ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Конспект урока: ассоциативная композиция на тему: «Мелодии зимы»

23 января 2018 г.

Писаренко Альфира Султановна, преподаватель рисунка, живописи, композиции, Детская школа искусств, художественное отделение, город Ханты-Мансийск, Тюменской область

 

 

 

Конспект урока: ассоциативная композиция на тему: «Мелодии зимы»

Конспект урока: ассоциативная композиция на тему: «Мелодии зимы»

Аннотация

         Представленный урок – очередной в разделе  «Мир живой природы» 2 класс по авторской программе «Основы изобразительной грамоты» и содержит сведения по теме «Технологии в изобразительном искусстве». 
      Материал урока интегрирован с предметом «музыка» 2 класс.

      На уроке учащиеся знакомятся с новыми для них понятиями: ассоциативное восприятие музыки, абстрактная композиция, в  ходе выполнения практической работы традиционными и нетрадиционными материалами.

 Урок состоит из следующих основных этапов: 

  • Организационный момент
  • Постановка темы и цели урока
  • Мотивация
  • Знакомство с новым материалом
  • Актуализация прошлого опыта
  • Физкультминутка включена в структуру урока
  • Практическая работа
  • Рефлексия
  • Анализ детских работ
  • Итог. Выставка детских работ
  • Анализ урока
  • Методическое обеспечение (словарь терминов и понятий)
      
    Форма работы:   урок – практикум

Тип урока:  комбинированный (формирование новых знаний, умений и навыков)

Преобладающий метод: проблемно-поисковый, творческий

Категория обучающихся: учащиеся 7-10лет  подготовительной группы   2 класса художественного отделения школы искусств
Формой контроля  усвоения материала служит творческая работа

Методы обучения:
• словесные (при формировании теоретических знаний);
• практические (в освоении художественных материалов)
• наглядные (для понимания и усвоения нового материала);
• проблемно – поисковые (в создании ассоциативной  композиции);
• методы контроля и самоконтроля (выставка детских работ в конце урока)

Приложения 1,2,3

Время занятия:  2 аудиторных часа

Формы организации учебной деятельности:

 групповая, индивидуальная, фронтальная.

Технологии:

  • Использование авторских презентаций (в Microsoft Power Point) .
  • Работа с мультимедийной  установкой.

Конспект интегрированного урока:

ассоциативная композиция на тему   «Мелодии зимы»

Цель: развитие эстетической отзывчивости на красоту окружающего мира

Задачи:

  1. Предметно-информационная составляющая:
    • Продолжаем знакомство  с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы 
    • Знакомимся с новыми  понятиями -  ассоциативная композиция,  абстрактная композиция
  2. Деятельно-коммуникативная составляющая:
    • Продолжаем осваивать различные техники и приемы работы художественными материалами
    • Развиваем абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме
  3. Личностно-ориентационная составляющая:
    • Воспитываем усидчивость,  аккуратность в работе
    • Учимся умению получать удовольствие от работы
    • Воспитываем разнообразные эмоции, чувство восторга  от прослушивания музыки, интересной работы, яркой  красочной палитры

Форма работы:   урок – практикум

Тип урока:  формирование новых знаний, умений и навыков

Преобладающий метод: проблемно-поисковый, творческий

Оборудование:

  • для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, детские работы из фонда учителя,  муз. произведение П.И. Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома», авторская компьютерная графика.
  • для учащегося: бумага А3 белая, так же тонированная, гуашь 12 цв., акварель, пастель, восковые мелки, трубочки для коктейлей различного диметра,  кисти  №6, №2, палитра, емкость для воды, тряпочка (ветошь), цветная бумага, ножницы, клей ПВА, клей жидкие гвозди, блестки, бисер, бусинки, макаронные изделия различной конфигурации, пряжа, нити и пр..

