Личман Виктор Алексеевич, учитель русского языка и литературы, КГУ "Вечерняя средняя общеобразовательная школа", Казахстан. Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск.
Цели: Образовательные: повторение и систематизация основных видов изобразительно-выразительных средств языка; развитие умения правильно воспринимать текст и находить средства выразительности в тексте; создание условий для развития коммуникативных компетенций учащихся;
Развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать мысли; развитие навыков работы с текстом;
Воспитательные: формирование и закрепление в сознании учеников бережного отношения к русскому языку, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: практикум
Методы: репродуктивный, проблемного обучения, частично-поисковый.
Формы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная
Оборудование: учебно-методический материал (приложение)
Ход урока. I. Эмоциональный настрой.
Вступительное слово. Русский язык – самый богатый, меткий и поистине волшебный язык, в нем уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое.
Продолжите ряд противопоставлений:
Выразительное – (невзрачное),
Сильное – (слабое),
Родное – (чужое).
Средства выразительности – это путь к выразительной, образной речи. Существуют слова-понятия и слова-образы. Понятие – общая мысль о предмете, идее предмета, его сущность. Слова-образы – это картина предмета, которая воспринимается чувствами.
1. Лес – множество предметов…
2. Лес помрачнел, насупился (индивидуальное, образное).
3. На этом уроке будем распознавать, объяснять и использовать на практике основные выразительные средства.
Задание 1. Вспомните, что такое эпитет, метафора, сравнение, олицетворение. Соотнесите термины и их определения.
1. ЭПИТЕТ -
2. СРАВНЕНИЕ –
3. МЕТАФОРА –
4. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ –
А. Изображение неодушевлѐнных предметов как одушевлѐнных, при котором они наделяются свойствами живых существ.
Б. Художественное, поэтическое определение, подчѐркивающее какое-либо свойство предмета или явления.
В. Переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.
Г. Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений. Самопроверка выполнения задания:1 – Б, 2 – Г, 3 – В, 4 – А.
Оцените свой первоначальный уровень знаний по данной теме. Чем были вызваны затруднения? Как называются эти языковые средства?
Сформулируйте тему урока. (Ученик озвучивает тему. Записывают в тетрадь).
На этом уроке будем учиться распознавать, объяснять и использовать на практике основные выразительные средства. Как вы видите, тема сегодняшнего урока актуальна для каждого сидящего здесь. Ведь средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они способны передавать тончайшие оттенки чувств, движение человеческой души и мысли, вызывая тем самым ответный отклик слушателей, читателей.
II. Повторение-обобщение средств выразительности.
Терминологический диктант. (Учитель читает определения, ученики записывают в столбик названия изобразительно-выразительных средств).
1. Одинаковое построение соседних предложений (Синтаксический параллелизм). Твой ум – глубок, как море, твой дух – высок, как горы. (В. Брюсов.)
2. С одной стороны, речевая ошибка – неоправданное употребление однокоренных слов (случился случай), с другой стороны, в устной и художественной литературе – средство эмоционального воздействия для подчѐркивания какого-либо явления, признака и т. п. (черным-черно, думу думать) (Тавтология).
3. Обратный порядок слов (Инверсия). Игривый ветер гоняет листву.
4. Художественное преуменьшение (Литота). В двух шагах отсюда.
5. Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория (Иносказание).
6. Сопоставление двух предметов или явлений на основании общего для них признака (Сравнение). Живой как жизнь.
7. Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочее (Термины).
8. Скрытая насмешка (Ирония).
9. Именно в контексте эти слова являются противоположными, вне контекста эта противоположность теряется (Контекстуальные антонимы). Не считай недруга овцой – считай волком.
10. Противопоставление, приѐм контраста (Антитеза). Ты прозаик, я поэт (А. Пушкин)
Если вы успешно справились с заданием, то по начальным буквам у вас должно получиться слово СТИЛИСТИКА.
Какое отношение имеет стилистика к перечисленным терминам? Одним из аспектов стилистики является изучение выразительных средств, ресурсов языка. Языковеды делят их на две группы: тропы и фигуры речи. Уточним, что такое тропы и стилистические фигуры.
Тропы – обобщенное название стилистических приемов, состоящих в употреблении слова в переносном значении с целью достижения особой выразительности, образности.
А что такое фигуры речи? Необычное синтаксическое построение (форма речи) с целью усиления выразительности, в котором главное – сделать впечатление более ярким, выразительным, наглядным и подчѐркнутым. Фигуры оживляют речь писателя, придают ей эмоциональность и образность, наполняют текст жизнью и передают соответствующее настроение читателю. Уточним, какие из них относятся к тропам (литота, иносказание, сравнение, ирония), какие – к фигурам речи (синтаксический параллелизм, инверсия, ирония)?
Продолжите перечень известных вам тропов.
