Ростовцева Елена Николаевна, воспитатель старшей группы, ГККП " Детский сад " Ақбота", Акмолинская область. Аккольский район, г. Акколь.
Цель: формирование основ культуры здоровья в процессе изучения опасных для жизни ситуаций.
Задачи:
Предварительная работа:
Разучивание стихотворений о противопожарной безопасности.
Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
Чтение художественных произведений: «Пожар», «В дыму» В.Житкова, «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака.
Рассматривание иллюстраций к ним.
Беседа о профессии «Пожарный».
Ход занятия
(дети стоят в кругу)
Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг — берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть - приседаем,
Можем мы большими быть — встаём,
Но один никто не будет
(посадить детей на стульчики)
Педагог: Сейчас я загадаю вам загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит!
Он со злости ест дрова,
Может, час, а может, два.
Ты его рукой не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь.)
Билингвальный компонент: огонь- от
Педагог. Правильно. Почему возникают пожары?
Ответы детей. (неосторожное обращение с огнем)
Педагог: (стук в дверь) Нам принесли письмо. На конверте написано: «Детям детского сада «Акбота» от Смешариков». Послушайте, что они пишут.
«Здравствуйте, дети! Мы лежим в больнице. Хотим рассказать вам, как мы сюда попали. Было все хорошо, мы читали книжки, рисовали, лепили из пластилина, а потом стало, скучно и мы решили придумать новую игру. И нашли спички и стали с ними играть. Сначала нам было весело, интересно Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробке, как вспыхивает огонь, а потом огонь подкрался к лапкам, мы побоялись обжечься и бросили спичку на пол. А потом мы ничего не помним, очнулись только в больнице . Сейчас нам очень плохо, у нас болят лапки и ушки. Нас лечат врачи. Ребята, не верьте спичкам, они могут наделать много беды. Они хитрые, всегда просятся детям в руки».
Педагог: а давайте ребята мы посмотрим как это произошло.
(смотрим мультфильм про смешариков и пожар)
Педагог. Ребята, почему Смешарики оказались в больнице?
Ответы детей.(баловались со спичками)
Педагог. А вы сейчас хотите поиграть со спичками? Ну и правильно, вы же умные детки, а умные дети придумывают себе хорошие игры. Как вы думаете, огонь – ваш друг или враг?
Ответы детей.(нет не хотим)(друг, враг).
Педагог. Правильно. Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем, и детям тоже нужно этому учиться. Неужели огонь всегда злой?
Ответы детей.(нет не всегда злой)
Педагог. Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным?
Ответы детей.(разжигают костер для того чтобы согреться, на газ плите кушать готовят, печку топят).
Педагог. Что нужно делать, чтобы огонь приносил нам пользу и радость?
Ответы детей.(нужно быть очень осторожными)
Педагог. А чего нельзя делать, если случился пожар?
Ответы детей.(прятаться в доме)
Педагог. Как себя можно защитить от дыма и огня?
Ответы детей.(убегать на улицу, кричать «пожар», позвонить по номеру 01)
Билингвальный компонент: пожар- өрт
Педагог. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу.
Но когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения.
Педагог. (Д/И «что может стать причиной пожара?») Ребята, посмотрите на столе лежат разные предметы. Скажите, какие предметы могут стать причиной пожара, а какие нет.
(зажигалка, спички, утюг, свечка, фен, кипятильник, книжка, кукла, тетрадь, фломастеры)
Молодцы, ребята, хорошо справились.
Педагог. Ребята, а люди какой профессии помогают тушить пожар? Что вы знаете о форме пожарного?
Ответы детей.(пожарные, каска, варежки специальный костюм).
Педагог. Скажите, ребята, зачем пожарному каска?
Ответы детей.(каска защищает голову).
Педагог. Правильно. Когда случается пожар – это очень опасно, а тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный? Какие важные качества нужны пожарным, чтобы они мог спасать людей, попавших в трудную жизненную ситуации: мужественность, выносливость, доброта, милосердие, нежность, любовь, ум, профессионализм и т.д.
Педагог. На чем пожарные приезжают к месту пожара?
Ответы детей.(пожарная машина)
Педагог. Почему пожарные машины красного цвета?
Ответы детей.(предупреждает об опасности)
Педагог: а сейчас ребята давайте мы поиграем в пожарных «Кто быстрее потушит пожар» (эстафета).
Педагог.(дети садятся на стульчики) А сейчас ребята я хочу с вами разобраться в каких ситуациях может возникнуть пожар.(дети рассматривают картинки и делают выводы о причинах возникновения пожара)
Педагог. Ребята, а вы знаете, чем можно затушить пожар?
Ответы детей.(водой, песком, землей)
Педагог. Существует еще хороший помощник при тушении пожара, а что это вы узнаете из стишка:
Если пламя вспыхнет вдруг,
Есть у вас надежный друг,
Под рукой его держите!
Пламени душитель,
Дыма укротитель –
Ваш друг огнетушитель.
Педагог. Действительно, огнетушитель полагается иметь в каждом учебном заведении, в больницах и т.д. У нас в детском саду тоже есть огнетушитель. Они тушат огонь пеной или специальным порошком. Вот он какой! (Показывает всем огнетушитель. Дети трогают, руками на ощупь говорят, из какого материала он сделан, пользоваться им могут только взрослые.)ребята я хочу предложить вам нарисовать такие огнетушители для наших друзей Смешариков , чтобы у них тоже были такие хорошие помошники в тушении пожаров. Нарисуем?(дети проходят за столы и красками разукрашивают картинку с изображением огнетушителя)
(пальчиковая гимнастика)
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
Дети посмотрите еще раз на огнетушитель и скажите какого он цвета?
Правильно – красный. Значит мы будем его закрашивать в какой цвет? Правильно –красный . Приступаем к работе.
Молодцы ребята, а теперь когда наши картинки высохнут мы их отправим нашим друзьям!
Педагог. А сейчас мы закрепим пройденный материал: поиграем в игру «Можно – нельзя» (с мячиком)
Можно:
- кричать и звать на помощь взрослых
- обращаться к соседям за помощью
- звонить в пожарную
- полить водой (или засыпать песком) место возгорания
- убегать от места пожара
Нельзя:
- играть спичками
- бросать горящие спички в лесу
- зажигать фейерверки без взрослых
- оставаться в помещении, где начался пожар
- подходить к газовой плите близко, если она включена
- разжигать костер одному, без взрослых
- включать утюг, телевизор без взрослых
- зажигать на елке свечи
Дети (читают стихи):
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери
Не шути, дружок, с огнём,
Чтобы не жалеть потом.
Сам костра не разжигай
И другим не позволяй.
Газ на кухне, пылесос ли,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый
Наш надёжный старший друг.
Быть нельзя огню вблизи
Там, где смазка, газ, бензин
Ведь о них нам не напрасно
Говорят: «Огнеопасно»!
Если же стряслась беда
Что тогда нам делать?
Не теряться никогда
Действовать умело!
Если близко телефон
И тебе доступен он
Нужно 01 набрать
И пожарников позвать!
Молодцы, ребята, теперь я хочу спросить у вас о чем мы сегодня разговаривали на занятии? (О том отчего возникают пожары, о пожарниках).
Что нового вы узнали сегодня на занятии? (что нельзя играть со спичками). Я надеюсь теперь у вас ни когда не возникнет желание поиграть со спичками!