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Педагог:

        ребята, мне хочется начать урок такими строчками:                             -   живопись – это музыка, звучащая с полотен, а музыка – это чувства выраженные звуками

Давайте, мы с вами  послушаем фрагмент музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Зимнее утро»: (звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома»,

 - что вы себе  представили, ребята,  какую   картину  «нарисовала» вам эта музыка?

-ответы детей (солнце апельсинового цвета встает, рассвет, сиреневые стволы деревьев, кустарников, длинные тени на снегу и т.д.)

 

2. Постановка темы и задач урока:

Тема нашего урока  «Мелодии зимы»

Цель урока - создание ассоциативной композиции на тему «Мелодии зимы»  с использованием  различных материалов и техник

Задачи, которые  будем решать на уроке:

  • Знакомимся с понятием ассоциативная композиция
  • Расширяем представления о возможностях традиционных и нетрадиционных  материалов, о различных техниках
  • Решаем композиционные задачи в предложенной теме
  • Развиваем  эстетически-художественный вкус, воспитываем чувство радости, восторга от восприятия музыки и красочной богатой палитры, работы в различных техниках

 

3. Мотивация:

- как вы думаете, ребята, для чего нам нужно уметь рисовать, развивать свои чувства, эмоции? Где нам могут пригодиться полученные на этом уроке знания.

Ответы детей:

- правильно, чтобы считать себя высокоразвитыми, культурными  людьми нужно знать и понимать искусство, получать удовольствие, уметь радоваться от прослушивания классической музыки, просмотра произведений художников

 

4. Знакомство с новым материалом:

- Различные слова и понятия вызывают у нас разные ассоциации, например,  что вы себе представляете, когда произносят слово космос

Ответы детей: бесконечность, звезды, черное небо и т.д.

Чукотка, Север

Ответы детей: холод, снег, чумы …

карнавал

ответы детей: веселье, фейерверки, маски, яркие, пестрые краски…

Педагог:

- хорошо, вот видите, сколько различных ассоциаций вызывают одни и те же слова. Но есть такие слова, произнося которые, у всех людей они вызывают одни и те, же ассоциации. Например – мама, солнце и т.д..

- какие ассоциации возникли у вас при прослушивании  музыки? Какие  картины рисует музыка?

        Ассоциация это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.

Педагог: - как, вы ребята, думаете, можно ли цветом передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки. Как можно передать мягкие теплые оттенки  звучания фортепиано, напевные, ласковые нежные звуки скрипки

Ответы детей:

      Звуки разной силы можно изобразить соответствующими линиями: громкие – толстой линией, тихие – средней, едва уловимые – тонкой. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной. Богатство художественных материалов помогает быть линии предельно разнообразной.

     -можно, ли разнообразными  линиями (тонкими, толстыми, волнистыми, ломаными, изысканными, кружевными, колючими, бархатными, нежными и т.д.) штрихом, пятном передать звук. Например, звук журчащего ручейка, рев водопада  и т.д.

( педагог демонстрирует  показ разнообразных линий на доске мелом, и приглашает ученика по желанию. Просит показать звук журчащего ручейка, рев водопада)

–  вот, это  есть не что иное, как абстрагирование. Абстрагирование – это один из основных способов нашего мышления. Его результат – образование общих понятий и суждений и есть абстракция. В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. В декоративном искусстве абстрагирование – это процесс стилизации природных форм. Для абстрактного изображения характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы (одни  линии, точки, пятна, плоскости и т.д. 

   В процессе рисования художник выражает свое отношение к изображаемому. Главное выразительное средство живописи – цвет, рисунка – линия.  демонстрация на экране. работ художников  реалистов (см.приложение 1) и абстракционистов (Казимир Малевич – «Красный квадрат», В. Кандинский и др., авторских компьютерных работ  – все это беспредметные композиции или абстрактные).  – давайте сравним эти произведения, в чем их отличие?

