ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Научно-исследовательская работа "Среднестатистический портрет восьмиклассника"

28 апреля 2019 г.

Леушкин Сергей Викторович, 9 класс, МКОУ Тогучинского района "Березиковская средняя школа", Новосибирская область,  Тогучинский район, с. Березиково.

Руководитель:  Бойченко Любовь Петровна, педагог-психолог, МКОУ Тогучинского района "Березиковская средняя школа", Новосибирская область,  Тогучинский район, с. Березиково.

Научно-исследовательская работа

"Среднестатистический портрет восьмиклассника"

Научно-исследовательская работа "Среднестатистический портрет восьмиклассника"

1. Введение

    1. Постановка проблемы.

Познакомившись с работами педагогов, психологов,  посвященных подростковому возрасту, мы решили провести собственное исследование, предметом которого стали бы восьмиклассники.

    1. Актуальность.

На мой взгляд, актуальность темы заключается в том, что статистические представления являются важнейшей составляющей интеллектуального багажа современного человека. Они нужны в повседневной жизни, так как в нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов, нужны и для продолжения образования в таких областях, как социология, психология,  экономика, право, медицина, демография и других.

Общество всё глубже начинает изучать себя и стремится сделать прогнозы о самом себе и о явлениях природы, которые требуют представлений о статистике. Каждый человек должен ориентироваться в потоке информации. Мы должны научиться жить в вероятной ситуации. А это, значит, извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать обоснованные решения в разнообразных ситуациях со случайными исходами.

1.3 Гипотеза.  Мы предполагаем, что можно  с помощью статистики узнать, какими качествами обладает современный среднестатистический ученик восьмого класса.

1.4.Практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования данные помогут учителям – предметникам, классным руководителям и родителям строить продуктивное общение с подростками.

 

1.5 Цель работы: составить портрет среднестатистического восьмиклассника

Для достижения цели, необходимо выполнить следующие задачи:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Собрать информацию для подтверждения статистических характеристик.

3.Обработать данную информацию.

4.Интерпретировать результаты статистических исследований.

5.Наглядно представить полученную информацию в виде презентации, памяток, рекомендаций.

1.6. Объект исследования ученики 8-х классов Березиковской (8 «А» - 10 учащихся, 8 «Б» - 20 учащихся, Завьяловской (7 учащихся) и Шахтинской (7 учащихся)  школ Тогучинского.

Предмет исследования: урочные и внеурочные предпочтения восьмиклассников, их темперамент и другие психологические особенности.

1.7. Методы исследования: были выбраны, исходя из поставленных задач: аналитические (изучение, анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования), диагностические (социологический опрос, анкетирование), статистические методы обработки полученных результатов.

1.8.  Основные этапы работы

  • На первом этапе работы я высветил проблему, затем поставил перед собой ряд вопросов для изучения и исследования.
  • На втором этапе работы разработал вопросы, провёл анкетирование восьмиклассников.
  • На третьем этапе работы я провёл тестирование подростков.

 

  • На четвёртом этапе работы я совместно с руководителем обработал, проанализировал, обобщил и сравнил  полученные данные, построил  диаграммы.
  • Затем  подготовил доклад и презентацию данной работы.

Понятийный аппарат

Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:

1) статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.

Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;

3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.2

2.  Статистика как наука, используемая в психологии

  

   Статистика (от латинского – « состояние») – это наука, изучающая, обрабатывающая и анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях жизни. Виды статистики: экономическая, демографическая, финансовая, налоговая, биологическая, метеорологическая, математическая.1

      Статистика имеет многовековую историю. Уже в Древнем мире велся статистический учет населения. Однако произвольное толкование статистических данных, отсутствие строгой научной базы статистических прогнозов позволили в конце 19 века английскому премьер-министру Б. Дизраэли не без основания заметить: « Есть три вида лжи: просто ложь, наглая ложь и статистика».

 Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистики не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие – то решения, человек пользуется определенной системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует и сопоставляет эти факты, анализирует их, делает выводы и принимает определенные решения, принимает конкретные действия. Можно сделать вывод, что каждый человек обладает статистическим мышлением, способностью к анализу  и синтезу информации об окружающем нас мире.

       Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе. Этот этап называется этапом статистического наблюдения. Статистические исследования различаются по видам и  по источникам сведений. Мы использовали единовременный вид статистического наблюдения, то есть наблюдения, проводимое без соблюдения строгой периодичности.2

3. Практическая работа

        Для своего исследования мы выбрали способ анкетирования, а также статистического наблюдения «опрос», то есть наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются со слов опрашиваемого.

       Для обобщения и систематизации данных, полученных в ходе статистического наблюдения, их разбивают на группы по какому – либо признаку и результаты сводят в таблице и диаграммы.

Современную науку невозможно представить без применения графиков. Они стали средством научного обобщения. Выразительность, доходчивость, лаконичность, универсальность, обозримость графических изображений сделали их незаменимыми в исследовательской работе и в международных сравнениях и сопоставлениях социально-экономических явлений.

Для наглядного изображения статистических данных используются диаграммы: столбиковые, ленточные, квадратные, круговые, линейные, радиальные и др.

   3.1. Анкетирование

 Чтобы выяснить, какой он – среднестатистический ученик 8 класса, нами был составлен опросник, содержащий 11 вопросов. В опросе участвовали ученики четырёх 8-х классов. Всего 39 человек. Вот какую информацию мы получили:

1. Любимым школьным предметом назвали

физкультура – 11 человек (28%),

литература, русский язык - по 5 человек (13%)

математика – 3 человека (7,6%),

искусство, география, физика  –  по 2 человека (5%),

обществознание,  химия, биология, информатика, ОВП – по 1 человеку (2,6%)

  1. В свободное внеурочное время восьмиклассники:

Гуляют, занимаюсь домашними делами – по 19 человек (49%)

рисуют,  играют в компьютерные игры – по 8 человек (21%),

занимаюсь за компьютером – 7 человек (18%),  

посещают военно-патриотический кружок – 6 человек,

 лыжи- 1, волейбол – 1, танцы – 2,   футбол, хоккей  – 4 человека, (21%) занимается  вокалом– 1 (2%)

читаю, спят  – по 6 человек (15%),

  1. Тратят на выполнение ДЗ: (норма по САНПИНу - 6–8-й классы – 2,5 часа в день)

3-4 часа – 3 человека (8%),

1-2 часа –  14 человек (36%),

1,5 часа – 9 человек (23%),

 1 час – 7 человек (18%),

 30 минут – 5 человека (13%),

 10 минут – 1 человек (3%).

Следствием такой подготовке к урокам служит успеваемость учащихся. Так из 39 учащихся по итогам 1 полугодия этого учебного года:

Учатся на «отлично» - 3 учащихся, «хорошисты» - 7 учащихся, имеют две-три «тройки» - 4 учашихся, учатся на удовлетворительно – 23 учащихся, имеют «двойки» - 2 учащихся. Качество знаний учащихся составляет около 36%.

  1. Психологи  утверждают, что  сравнительно недавно подростки мечтали стать космонавтами или летчиками, то теперь предел мечтаний многих тинейджеров – устроиться на высокооплачиваемую работу, желательно в финансовой сфере, чтобы получить возможность вести роскошный образ жизни. Причем они порой даже не задумываются, что стать преуспевающим банкиром сможет лишь один из тысячи, в лучшем случае. Во многом это следствие назойливой рекламы культа денег, «сильной личности».5

 Среди восьмиклассников определились с выбором будущей профессии 23 человек (59%). Хотят стать : учителями  – 4 человека, ветеринаром – 2 человека , военными – 2 человек , кондитером – 2 человека , программистом – 3 человека, полицейским – 2 человека , художником– 1 человек , спортсменом – 2 человека, психологом – 1 человек,  экономистом – 3 человека, дальнобойщиком – 1 человек . Как видим, среди наших восьмиклассников нет мечтающих стать банкирами и другими работниками финансовой сферы.

  1. По телевизору смотрят: «Утилизатор» – 1 человек , драмы – 1 человек , боевики – 1 человек , спорт – 2 человека , комедии – 5 человек , фантастику – 6 человек , 4D шоу – 1 человек . Обидно, но никто из восьмиклассников не назвал ни одной познавательной программы. Может быть, их нет на наших каналах!?
  2. Современный подросток, говорят психологи, может с полным основанием называться «дитя интернета». Он уже не мыслит своей жизни без этой Всемирной Паутины. Современные подростки проводят массу времени на различных форумах, в социальных сетях. Некоторые из них увлекаются компьютерными играми. К сожалению, порой виртуальная реальность настолько «затягивает» их, что они уже не могут без нее обойтись. Кроме того, чрезмерное увлечение виртуальным общением мешает подросткам трезво оценивать свои возможности, подготовиться к реальной жизни.7
  3. На вопрос «В каких соцсетях бываешь?» ответили:

ВК – 36 человек ,   Одноклассники  - 2 человека,   Инстаграм- 17 человек,   

 Интернет- 12 человек.

  1. Проводят  в соцсетях

До 1 часа – 21 человек,  1-2 часа – 10 человек,  больше двух часов – 10 человек

Следовательно, наши испытуемые соответствуют мнению психологов и социологов.

«Современный подросток не увлекается красотой природы и искусством. Практически никого не интересует активная деятельная жизнь»,- читаем мы в психологической литературе.7

         А наши восьмиклассники, что ставят на первое место? Подростки ценят семью (первое место в рейтинге), дружбу (2 место), учёбу, общение  (3 место), любовь, здоровье, (4 место), благополучие (5место).  Материальные ценности, статус в обществе для них на 9 и 10 месте.

3.2. Психологические тестирования

С помощью теста темперамента  Айзенка3 мы выяснили, что преобладающий темперамент у восьмиклассников – сангвиник (60%), 10% - флегматики, 20% - холерики, 10% - меланхолики.

 

Сангвиник очень активен и энергичен. Ему свойственна доброта и готовность прийти на помощь. Подвижность психических процессов не позволяет сангвинику долго пребывать в депрессии и «зацикливаться» на проблемах. Он обладает веселым нравом, легким характером и чувством юмора. Чаще всего, это оптимист, полный надежд. У сангвиника быстрая, хорошо развитая речь. Они прекрасные ораторы и свободно чувствуют себя на публике.

Однако из-за той же подвижности психики сангвиник быстро загорается идеей и столь же быстро остывает, теряет интерес.

Из негативных черт сангвиника отметим следующее: он много обещает, но не всегда держит слово. Хороший пример сангвинического темперамента – знаменитый д’Артаньян,  горячий, порывистый, отзывчивый и увлекающийся.

К слабым сторонам сангвиников относят их поверхностность в общении. Как правило, у сангвиников очень много знакомых,  им всегда рады в любой компании и уж кому-кому, но сангвинику точно не грозит перспектива провести тоскливый вечер в гордом одиночестве, если, конечно, он сам этого не захочет. Однако с наличием настоящих близких друзей дела у сангвиников обстоят не очень.

Важным подходом в воспитании подростка - сангвиника является принцип, который условно можно назвать «доверяй, но проверяй». Ведь он всегда обещает, причём совершенно искренне, - но далеко не всегда исполняет обещанное (чаще всего забывает обо всём в бесконечной кутерьме своего существования). Поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание (навёл ли порядок в комнате, сделал ли уроки, полил ли цветы ваше отсутствие и так далее). Необходимо уделять особое внимание тому, чтобы подросток-сангвиник научился концентрироваться на работе и выполнять её до конца, несмотря на утраченный интерес.

Соционический тип личности.

Соционика родилась на стыке старых наук, в треугольнике "психология - социология - информатика", это концепция типов личности и взаимоотношений между ними.4

Мы провели тестирование и выяснили, что самый распространённый соционический тип среди восьмиклассников – «Администратор». Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ) - Администратор (Штирлиц). Эти подростки прямолинейны и часто резки в высказываниях и поступках. Он не любят лживости в поведении других. Серьёзны и надёжны в дружбе, стараются выполнять все свои обещания и ждут того же от остальных. Могут руководить другими, но целенаправленно за лидерство не борются. Стараются всё задуманное выполнять быстро и качественно. Раздражаются и выходят из себя, если кто-то нарушает их планы.

От него нельзя требовать и ожидать:

- гибкого изменения своего поведения соответственно ситуации;

- мягкости и дипломатичности в отношениях с людьми;

- выдержки и хладнокровия в экстремальных ситуациях.

Педагогам и родителям не следует оказывать грубого давления на «Администратора». Можно использовать его самолюбие и гордость, выразив сомнение, что он сделает лучше, чем раньше.  Приучайте главную часть работы делать вначале, чтобы успеть к сроку и не нервничать.

3.3.Подросток и взрослые

Психологи утверждают, что для подростка характерны две сферы общения - общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова. Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, т.е. с проблемами нравственности и этики. В общении со взрослыми подросток всегда - даже при самых товарищеских отношениях - находится в положении младшего, в известной мере подчиненного, а в этом положении далеко не все нравственно-этические нормы могут быть апробированы, т.е. усвоены на практике. И только в отношениях с ровесниками подросток формально и по существу равноправен; объективно взаимоотношения подростков-сверстников содержат в себе возможность проигрывания различных ролей - ведущего и ведомого, командира и исполнителя, участника конфликта или его арбитра, друга - хранителя тайны и друга, доверяющего свою тайну.

Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника. Взрослый - друг-руководитель. Его задача - помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых.6

Принято также считать, что во взаимоотношениях взрослых и подростков существует масса неразрешимых проблем. По этому поводу восьмиклассники высказали следующее мнение: имеют проблемы во взаимоотношениях с родителями – 30%, 60% считают, что родители их не понимают. Имеют взрослых авторитетных друзей среди педагогов – 30%,  считают, что педагоги чересчур много их воспитывают  70%.

В связи с этим мы предложили восьмиклассникам дать советы педагогам и родителям, которые, на наш взгляд, помогут найти взаимопонимание. (Приложение 1).

Педагоги и родители, отвечая на эти же вопросы, ответили, что имеют проблемы во взаимоотношениях с ребёнком – 30%, считают, что дети «грешат» непослушанием – 25% родителей и 40% педагогов.

Готовы находить общий язык с подростками 100% взрослых. Советы взрослых подростку мы записали в рекомендациях (Приложение 2)

4. Выводы

  1. Проведя анкетирование и тестирование восьмиклассников, мы создали портрет среднестатистического восьмиклассника, основные его характеристики даны в работе.
  2. По результатам нашего исследования мы разработали рекомендации для подростков и взрослых, с которыми их ознакомили

Заключение.

Проводя своё исследование, мы ещё раз убедились, что статистика прочно вошла в нашу повседневную жизнь, и мы уже не замечаем, что живем по её законам. В ходе исследования мы научились систематизировать полученные данные. Наглядно представлять данные, обобщать и делать выводы. Для себя я открыл психологию как науку, изучающую внутренний мир человека, его поведение, поступки. Создавая среднестатистический портрет восьмиклассника, я увидел своих сверстников немного с другой стороны. Они такие разные!...

Выраженной чертой данного портрета является тенденция к изменчивости настроения, поступков и действий. Такая склонность к перепадам настроения может быть обусловлена особенностями работы нервной системы и типом темперамента. Временами такой человек активен, весел, жизнерадостен, энергичен, имеет много интересов, контактов, увлечений – такая фаза получила название «активной»; и в один момент происходит некий щелчок: человек замыкается, ко всему теряет интерес, отключает телефон, перестаёт общаться с друзьями – наступает «пассивная» фаза.  Его единственное желание в этот период – лежать на диване, смотреть в потолок и чтобы его оставили в покое. В перспективе я намерен познакомить со своим исследованием педагогов школ. Надеюсь, мои наблюдения будут им полезны.

Список литературы

1.ХарченкоЛ.П.,Досиженкова В.Г., Ионин В.Г.Статистика : Учебное пособие по статистике.- перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Общая теория статистика: учебник/ под. ред. И.И.Елисеевой.-5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.

3. Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента) Источник: http://psycabi.net/testy/369-lichnostnyj-oprosnik-g-ajzenka-test-na-temperament-epi-diagnostika-samootsenki-po-ajzenku-metodika-opredeleniya-temperamenta

4. Гуленко В. В. Описание соционических типов и интертипных отношений.М., «Наука», 1998г.

5. Филатова Е. С. Искусство понимать себя и окружающих.М., «Психология», 1997г.

6. Возрастная и педагогическая психология. П/р.  А.В. Перовского М., Просвещение, 1980 г.

7. Психология современного подростка. П/р . Д.И. Фельштейна М., Педагогика, 2006 г.

Приложение 1

Мы, подростки, хотим посоветовать родителям

  1. Не защищайте меня от последствий моих действий. Иногда, мне нужно узнать через боль мои ошибки.
  2. Не позволяйте мне формировать вредные привычки. В моем возрасте, я завишу от вас, и от Вас зависит, буду ли я здоров во взрослой жизни.
  3. Не ругайте и не поправляйте меня, в присутствии других людей. Я уделю больше внимания, если вы поговорите со мной спокойно и в одиночку.
  4. Не бойтесь быть твердым со мной. Я так предпочитаю, потому что Ваша непоколебимость, принесет мне безопасность.
  5. Не угождайте мне чрезмерно. Если требуете чего-то, будьте настойчивы. Мне иногда не понятно, действительно ли вы этого хотите.
  6. Никогда не производите на меня впечатление совершенства или непогрешимости. Для меня будет шоком, когда я узнаю, что вы далеко от идеала.
  7. Не оставляйте без ответов мои вопросы. В противном случае я буду искать информацию в другом месте.
  8. Не ругайте нас за немного взрослые поступки. Поставьте себя на моё место, вспомните, вы ведь тоже были таким.
  9. Научитесь меня слушать. Иногда мне кажется, что вы меня не слышите.
  10.  Дайте нам просто выспаться в выходной день

Вы же тоже хотите, чтобы мы были счастливы!

Мы знаем, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

Обещаем, мы станем такими!

 

Приложение 2

Взрослые советы подросткам

 

  1. Уважай своих родителей. Я понимаю, что отец к тебе слишком строг, а мать постоянно что -то требует.
    Но у тебя в жизни вряд ли еще появятся люди, которое готовы отдать за тебя жизнь.
  2. Не лишайте родителей права вспомнить, что он  был ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном.
  3. Не думайте, что со взрослыми нельзя найти общий язык. Попробуйте понять их, ведь они стараются понять вас.
  4. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте взрослым  смеяться вместе с вами.
  5. Нам необходима совместная деятельность,  общие интересы, увлечения
  6. Не думайте, что мы зануды. Мы хотим быть вам полезными, хотим, чтобы вы пустили нас в свой мир.
  7. Мы любим вас и хотим видеть вас умными, здоровыми, сильными, благополучными.

 

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину