Школа Виктория Леонидовна, педагог дополнительного образования, театральное творчество, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Дом детского творчества", с. Стародубское, Долинский район, Сахалинская область
Тип занятия: Сообщение новых знаний
Вид занятия: Праздник
Тема: Мир народных праздников. Масленица.
Цель: Приобщение детей к культуре русского народа, его духовным ценностям.
Задачи:
Возраст детей: 5-8 лет.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, познавательная игра
Форма работы: коллективная, индивидуальная
Материал: приготовленные на каждого ребенка заготовки изображения солнца без лучей, карандаши; ватман с 3-мя ступеньками, на каждого ребёнка по 3 бабочки: голубая, коричневая, красная; презентация.
Оборудование: музыкальное оборудование, экран, проектор, магнитно-маркерная доска.
Подготовительная работа: подготовить со старшими детьми сценку на масленицу – «Как Блиночек помог Весне»
Структура:
1. Организационный момент: 2 мин
2. Проверка имеющихся у детей знаний и подготовка к изучению новой темы: 3 мин.
3. Знакомство с новой темой: 10 мин.
4. Практические упражнения на закрепление новой темы: 25 мин.
5. Подведение итогов занятия, рефлексия: 5 мин.
Ход занятия
1. Организационный момент:2 мин.
Здравствуйте, красны девицы! Здравствуй добрый молодец! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости ______________
2. Проверка имеющихся у детей знаний и подготовка к изучению новой темы: 3 мин.
-Ребята! Отгадайте загадку!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают!
-Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
(слайд 1)
-Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.
-Ребята, а вы знаете, что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
-Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
(слайд 2)
3. Знакомство с новой темой (теория):10 мин.
-Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длиться Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.
(слайд 3)
Дидактическая игра «Лучи солнца»
(приготовленные на каждого ребенка заготовки изображения солнца без лучей, карандаши)
Музыка Русская народная Детский танец Масленица
(слайд 4)
- Посмотрите, а вот и наше солнышко появилось. Чего не хватает?
Дети: лучей
- Чтобы солнышко согрело землю, нужно вернуть ему лучики.
(слайд 5)
- Вот и зажглось солнышко. Такое солнышко люди закрепляли на шесте (длинной палке) и ходили по улице, зазывая весеннее солнышко, напоминали о масленичной недели.
- Чтобы наше солнышко не скрылось нужно похвалить его, сказать приятные слова.
Дидактическая игра «Подбери словечко»
Солнце (какое?) – яркое, блестящее, желтое, лучистое, круглое, большое, весеннее, теплое, ласковое…
(слайд 6)
- Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица!
4. Практические упражнения на закрепление новой темы:25 мин.
- Давайте и мы с вами поиграем!
Подвижная игра: «Весна, весна красная»
музыка Русская народная "Гори, гори ясно"
Весна, весна красная водят хоровод
Приди весна с радостью
С радостью, с радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким останавливаются, руки поднимают вверх, встают на носочки
С корнем глубоким приседают, руки опускают вниз
С хлебами обильными! бегут по кругу, взявшись за руки
(слайд 7)
- Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды.
- А теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!
(слайд 8)
Понедельник — Встреча.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу – чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
(слайд 9)
Вторник — Заигрыш.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
(слайд 10)
Среда — Лакомка.
Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам.
(слайд 11)
Четверг — широкий, Разгуляй-Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.
-Приглашаю всех на веселую карусель
Физминутка: «Карусель»
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели. (медленно идут по кругу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом (легкий бег)
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите. (медленно идут по кругу)
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра. (остановиться)
(слайд 12)
Пятница — Тещины вечерки.
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
(слайд 13)
Суббота — Золовкины посиделки.
В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
(слайд 14)
Воскресенье — прощеный день или проводы.
Это были проводы Масленицы. В прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
музыка Русская народная песня "Прощай Масленица"
Инсценировка «Как Блиночек помог Весне»
Хотите знать, почему на Масленицу пекут и едят блины? Наша сценка расскажет вам об этом!
