Лусникова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов, КОГОБУ СШ с УИОП г. Омутнинска, Кировская область, Россия
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: А. Платонов «Ещё мама»
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тема: А. Платонов «Ещё мама»
Тип урока: Открытие новых знаний
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Общая дидактическая цель: осознание детьми смысла названия рассказа «Еще мама»
Учебные цели урока:
Обучающая: учить детей понимать глубину литературного произведения, сравнивать, обобщать, анализировать, прогнозировать.
Развивающая: развитие грамотной речи учащихся.
Воспитательная: воспитание любви к близким людям, Родине, уважения к учителям, чуткость и сострадание; осознание права на образование.
Учебные задачи:
1. направленные на достижение личностных результатов:
* формировать у обучающихся позитивную самооценку, самоуважение;
* развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
* развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость;
2. направленные на достижение метапредметных результатов обучения
(регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
* формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
* формировать умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, группах.
* развивать способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций;
3. направленные на достижение предметных результатов обучения:
* формировать навык чтения: целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
* Формировать умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
* формировать первоначальные этические представления, понятия о добре, милосердии, дружбе, любви; формировать потребность в систематическом чтении.
Прогнозируемый результат: уважительное отношение к ценностям семьи, профессии учитель, сохранности к окружающей природе, к Родине, осознание права на получение образования.
- Ребята, послушайте какая тишина Это в школе начались уроки Мы не будем тратить время зря И приступим все к работе!
|
1 сл «Добрый день» |
||||||||||||||
«Чтение без осмысления – пустое занятие» - Смысл прочитанного?
|
2 сл. Эпиграф |
||||||||||||||
В А О П Л П Н Т А О 10 1 9 2 4 3 8 6 5 7 -Прочитайте зашифрованное слово - Да, мы продолжим знакомство с творчеством А.П.Платонова
|
3 сл. Автор(по буквам, правил.) Портрет ( без имени) |
||||||||||||||
Мама и Родина очень похожи, Мама красивая, Родина – тоже! Вы присмотритесь: у мамы глаза Цвета такого же, как небеса. Мамины волосы, словно пшеница, Что на бескрайних полях колосится. Мамины руки теплы и нежны, Напоминают луч солнца они. Если поёт мама песню, то её Вторит весёлый и звонкий ручей. Так и должно быть: что дорого нам, Напоминает всегда наших мам!
- Какова тема этого стих-я? - Да, ребята, тема нашего урока - это рассказ «Ещё мама»
|
4 сл. Картинка природы |
||||||||||||||
- Давайте предположим о чём может быть зтот рассказ? - А в конце урока проверим себя, каково наше прогнозирование. - Какие задачи мы поставим перед собой?
|
5 сл. (слова в «кирпичиках») |
||||||||||||||
А) Стадия осмысления - В тексте нам встретятся незнакомые слова, давайте попробуем их объединить в пары: ОРОБЕЛ РАНО УТРОМ МАРЛЯ ИСПУГАЛСЯ СПОЗАРАНКУ ТОНКАЯ ТКАНЬ ПЛЕТЕНЬ изгородь из плетёных прутьев и ветвей
Б) Чтение текста : * Первичное ознакомление. Чтение учителем до середины * по цепочке с остановками – 1 остановка: Как поступит Артём, когда останется без мамы? 2 остановка: Зачем учительница повела Артёма домой? (оставить 2 обзаца) * жужжащее (до конца) В) Фронтальная беседа: - Научился ли Артём чему-нибудь в 1 день в школе? - Какие первые слова написал мальчик? - Почему именно эти слова дала учительница для написания?
|
6 сл. «Ещё мама», Слова в 2 столбика |
||||||||||||||
-Выступление по 1 участнику от группы |
7 сл. Скелет рыбы, слова |
||||||||||||||
- Прочитаем свои работы и повесим на доску. |
8 сл. Синквейн 1… |
||||||||||||||
« Мир освещается солнцем, а человек знанием»» «Нет лучшего дружка, чем родная матушка» « Одна у человека родная мать, одна у него и Родина» «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»
|
9 сл. пословицы |
||||||||||||||
В памяти моей всегда Первый школьный день, когда Я на цыпочки привстал, Двери класса открывал, Ты, учитель, добрый мой, На меня взглянул потом, Ты зажёг огонь большой В сердце маленьком моём. - Как поняли, о ком это стих – е? |
|
||||||||||||||
- Предлагаю вернуться к нашему «Дереву предсказаний». Какое время года наступило? Что изменилось в природе? - Давайте и мы поможем «дереву пр.» надеть красивый наряд из листочков. Если «прогноз» подтвердился, то украшаем его зелёным листочком, если нет, то красным.
|
10 сл. Первое дерево с запис. слов. + листья красные и зелёные).
|
||||||||||||||
- Было ли что-то общее во внешнем виде у мамы и учительницы, по мнению Артёма? - Какова главная мысль этого рассказа?
Основная мысль этого рассказа А. Платонова выражена в словах, которые учительница говорит маленькому Артему: « Вся наша Родина – ещё мама тебе» Дети - главное достояние любой страны, ее будущее, а потому у любого ребенка бывает не только родная мама, которая его родила, но много-много других мам, которые по своему будут заботиться о маленьком человеке, помогая ему найти себя в жизни и оберегая от самых разных опасностей, среди которых бык, заглянувший в окно, далеко не самая страшная.
|
11 сл. Рисунки мамы и учителя |
||||||||||||||
Анкета самоанализа
|
12 сл. таблица |
||||||||||||||
МИНИ-сочинение : 5-7 предложений от лица героев рассказа, чтение по ролям. |
13 сл. «Благодарю» |