Заполняют таблицу под руководством учителя. Тропы Фигуры речи
Эпитет – Где-то в яблочном захолустье… (Ю. Друнина).
Синтаксический параллелизм – В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай… (А. Некрасов).
Сравнение – Храбрый как лев. Он похож на вечер ясный.
Анафора – Таковы времена, таковы нравы.
Эпифора – Весну заклинати, зиму провожати. Рано, рано зиму провожати.
Метафора – В саду горит костер рябины красной (С. Есенин). Антитеза – Ученье свет, а неученье тьма.
Метонимия – Аудитория стоя приветствовала лектора Градация – Я вас прошу, я вас очень прошу Синекдоха – Все флаги в гости будут к нам - (А. С. Пушкин)
Инверсия – Изумительный наш народ. Гипербола – Он храпит, как трактор.
Эллипсис – Мы села – в пепел, грады – в мечи – серпы и плуги. (В. Жуковский)
Литота – В двух шагах отсюда.
Умолчание – Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И. Крылов) Олицетворение – Время бежит, часы идут. Задумается радость.
Риторическое восклицание, обращение – О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)
Перифраз – Белокаменная столица (Москва), царь зверей (лев)
Оксюморон – пышное увядание. Звонкая тишина.
Многосоюзие – Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград… (В. Инбер)
Учащиеся выполняют индивидуальную работу. На основе изученных материалов рассказывают об известных тропах, фигурах речи.
III. Анализ изобразительно-выразительных средств текста. Какие тропы и стилистические фигуры используются в следующих примерах, кратко обоснуйте.
Взаимопроверка.
1. Загорелись звезды очей (глаза сравниваются со звездами) – метафора
2. Все флаги едут к нам. (А. Пушкин)- синекдоха
3. Он громко рыдающе засмеялся – оксюморон
4. Как резко – сух снотворный и трескучий Кузнечиков неугомонный звон (А. Фет)- эпитет
5. Теплы были нежные руки, Теплы были звезды очей (А. Фет) – анафора
Тропы и фигуры, чтобы их полно и глубоко понять, должны рассматриваться не изолированно, а в связном тексте.
IV. Самостоятельная работа. Класс делится на две группы. Каждой группе выдаются сформулированные задания, необходимые справочные материалы по теме. Учитель выполняет роль координатора, задача учащихся - провести анализ предложенных отрывков (фрагментов) из художественной литературы, сделать вывод о целесообразности и приемлемости данных средств изобразительности и их роли.
Защита работы. План анализа текста.
1. Выразительное чтение.
2. Идейно-содержательный анализ (формулирование основной идеи, темы текста).
3. Анализ изобразительно-выразительных средств. (Найти и охарактеризовать значение выразительно-изобразительных средств)
4. Выражение своего отношения к тексту.
Текст №1. 1) Императорский (ныне Государственный) университет в Москве не только древнейший из русских университетов, но по справедливости считается и славнейшим из них (однородные члены). (2) Его почти 257-летняя история полна многих светлых и отрадных страниц (эпитет), на которых с любовью останавливается взор (олицетворение) каждого патриота, ревнующего (архаизм, устаревшее значение) о благе и славе родной земли (метафора). (3)Но не быть патриотом — значит не быть русским человеком, ибо (устаревшее употребление) патриотизм не есть качество, не есть добродетель (синтаксический параллелизм), а есть долг, обязательный для всех. (4) Оттого Московский университет одинаково дорог для всех русских людей, где бы они ни жили, без различия в звании и состоянии; оттого везде, где бьется русское сердце (метафора), где стоят православные храмы, где слово Отечество возбуждает (олицетворение) восторг и любовь (синтаксический параллелизм) — везде любим и славим Московский университет как главный рассадник истинного знания (метафора, оксюморон - «рассадник знания»), как хранитель Просвещения (олицетворение). (Тема текста: О величии, о славе, о значимости МГУ)
Текст №2. 1) Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса (метафора). 2) Прелесть ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы и они, эти рязанские косцы. 3) Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним временем, (эпитет) этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. 4) Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины (метафора) и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. 5) И еще в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом, была - Россия, и что только eѐ душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох в березовом лесу.
VI. Рефлексия.
Составление синквейна «Оцени себя». (Отражение своих мыслей, впечатлений, затруднений в синквейнах.
Презентация синквейнов.
Подведение итога урока. Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке? В качестве домашнего задания предлагается индивидуально-творческая работа, что позволит каждому выразить свое отношение к проблемам, затронутым на данном уроке. Выставляются отметки за урок.
VII. Заключительное слово учителя. Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности, мастера слова используют средства и приемы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры. Относитесь к родному слову как к дару бесценному, как к сокровищу. Пусть о вас всегда говорят: «Это культурный человек». А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить и писать.