Действующие лица: ведущий, Весна, Баба Яга, Блиночек.
На сцену выходит Весна и плачет.
Весна: Вот и все ребятки, не будет в этом году весны (всхлипывает), не распустятся на деревьях листочки, не появятся красивые цветочки (всхлипывает), птички не прилетят, звери не проснутся от зимней спячки (закрывает лицо руками и плачет)
Ведущий:
Не плачь, Весна! Лучше расскажи, что случилось, почему в этом году ты не придешь к нам?
Весна: Украла баба Яга красное солнышко! Как теперь снег будет таять? Как теперь земля греться будет? Если солнышко в ближайшие дни не вернуть на небо, тогда зимушка-зима будет вечно на земле править, и холода останутся навсегда (плачет).
Выходит Баба Яга. Идет и веером обмахивается, будто ей жарко.
Баба Яга: Фу-ух, хорошо-то как!
Ведущий: А ну, Баба Яга! Куда спрятала солнце! Давай отдавай обратно!
Баба Яга: Чего раскричались-то! Не отдам я вам солнце, оно мне нужнее!
Весна: Не может быть! Почему именно ТЕБЕ?! Да зачем оно тебе?
Баба Яга: Я решила слетать отдохнуть в теплые края, да ступа моя сломалась, вот я и подумала, что раз я не могу лететь загорать в теплые края, пусть тепло само ко мне придет! Теперь у меня в избушке настоящее лето! Эх, только моря не хватает!
Весна: А как же дети?
Баба Яга: А что дети? Детям вон и зимой нормально: они на снежной горке катаются, на санках. На лыжах, на коньках. Да в снежки играют. Чем это плохо-то?
Весна: Нужно детям и тепло и весна! Ведь если не будет весны, не будет и лета! Так же нельзя! Верни солнышко!
Баба Яга: Еще чего захотели. Не верну! (топает ногой и уходит)
Весна начинает еще сильнее плакать. Тут выбегает Блиночек.
Весна и ведущий вместе: А ты кто такой?
Блиночек: Привет всем! Я блин, Блиночек! Я пришел помочь вам!
Весна: Но как ты нам поможешь!
Блиночек: Посмотрите на меня! На солнышко похож же я! Такой же круглый и румяный, Мешен на масле со сметаной! Солнышко на время заменю, Свет, тепло на мир пролью! И будет вам весна, веселье, И хорошее будет настроенье!
Весна:
Ура! Блиночек! Ты мой спаситель! Как же хорошо, что ты появился! И теперь каждый раз, с моим приходом пусть все пекут блины и кушают их и угощают всех! А праздник проводов зимы и встречи весны пусть будет называться Масленицей!
Блиночек и весна берутся за руки и вместе уходят.
ведущий: Вот так дорогие дети и гости! С тех самых пор на Масленицу все пекут и кушают блины, ведь блин – символизирует красное солнышко!
5. Подведение итогов занятия, рефлексия: 5 мин.
-Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?
Рефлексия.
А теперь посмотрите на доску. Перед вами три ступеньки, а в руках у вас бабочки.
Ступеньки обозначают ваши знания по теме сегодняшнего занятия:
1-я ступенька - "ничего не знал"
2-я ступенька - "знал немного"
3-я ступенька - "получил новые знания"
Вспомните начало нашего занятия. Поднимите голубую бабочку те, кто ничего не знал по сегодняшней теме, коричневую бабочку - те, кто имел какие-либо знания.
Опустите. А теперь поднимите красную бабочку те, кто получил новые знания.
Красные бабочки взлетели на верхнюю ступеньку, а это значит, что мы вместе добились поставленной цели.
Все ребята сегодня очень старались, вы - молодцы!
(слайд 15)
Молодцы, на этом наша первая часть занятия закончена.
II часть занятия:
Мультфильм «Ишь, ты, Масленица!». Просмотр, обсуждение увиденного.
Масленица, угощай!
Всем блинчиков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Это Масленица идет, блин да мёд несет!
Сладкий стол с блинами и баранками. Чаепитие.