  • Ответы детей (в реалистичных работах все как в жизни, все узнаваемо и понятно, все видят одно и тоже, а в абстрактных работах – квадраты, прямоугольники, пятна, которые могут, чтото напоминать, чем-то казаться…все  видят поразному)
  • да, все правильно. В абстрактных работах каждый видит чтото свое, ассоциируя это со своим прошлым опытом. Художники в своих работах стремятся передать свое эмоциональное состояние  от увиденного, а композиторы хотят звуками передать эмоциональное состояние от услышанного. Порой возникают соответствующие музыкальнохудожественные ассоциации: смотришь на картину, а слышишь музыку. Слушая музыку, представляешь картину.

        Давайте еще раз прослушаем произведение «Зимняя сказка» композитора  П.И.Чайковского.

- что вы увидели, представили, что нарисовала вам музыка?

0тветы детей:

- как менялось настроение музыки, ее характер, какая  она – вначале произведения, в конце?

-как вы видите ее по цвету, композиционно?

  Ответы детей:

Молодцы!

          Ребята, мне хочется предложить вам сегодня поработать различными материалами и техниками. Можно использовать также нетрадиционные материалы (блестки, бусинки, макаронные изделия и пр.) и освоить сегодня способы и приемы работы этими материалами.

 

5. Актуализация прошлого опыта.

В каких техниках вы уже работали раньше? Можете мне перечислить их?

Ответы детей:

Монотипия, ниткография, коллаж, выдувание клякс, работа тушью, гуашью, акварелью, восковыми мелками.

Правильно. Сколько материалов, столько способов работы. Материал определяет технику. Акварелью нужно работать … (осторожно, она не любит, чтоб ее перекрывали по нескольку раз, теряется звучность цвета). А гуашь … (любит пастозное плотное письмо, чтоб бумага не просвечивала сквозь слой краски).

     Молодцы!  Все помните.  Выберете для себя полюбившиеся  техники и материалы, и приступим  к работе.

   

6. физкультминутка

7. Практическая работа.

Создание  ассоциативной  композиции на тему «Мелодии зимы».

Свободный выбор материала и техник.

 

8. Рефлексия.

       - похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «не  унывай дружок, в следующий раз непременно успею».

 

 

 9. Анализ работ:

       -   очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием: нарисовали свои композиции, попытались передать свои эмоции, чувства от прослушивания музыки П.И. Чайковского. У всех получилось свое прочтение одного и того же музыкального произведения,  своя ассоциативная композиция, и вы сумели передать свое отношение к этому произведению.

10. Итог - выставка детских работ (см.приложение 2):

Хочется отметить детей, которые вышли на продуктивный, творческий уровень – создали выставочные работы. (тихо звучит музыка)

Молодцы! Всем спасибо! Урок окончен.

 

11.   Анализ урока:

1. Тема:  ассоциативная композиция  «Мелодии зимы»

2. На уроке решались следующие задачи:

Образовательные:

  • Знакомство с понятиями абстрактная композиция, ассоциативное восприятие
  • Формируем навыки работы с различными материалами,  различными техниками и приемами работы.
  • Расширяем  представления о многообразии художественных материалов

  Развивающие:

    • Развиваем абстрактное мышление
    • Расширяем представления о многообразии изобразительных  материалов и разнообразных техниках и приемов, способов работы
    • Развиваем умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме

 Воспитывающие:

  • Умение дать оценку своей деятельности
  • Умение выражать свое личное отношение к изображаемому
  • Прививать  эстетически-художественный вкус, воспитывать чувство радости, восторга от восприятия музыки и красочной богатой палитры, работы в различных техниках

          Была обеспечена  их комплексность и взаимосвязь.

Цель урока:

-  развитие эстетической отзывчивости на красоту окружающего мира.

