Гомонова Алёна Владимировна, воспитатель средней группы, МБДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад № 30 "Фиалка", г. Железногорск, Красноярский край
Итоговая организованная образовательная деятельность
«Поможем курочке Рябе»
4-5 лет средняя группа
Участники образовательного события: дети 4-5 лет, воспитатель группы.
Цель: систематизировать и обобщить ранее полученные знания детей о промыслах народно-прикладного искусства, народных игрушках.
Задачи:
Развивающие:
Познавательные:
Воспитательные:
Материалы и атрибуты: Матрешка «Курочка с яйцами», гнездо, куст, избушка, «волшебный» палантин, настольно-печатная игра «Народные промыслы», загадки, разрезные картинки народных промыслов, записки с заданиями.
Предварительная работа:
-знакомство детей с русскими народными промыслами (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка) в образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей: -рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек, досок, посуды.
-знакомство детей с русскими народными игрушками в образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей;
-работа с раскрасками;
-во время прогулки рисование на снегу элементов росписи;
-беседы с детьми о русских народных традициях;
-привлечение родителей к оформлению выставок «Русские народные ремёсла», «Народная игрушка»;
-знакомство с русским народным фольклором (песни, заклички, сказки и т.д.)
Перед занятием дети смотрели музыкальное представление – сказку о том, как Таня спасла своего брата Ваню от злой болотной Кикиморы, делая добрые дела.
Ход занятия:
Дети сидят на ковре в кругу с воспитателем:
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто сегодня пришел к нам в гости?
Дети: Это русская народная игрушка, матрешка - курочка. Она сделана из дерева, т.е. она деревянная, внутри матрешки прячутся другие матрешки, каждая матрешка меньше прежней.
Воспитатель: Правильно, молодцы ребята! Какие еще русские народные игрушки вы знаете?
Дети: Филимоновские свистульки, дымковская игрушка, Ванька-встанька
Воспитатель: Молодцы. А чем отличается матрешка от других игрушек?
Дети: ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (например: Тем, что у нее внутри еще есть матрешки, меньшего размера.)
Воспитатель: А давайте расскажем нашей гостье стихотворение?
Дети рассказывают стихотворение:
Деревянные матрешки
Деревянная матрешка
Влезла с Машей на окошко.
По карнизу ходит кошка
И не может сосчитать:
То стоит одна матрешка,
То матрешек целых пять!
(Г. Лагздынь)
Воспитатель: Молодцы! Хотите рассмотреть поближе нашу гостью – курочку-матрешку?
Дети: Да!
Воспитатель дает детям рассмотреть, потрогать, открыть матрешку. Дети берут в руки игрушку рассматривают, изучают, открывают ее, а внутри находят записку.
Дети: Здесь записка!
Воспитатель: Ух. ты! Как интересно! Откуда она там? Давайте читать!
Записка:
Здравствуйте, милые ребята! Меня зовут курочка Ряба. Я не про не простая игрушка-матрешка, я – сказочная курочка. Пришла я к вам попросить помощи! Пробралась к нам в курятник из сказочного дремучего леса злая, зеленая, болотная Кикимора и похитила все мои яйца, а в них мои детки цыплята! Ребята, помогите мне их найти!
Воспитатель: Ох, ребята, ну и дела! Поможем курочке Рябе найти её яйца?
Дети: Да!
Воспитатель: А как и где мы будем их искать, что же делать?
Дети рассуждают, предлагают варианты решения проблемы. И приходят к выводу, что нужно найти Кикимору и забрать у неё похищенные яйца. Что Кикимора живет на болоте и нужно идти через сказочный лес.
Воспитатель: А как же нам, ребята, попасть в сказочный лес? (Дети рассуждают, предлагают варианты.) Может нам нужно что-то сказать? (Приходят к выводу, что нужно сказать волшебные слова.)
Воспитатель: Очень хорошее предложение! Давайте попробуем!
Все берутся за руки и говорят волшебные слова
«Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть
То в волшебный лес дремучий
Можно сразу же попасть»
В это время незаметно в группу вносится куст. За кустом дети находят «волшебный» палантин, в котором записка.
Записка:
Я волшебный палантин. Нужно мною накрыться и сказать волшебные слова
«Ты лети, лети платок
Во дремучий во лесок.
Путь-дорогу покажи,
Нас к избушке приведи»
и я помогу вам найти то, что вы ищите. Но за мою помощь, вам нужно выполнить 3 задания.
Воспитатель: Как хорошо, ребята, что мы нашли этот «волшебный» палантин! Он покажет нам дорогу к избушке Кикиморы! Я думаю, вы легко справитесь с его заданиями!
Дети: Да мы справимся! Давайте читать волшебные слова!
