Глушкова Светлана Александровна, воспитатель 2 младшей санаторной группы, ГККП " Детский сад " Ақбота", Акмолинская область,
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе
Образовательные области: «Познание»
Раздел: Естествознания
Тема: Свойства бумаги
Цель: Формировать представления детей о бумаге и ее свойствах. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать исследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательности.
Задачи
Образовательные:
1.Учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
2.Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Развивающие:
1.Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
2.Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
Материалы: Бумага разных видов плотности, калька, цветные картинки, ткань, емкости с водой, салфетки.
Билингвальный компонент: бумага- қағаз (paper)
Возраст детей: средний дошкольный возраст (4-5 лет).
Методические приемы
Водная часть
Утренний круг: Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо голубое
Здравствуйте мои друзья
Всех вас видеть рада я
Приходит профессор Всезнайкин и обращает внимание детей на поляну.
На ковре разложены бумажные цветы.
-Ой! Какая красивая полянка с цветами появилась у нас в группе.
-А какие красивые цветы!
-А давайте их соберем, каждый по одному.
-Ребята а из чего наши цветочки? (из бумаги).
-Ребята, если мы внимательно посмотрим, то увидим что лепестки – то у нашего цветочка совсем разные.
-А давайте их потрогаем, пощупаем…
Желтый лепесток какой на ощупь… .(гладкая)
Красный лепесток какой на ощупь… .(шершавая)
Синий лепесток какой на ощупь… .(мягкая)
Зеленый лепесток какой на ощупь… (толстая или по - другому плотная)
-Ой, как интересно!
Профессор Всезнайкин приносит корзину с разной бумагой.
- Что мы будем с этой бумагой делать?
Профессор Всезнайкин приносит корзину с разной бумагой.
- Что мы будем с этой бумагой делать?
Рассматривают, рассуждают.
Основная часть:
Правильно! Ведь с профессором Всезнайкиным вы всегда проводите опыты!
-Но прежде давайте запомним слово «бумага» на казахском и английском языках! Назовите предметы при изготовление которых использовалась бумага
Видеоролик (просмотр, как делают бумагу)
Давайте с вами не много по экспериментируем с бумагой и узнаем какой же бывает бумага. Наш профессор Всезнайкин приглашает нас в свою лабораторию
Опыт № 1
«Видно ли сквозь бумагу?»
Цель: расширять представления детей о свойствах бумаги, закреплять умения делать выводы.
Оборудование: листы белой бумаги, листы кальки, цветные картинки.
Всезнайкин предложил детям рассмотреть листы бумаги. Затем предлагает детям положить на стол картинку, а на нее сверху положить лист белой бумаги. Видно картинку? Дети отвечают, что картинку не видно. Почему не видно? Потому что бумага непрозрачная. Воспитатель предлагает вместо листа белой бумаги положить кальку. Что изменилось?
Вывод: бумага бывает прозрачная и непрозрачная.
-Это не все свойства бумаги! У нее еще много секретов, которые вы сегодня узнаете!
Опыт № 2 «Разрывание бумаги»
Цель: показать детям, что бумага рвется, следовательно, с ней нужно обращаться очень аккуратно.
Всезнайкин предложил детям два вида материала: бумагу, ткань.
Нужно было разорвать бумагу. Исследование прошло удачно, бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.
Вывод: ткань прочнее, чем бумага.
Я предлагаю вам не много отдохнуть, и приглашаю вас на нашу цветную полянку
Физминутка
Дует, дует теплый ветер,
Раздувает все на свете
Одуванчик не стерпел
Парашютиком спустился
За травинку зацепился
И на следующий год
На лужайке расцветет.
- Отдохнули? А теперь вернемся в нашу лабораторию
Опыт № 3.«Вода и бумага»
Для этого опыта мы взяли: бумажные салфетки, альбомный лист бумаги.
Положили два вида бумаги в ванночки с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во второй ванночке бумага намокла, но не рвалась.
Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
Опыт № 4 «Бумага мнется»
Пальчиковая гимнастика
Лист бумаги мы сжимаем
И ладошки разминаем
Мы стараемся, катаем,
Дружно в шарик привравшем
Не дадим ему скучать.
Эксперимент лист бумаги сжимаю и катаю между ладошек у меня получилось сжатая бумага круглой формы вопрос что это напоминает ответ колобок
Вывод: бумагу можно легко мять
Заключительная часть:
Мы сегодня были большие молодцы! Провели 4 опыта! Каждый ученый должен всегда оставлять в порядке свою лабораторию и мы не исключение.
- Давайте вспомним какими свойствами обладает бумага?