Писаренко Альфира Султановна, преподаватель рисунка, живописи, композиции, Детская школа искусств, художественное отделение, город Ханты-Мансийск, Тюменской область
Конспект урока: ассоциативная композиция на тему: «Мелодии зимы»
Аннотация
Представленный урок – очередной в разделе «Мир живой природы» 2 класс по авторской программе «Основы изобразительной грамоты» и содержит сведения по теме «Технологии в изобразительном искусстве».
Материал урока интегрирован с предметом «музыка» 2 класс.
На уроке учащиеся знакомятся с новыми для них понятиями: ассоциативное восприятие музыки, абстрактная композиция, в ходе выполнения практической работы традиционными и нетрадиционными материалами.
Урок состоит из следующих основных этапов:
Тип урока: комбинированный (формирование новых знаний, умений и навыков)
Преобладающий метод: проблемно-поисковый, творческий
Категория обучающихся: учащиеся 7-10лет подготовительной группы 2 класса художественного отделения школы искусств
Формой контроля усвоения материала служит творческая работа
Методы обучения:
• словесные (при формировании теоретических знаний);
• практические (в освоении художественных материалов)
• наглядные (для понимания и усвоения нового материала);
• проблемно – поисковые (в создании ассоциативной композиции);
• методы контроля и самоконтроля (выставка детских работ в конце урока)
Приложения 1,2,3
Время занятия: 2 аудиторных часа
Формы организации учебной деятельности:
групповая, индивидуальная, фронтальная.
Технологии:
Конспект интегрированного урока:
ассоциативная композиция на тему «Мелодии зимы»
Цель: развитие эстетической отзывчивости на красоту окружающего мира
Задачи:
Форма работы: урок – практикум
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков
Преобладающий метод: проблемно-поисковый, творческий
Оборудование:
Ход урока:
Педагог:
ребята, мне хочется начать урок такими строчками: - живопись – это музыка, звучащая с полотен, а музыка – это чувства выраженные звуками
Давайте, мы с вами послушаем фрагмент музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Зимнее утро»: (звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома»,
- что вы себе представили, ребята, какую картину «нарисовала» вам эта музыка?
-ответы детей (солнце апельсинового цвета встает, рассвет, сиреневые стволы деревьев, кустарников, длинные тени на снегу и т.д.)
2. Постановка темы и задач урока:
Тема нашего урока «Мелодии зимы»
Цель урока - создание ассоциативной композиции на тему «Мелодии зимы» с использованием различных материалов и техник
Задачи, которые будем решать на уроке:
3. Мотивация:
- как вы думаете, ребята, для чего нам нужно уметь рисовать, развивать свои чувства, эмоции? Где нам могут пригодиться полученные на этом уроке знания.
Ответы детей:
- правильно, чтобы считать себя высокоразвитыми, культурными людьми нужно знать и понимать искусство, получать удовольствие, уметь радоваться от прослушивания классической музыки, просмотра произведений художников
4. Знакомство с новым материалом:
- Различные слова и понятия вызывают у нас разные ассоциации, например, что вы себе представляете, когда произносят слово космос –
Ответы детей: бесконечность, звезды, черное небо и т.д.
Чукотка, Север –
Ответы детей: холод, снег, чумы …
карнавал –
ответы детей: веселье, фейерверки, маски, яркие, пестрые краски…
Педагог:
- хорошо, вот видите, сколько различных ассоциаций вызывают одни и те же слова. Но есть такие слова, произнося которые, у всех людей они вызывают одни и те, же ассоциации. Например – мама, солнце и т.д..
- какие ассоциации возникли у вас при прослушивании музыки? Какие картины рисует музыка?
Ассоциация – это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.
Педагог: - как, вы ребята, думаете, можно ли цветом передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки. Как можно передать мягкие теплые оттенки звучания фортепиано, напевные, ласковые нежные звуки скрипки
Ответы детей:
Звуки разной силы можно изобразить соответствующими линиями: громкие – толстой линией, тихие – средней, едва уловимые – тонкой. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной. Богатство художественных материалов помогает быть линии предельно разнообразной.
-можно, ли разнообразными линиями (тонкими, толстыми, волнистыми, ломаными, изысканными, кружевными, колючими, бархатными, нежными и т.д.) штрихом, пятном передать звук. Например, звук журчащего ручейка, рев водопада и т.д.
( педагог демонстрирует показ разнообразных линий на доске мелом, и приглашает ученика по желанию. Просит показать звук журчащего ручейка, рев водопада)
– вот, это есть не что иное, как абстрагирование. Абстрагирование – это один из основных способов нашего мышления. Его результат – образование общих понятий и суждений и есть абстракция. В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. В декоративном искусстве абстрагирование – это процесс стилизации природных форм. Для абстрактного изображения характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы (одни линии, точки, пятна, плоскости и т.д.
В процессе рисования художник выражает свое отношение к изображаемому. Главное выразительное средство живописи – цвет, рисунка – линия. демонстрация на экране. работ художников реалистов (см.приложение 1) и абстракционистов (Казимир Малевич – «Красный квадрат», В. Кандинский и др., авторских компьютерных работ – все это беспредметные композиции или абстрактные). – давайте сравним эти произведения, в чем их отличие?
Давайте еще раз прослушаем произведение «Зимняя сказка» композитора П.И.Чайковского.