Дети с воспитателем накрываются «волшебным» палантином и произносят волшебные слова.
«Ты лети, лети платок
Во дремучий во лесок.
Путь-дорогу покажи,
Нас к избушке приведи»
В это время в группе выкладываются следы к заданию №1
Задание №1
В коробку для заданий положены разрезные картинки по теме «Народные промыслы», разделенные на 3 группы. Дети делятся на группы, рассаживаются за столы и выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, а какие картинки у вас получилось собрать?
Дети: Поднос, Барыня, расписной горшочек, расписная доска…(дети перечисляют, собранные ими картинки)
Воспитатель: Выполнили 1 задание! Молодцы, ребята!
Дети снова накрываются «волшебным» и произносят волшебные слова.
«Ты лети, лети платок
Во дремучий во лесок.
Путь-дорогу покажи,
Нас к избушке приведи»
В это время в группе выкладываются следы к следующему столу с заданием №2.
Задание №2
В коробке для заданий дети находят загадки по теме «Игрушки»:
Отгадайте загадки:
1.Не заставишь лежа спать. Лишь уложишь - хочет встать. Поупрямее барашка Эта кукла-... (неваляшка)
2. Прячется от нас с тобой Одна куколка в другой. На косыночках горошки. Что за куколки? (Матрешки)
3. В ней горошинки звенят, Карапузов веселят. Это первая игрушка Под названьем... (погремушка)
4. Снежно-белая посуда, Расскажи-ка: ты откуда? Видно, с Севера пришла И цветами расцвела: Голубыми, синими, Нежными, красивыми. (Гжель) |
5. Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней. Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары, и рыбы. А ну назови-ка меня! (Дымка)
6. Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они, как золотые, А может, солнцем залитые. (Хохлома)
7. Коль на досточке девица Иль удалый молодец Чудо-конь и чудо-птица Это значит … . (городец)
|
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки! Идем дальше выполнять задания.
Дети снова накрываются «волшебным» и произносят волшебные слова.
«Ты лети, лети платок
Во дремучий во лесок.
Путь-дорогу покажи,
Нас к избушке приведи»
В это время в группе выкладываются следы к следующему столу с заданием №3.
Задание №3
В третьей коробке для заданий дети находят Настольно-печатную игру «Народные промыслы». Дети делятся на группы, рассаживаются за столы и выполняют задание.
Воспитатель: Ребята какие народные промыслы у вас получилось собрать?
Дети: Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Дымковская игрушка… (Дети перечисляют народные промыслы)
Воспитатель: Какие вы ребята молодцы! Вы хорошо поработали! Выполнили все задания, которые задал «волшебный» палантин, теперь он покажет нам дорогу к избушке! Но путь наш еще не близок, чтобы быстро его преодолеть давайте немного разомнемся и сделаем гимнастику.
«МЫ МАТРЕШКИ, ВОТ ТАКИЕ КРОШКИ»
Мы Матрешки, вот такие крошки, - (руки на пояс повороты в стороны)
А у нас, а у нас розовые щечки. – (трут щечки)
Мы Матрешки, вот такие крошки, - (руки на пояс повороты в стороны)
А у нас, а у нас чистые ладошки. – (хлопают в ладоши)
Мы Матрешки, вот такие крошки, - (руки на пояс повороты в стороны)
А у нас, а у нас модные прически. – (показывают прическу)
Мы Матрешки, вот такие крошки, - (руки на пояс повороты в стороны)
А у нас, а у нас пестрые платочки. – (показывают платочки)
Мы Матрешки, вот такие крошки, - (руки на пояс повороты в стороны)
А у нас, а у нас красные сапожки. – (топают ногами)
Воспитатель: Ну вот, теперь мы можем двигаться дальше! Где наш волшебный палантин?
После гимнастики дети снова накрываются «волшебным» палантином и произносят волшебные слова.
В это время в группе выкладываются следы к избушке. Дети идут к избушке и находят за ней гнездо с яйцами, забирают его.
Воспитатель: Ура!!! Как хорошо! Наконец-то мы нашли с вами яйца курочки Рябы! Теперь нам нужно вернуться обратно в группу!
Все берутся за руки и произносят волшебные слова:
«Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть!»
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад! А тут нас уже заждалась курочка Ряба.
Дети: Курочка мы нашли твои яйца. Дети открывают матрешку, чтобы переложить яйца из корзиночки в матрешку и находят в ней записку:
«Спасибо вам ребята! Что помогли мне и вернули моих цыплят! Злая Кикимора, лопнула, как мыльный пузырь, от ваших добрых дел и никому больше не сможет навредить!»
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы сделали доброе дело, не испугались кикимору и помогли курочке, спасли яйца и цыплят!