какой результат вы ожидаете получить от урока?
Возможные ответы: повторить, обобщить, победить, решить все задачи, проявить свои способности и др.
Слайд 3.
Итак, сегодня мы проводим урок в виде ролевой игры «Выборы в государстве Углеводородов». Людям издавна свойственно выбирать. Вообще способность останавливаться на чем-то одном из нескольких вариантов — почтеннейшее качество человеческих существ, во многом определившее их дальнейшую судьбу.Каждый из вас являясь гражданином РК с 18 лет принимает участие в процедуре выборов органов государственной власти. Асегодня я предлагаю 5 условных «кандидатов», участвующих в «выборах»: Алканы, Алкены, Алкадиены, Алкины,Арены. Они обратились к специалистам МС-19 нашего колледжа с предложением организовать их выборную компанию. Были созданы 5 команд, которые уже провели определенную работу и готовы предоставить предвыборные технологии. За выборами наблюдает компетентная избирательная комиссия(представляем состав жюри), которая и будет оценивать выступления команд
Преподаватель: Прежде, чем начать презентацию вашей деятельности, необходимо вспомнить некоторые понятия , которые пригодятся вам в течении урока для работы.
Слайд 4-15
Задание: раскрыть содержание понятий-
и т.д.
Слайд 16
а) Первый конкурс – работа с подписными листами.
Каждой группе раздается подписной лист. Его нужно заполнить. В подписной лист вписывается имя своего кандидата (вверху листа) .
Слайд 17.
Подписной лист за кандидата в депутаты __________________________
В верхней части скелета написаны формулы веществ, которые реагируют с углеводородами. Напишите в нижней части – то, что получилось после реакции с коэффициентами. За каждое правильное написанное уравнение реакции – 1 балл.
Обменяйтесь своими работами.
Слайд 18
Преподаватель:
А сейчас сравните полученные ответы с правильными ответами на слайде презентации. Выполняют взаимопроверку. Капитаны команды работы доставьте избирательной комиссии.
Слайд 19
б) Второй конкурс - защита предвыборных листовок.
Напомню, вы должны представить своего «кандидата», выделить самые достойные его качества. Регламент выступления- 2 мин .
В процессе игры участники должны объяснить смысл нарисованного на листовке. Оцениваются художественные достоинства листовки, информативность, представление.
Преподаватель: Проголосовали? Вы сделали правильный выбор!
Слайд 20
Преподаватель:
В результате проведенной силами КНБ РК операции на станции Алма-Ата задержана цистерна с неизвестным веществом, которое было произведено на одном из крупнейших химических предприятий, и направлялось в Китай. Работников таможенной службы заинтересовало происхождение груза. Ваша задача определить вещество.
Третий конкурс: Решение расчетных задач
Преподаватель:
Обменяйтесь своими работами.
Слайд 21.
А сейчас сравните полученные ответы с правильными ответами на слайде презентации. Выполняют взаимопроверку. Капитаны команды работы доставьте избирательной комиссии.
Слайд 22.
Динамическая пауза
Подвижная часть:
Я могу махать рукой,
Я могу крутить ногой,
Я могу в ладоши хлопать,
Я могу ногами топать,
Я могу присесть и встать
И сначала все начать
Слайд 23
Четвертый конкурс – предвыборные дебаты.
Студенты по очереди задают вопросы, обращенные к другим командам.
Команде готовят вопросы соперникам по свойствам того элемента, которого она представляет. Достаточно от каждой команды к каждой по одному вопросу. Выигрывает та команда, которая отвечает на наибольшее количество вопросов.
Слайд 24
Преподаватель:
2-метил-3-этил-4-хлор-2,5,6-трибромоктан.
Не звезда это, не птица, и уж точно не банан!
Что за странное названье?
Как узнать? Вот наказанье!
Может новое лекарство? Африканский ритуал?
Колдовское заклинанье? Переход в другой астрал?
Тарабарщина сплошная! Мне вовек не разгадать…
-Нет, дружок! -сказал учитель,- Надо химию лишь знать.
Я открою тебе тайну – это только лишь алкан,
2-метил-3-этил-4-хлор-2,5,6-трибромоктан.
Слайд 25
Вот так выглядит формула 2-метил-3-этил-4-хлор-2,5,6-трибромоктан.
Слайд 26
Пятый конкурс «Номенклатура»
Работают в команде. На листочке подпишите название команды. Вам необходимо назвать пять вещества, чтобы быстрее справиться с заданием распределите вещества между собой. Работа командная максимально можно набрать 5 баллов.
Обменяйтесь своими работами.
Слайд 27.
А сейчас сравните полученные ответы с правильными ответами на слайде презентации. Выполняют взаимопроверку. Капитаны команды работы доставьте избирательной комиссии.
Слайд 28.
Шестой конкурс: «Ваятели»
При помощи шаростержневых наборов изобразить модели следующих веществ: бутин-1 и 2-метилбутан.
Слайд 29
Седьмой конкурс: «Шахматный конь»
А сейчас я объявляю конкурс капитанов. Попрошу всех капитанов подойти к доске
Слайд 30.
Вам необходимо найти изомеры бутена.
Слайд 31.
Преподаватель:
Хотелось, чтобы вы высказались по поводу, что удалось вам, каких целей вы достигли, какие пожелания на будущее себе и мне?
5 .Подведение итогов урока.
Преподаватель: Итак, закончилась наша игра. Приступим к окончательному подведению итогов.
Слово избирательной комиссии.
Наибольшее количество баллов заработала команда _____________
А значит, они хорошо владеют теоретическим материалом о своём «кандидате - углеводороде».
Слайд 32.
Преподаватель:
Чтобы умными и талантливыми быть
Непременно нужно химию учить!
Не расстраивайтесь сильно,
Если что – то не получится.
Просто каждая наука
Заставляет нас помучиться!
Все параграфы учите,
Но ни капли не зубрите.
Чтоб её не просто знать,
А ещё и понимать!
Слайд 33.
Преподаватель:
Спасибо за отличную работу, проявленное творчество, оригинальный подход.
Литература:
Р.Г. Иванова, А.А. Каверина, А.С. Корощенко «Уроки химии» в10-11 классах, Москва 2000