- что вы увидели, представили, что нарисовала вам музыка?
0тветы детей:
- как менялось настроение музыки, ее характер, какая она – вначале произведения, в конце?
-как вы видите ее по цвету, композиционно?
Ответы детей:
Молодцы!
Ребята, мне хочется предложить вам сегодня поработать различными материалами и техниками. Можно использовать также нетрадиционные материалы (блестки, бусинки, макаронные изделия и пр.) и освоить сегодня способы и приемы работы этими материалами.
5. Актуализация прошлого опыта.
В каких техниках вы уже работали раньше? Можете мне перечислить их?
Ответы детей:
Монотипия, ниткография, коллаж, выдувание клякс, работа тушью, гуашью, акварелью, восковыми мелками.
Правильно. Сколько материалов, столько способов работы. Материал определяет технику. Акварелью нужно работать … (осторожно, она не любит, чтоб ее перекрывали по нескольку раз, теряется звучность цвета). А гуашь … (любит пастозное плотное письмо, чтоб бумага не просвечивала сквозь слой краски).
Молодцы! Все помните. Выберете для себя полюбившиеся техники и материалы, и приступим к работе.
6. физкультминутка
7. Практическая работа.
Создание ассоциативной композиции на тему «Мелодии зимы».
Свободный выбор материала и техник.
8. Рефлексия.
- похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «не унывай дружок, в следующий раз непременно успею».
9. Анализ работ:
- очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием: нарисовали свои композиции, попытались передать свои эмоции, чувства от прослушивания музыки П.И. Чайковского. У всех получилось свое прочтение одного и того же музыкального произведения, своя ассоциативная композиция, и вы сумели передать свое отношение к этому произведению.
10. Итог - выставка детских работ (см.приложение 2):
Хочется отметить детей, которые вышли на продуктивный, творческий уровень – создали выставочные работы. (тихо звучит музыка)
Молодцы! Всем спасибо! Урок окончен.
11. Анализ урока:
1. Тема: ассоциативная композиция «Мелодии зимы»
2. На уроке решались следующие задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
Была обеспечена их комплексность и взаимосвязь.
Цель урока:
- развитие эстетической отзывчивости на красоту окружающего мира.
Для решения поставленных задач был выбран тип комбинированного урока: формирование новых знаний и умений, для чего использовалась следующая структура урока:
3.Акцент урока:
5. Для достижения цели урока было выбрано сочетание нескольких форм обучения – создание проблемной ситуации, выполнение творческой работы, и как итог – выставка. Необходим был дифференцированный подход к обучающимся, т.к. уровень умений и навыков детей различен.
6. На занятии были использованы активные методы обучения, за счет чего обеспечивалась высокая работоспособность, активная интеллектуальная деятельность учащихся. Активность учащихся проявилась в практическом приобретении знаний необходимых для выполнения творческой задачи. Все это развивает творческую потенцию, фантазию, интуицию и воспитывает чувство отзывчивости к музыке и живописи.
7. На уроке поддерживалась хорошая эмоциональная атмосфера, т.к. была выбрана правильная форма обучения (урок – практикум), четко поставлена цель.
В основе урока-практикума лежит принцип непосредственного участия, который обязывает учителя сделать каждого ученика участником творческого процесса, действующим, ведущим поиск путей и способов решения своего видения темы.
Практическая работа выполнялась художественным материалом – гуашь и украшалась блестками, бисером, бусинками, нитками и пр.
Итогом явилась выставка детских работ на эту тему.
Методическое обеспечение:
словарь терминов и понятий:
Композиция – (от лат. compositio-составление, связывание) –
АБСТРАКЦИЯ [abstraction] - форма познания модели предмета, явления или процесса, основанная на мысленном выделении и обобщении существенных или внешних (без учета их внутренней организации), общих свойств и связей предметов, явлений или процессов и на отвлечении от других частных их характеристик. Общее понятие Абстракции - это результат процесса абстрагирования, отвлечения от конкретного всего второстепенного. Типами Абстракции являются: изолирующая, обобщающая, идеализирующая формы.
Абстракциони́зм (лат. «abstractio» — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации (англ. аbstractionism, франц. abstractionnisme, abstractivisme, от лат. abstractus-отвлеченный), беспредметное искусство, конфигуративное искусство, конкретное искусство - направление в искусстве ХХ в., ставящее во главу угла формальные элементы - линию, цветовое пятно и отвлеченную конфигурацию. Абстракционизм сформировался в 1910-х гг. сразу в нескольких европейских странах. Крупнейшими его представителями и основоположниками были В.В.Кандинский и К.С.Малевич в России, П.Мондриан в Голландии, Р.Делоне и Ф.Купка во Франции.
Существуют две разновидности абстракционизма, которые наметились после его появления: геометрический, основанный на правильных четко очерченных конфигурациях (К.Малевич, П.Мондриан и близкий к ним Р.Делоне), и лирический, в основе которого лежат свободно текущие формы (В.В.Кандинский).
АССОЦИАЦИЯ [association] - связь, возникающая или имеющаяся при определенных условиях между двумя или более предметами, явлениями, процессами или их свойствами. Ассоциации бывают, например, по сходству, контрасту, смежности в пространстве или во времени, один ко многим или многих к одному, бывают Ассоциации баз знаний и интеллектуальных систем.
Приложение 2