      Для решения поставленных  задач был выбран тип комбинированного   урока: формирование новых знаний и умений, для чего использовалась следующая структура урока:

 

  • Организационный момент
  • Постановка темы и цели урока
  • Мотивация
  • Знакомство с новым материалом
  • Актуализация прошлого опыта
  • Физкультминутка
  • Практическая работа
  • Рефлексия
  • Анализ детских работ
  • Итог
  • Анализ урока
  • Выставка детских работ
  • Методическое обеспечение (словарь терминов и понятий)

 

3.Акцент урока:

  • Развивать абстрактное мышление, уметь выражать свое личное отношение к изображаемому
  • Расширять представления о работе художественными материалами и различными техниками и приемами работы
  • Воспитывать чувства отзывчивости к музыке и выразительности абстрактных композиций
  1. Для раскрытия нового материала были выбраны следующие методы обучения:
  • объяснительно-иллюстративный
  • проблемный
  • поисково-конструктивный
  • исследовательско-творческий

   

 5. Для достижения цели урока было выбрано сочетание нескольких форм обучения – создание проблемной ситуации, выполнение творческой работы, и как итог  –   выставка. Необходим был дифференцированный подход к обучающимся, т.к. уровень умений и навыков детей различен.

   

 6.  На занятии были использованы активные методы обучения, за счет чего обеспечивалась высокая работоспособность, активная интеллектуальная деятельность учащихся. Активность учащихся проявилась в практическом приобретении знаний необходимых для выполнения творческой задачи. Все это развивает творческую потенцию, фантазию, интуицию и воспитывает  чувство отзывчивости к музыке и живописи.

    

7.  На уроке поддерживалась хорошая эмоциональная атмосфера, т.к. была выбрана правильная форма обучения (урок – практикум), четко поставлена цель.

       В  основе урока-практикума лежит принцип непосредственного участия, который обязывает учителя сделать каждого ученика участником творческого процесса, действующим, ведущим поиск путей и способов решения своего видения темы.

      Практическая работа выполнялась художественным материалом – гуашь и украшалась блестками, бисером, бусинками, нитками и пр.

     Итогом  явилась выставка  детских работ на эту тему.

 

 

Методическое обеспечение:

 словарь терминов и понятий:

Композиция – (от лат. compositio-составление, связывание) –

     АБСТРАКЦИЯ [abstraction] - форма познания модели предмета, явления или процесса, основанная на мысленном выделении и обобщении существенных или внешних (без учета их внутренней организации), общих свойств и связей предметов, явлений или процессов и на отвлечении от других частных их характеристик. Общее понятие Абстракции - это результат процесса абстрагирования, отвлечения от конкретного всего второстепенного. Типами Абстракции являются: изолирующая, обобщающая, идеализирующая формы.

Абстракциони́зм (лат. «abstractio» — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации (англ. аbstractionism, франц. abstractionnisme, abstractivisme, от лат. abstractus-отвлеченный), беспредметное искусство, конфигуративное искусство, конкретное искусство - направление в искусстве  ХХ в., ставящее во главу угла формальные элементы - линию, цветовое пятно и отвлеченную конфигурацию.     Абстракционизм сформировался в 1910-х гг. сразу в нескольких европейских странах. Крупнейшими его представителями и основоположниками были В.В.Кандинский и  К.С.Малевич в России, П.Мондриан в Голландии, Р.Делоне и  Ф.Купка во Франции.
        Существуют две разновидности абстракционизма, которые наметились после его появления: геометрический, основанный на правильных четко очерченных конфигурациях (К.Малевич, П.Мондриан и близкий к ним Р.Делоне), и лирический, в основе которого лежат свободно текущие формы (В.В.Кандинский).

АССОЦИАЦИЯ [association] - связь, возникающая или имеющаяся при определенных условиях между двумя или более предметами, явлениями, процессами или их свойствами. Ассоциации  бывают, например, по сходству, контрасту, смежности в пространстве или во времени, один ко многим или многих к одному, бывают Ассоциации баз знаний и интеллектуальных систем.

Приложение 2

 

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину