Леушкин Сергей Викторович, 9 класс, МКОУ Тогучинского района "Березиковская средняя школа", Новосибирская область, Тогучинский район, с. Березиково.
Руководитель: Бойченко Любовь Петровна, педагог-психолог, МКОУ Тогучинского района "Березиковская средняя школа", Новосибирская область, Тогучинский район, с. Березиково.
Научно-исследовательская работа "Среднестатистический портрет восьмиклассника"
1. Введение
Познакомившись с работами педагогов, психологов, посвященных подростковому возрасту, мы решили провести собственное исследование, предметом которого стали бы восьмиклассники.
На мой взгляд, актуальность темы заключается в том, что статистические представления являются важнейшей составляющей интеллектуального багажа современного человека. Они нужны в повседневной жизни, так как в нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов, нужны и для продолжения образования в таких областях, как социология, психология, экономика, право, медицина, демография и других.
Общество всё глубже начинает изучать себя и стремится сделать прогнозы о самом себе и о явлениях природы, которые требуют представлений о статистике. Каждый человек должен ориентироваться в потоке информации. Мы должны научиться жить в вероятной ситуации. А это, значит, извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать обоснованные решения в разнообразных ситуациях со случайными исходами.
1.3 Гипотеза. Мы предполагаем, что можно с помощью статистики узнать, какими качествами обладает современный среднестатистический ученик восьмого класса.
1.4.Практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования данные помогут учителям – предметникам, классным руководителям и родителям строить продуктивное общение с подростками.
1.5 Цель работы: составить портрет среднестатистического восьмиклассника
Для достижения цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Собрать информацию для подтверждения статистических характеристик.
3.Обработать данную информацию.
4.Интерпретировать результаты статистических исследований.
5.Наглядно представить полученную информацию в виде презентации, памяток, рекомендаций.
1.6. Объект исследования ученики 8-х классов Березиковской (8 «А» - 10 учащихся, 8 «Б» - 20 учащихся, Завьяловской (7 учащихся) и Шахтинской (7 учащихся) школ Тогучинского.
Предмет исследования: урочные и внеурочные предпочтения восьмиклассников, их темперамент и другие психологические особенности.
1.7. Методы исследования: были выбраны, исходя из поставленных задач: аналитические (изучение, анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования), диагностические (социологический опрос, анкетирование), статистические методы обработки полученных результатов.
1.8. Основные этапы работы
Понятийный аппарат
Статистика понимается в настоящее время в трех значениях:
1) статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;
2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой.
Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения;
3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы.2
2. Статистика как наука, используемая в психологии
Статистика (от латинского – « состояние») – это наука, изучающая, обрабатывающая и анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях жизни. Виды статистики: экономическая, демографическая, финансовая, налоговая, биологическая, метеорологическая, математическая.1
Статистика имеет многовековую историю. Уже в Древнем мире велся статистический учет населения. Однако произвольное толкование статистических данных, отсутствие строгой научной базы статистических прогнозов позволили в конце 19 века английскому премьер-министру Б. Дизраэли не без основания заметить: « Есть три вида лжи: просто ложь, наглая ложь и статистика».
Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистики не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие – то решения, человек пользуется определенной системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует и сопоставляет эти факты, анализирует их, делает выводы и принимает определенные решения, принимает конкретные действия. Можно сделать вывод, что каждый человек обладает статистическим мышлением, способностью к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире.
Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе. Этот этап называется этапом статистического наблюдения. Статистические исследования различаются по видам и по источникам сведений. Мы использовали единовременный вид статистического наблюдения, то есть наблюдения, проводимое без соблюдения строгой периодичности.2
3. Практическая работа
Для своего исследования мы выбрали способ анкетирования, а также статистического наблюдения «опрос», то есть наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются со слов опрашиваемого.
Для обобщения и систематизации данных, полученных в ходе статистического наблюдения, их разбивают на группы по какому – либо признаку и результаты сводят в таблице и диаграммы.
Современную науку невозможно представить без применения графиков. Они стали средством научного обобщения. Выразительность, доходчивость, лаконичность, универсальность, обозримость графических изображений сделали их незаменимыми в исследовательской работе и в международных сравнениях и сопоставлениях социально-экономических явлений.
Для наглядного изображения статистических данных используются диаграммы: столбиковые, ленточные, квадратные, круговые, линейные, радиальные и др.
3.1. Анкетирование
Чтобы выяснить, какой он – среднестатистический ученик 8 класса, нами был составлен опросник, содержащий 11 вопросов. В опросе участвовали ученики четырёх 8-х классов. Всего 39 человек. Вот какую информацию мы получили:
1. Любимым школьным предметом назвали
физкультура – 11 человек (28%),
литература, русский язык - по 5 человек (13%)
математика – 3 человека (7,6%),
искусство, география, физика – по 2 человека (5%),
обществознание, химия, биология, информатика, ОВП – по 1 человеку (2,6%)
Гуляют, занимаюсь домашними делами – по 19 человек (49%)
рисуют, играют в компьютерные игры – по 8 человек (21%),
занимаюсь за компьютером – 7 человек (18%),
посещают военно-патриотический кружок – 6 человек,
лыжи- 1, волейбол – 1, танцы – 2, футбол, хоккей – 4 человека, (21%) занимается вокалом– 1 (2%)
читаю, спят – по 6 человек (15%),
3-4 часа – 3 человека (8%),
1-2 часа – 14 человек (36%),
1,5 часа – 9 человек (23%),
1 час – 7 человек (18%),
30 минут – 5 человека (13%),
10 минут – 1 человек (3%).
Следствием такой подготовке к урокам служит успеваемость учащихся. Так из 39 учащихся по итогам 1 полугодия этого учебного года:
Учатся на «отлично» - 3 учащихся, «хорошисты» - 7 учащихся, имеют две-три «тройки» - 4 учашихся, учатся на удовлетворительно – 23 учащихся, имеют «двойки» - 2 учащихся. Качество знаний учащихся составляет около 36%.
Среди восьмиклассников определились с выбором будущей профессии 23 человек (59%). Хотят стать : учителями – 4 человека, ветеринаром – 2 человека , военными – 2 человек , кондитером – 2 человека , программистом – 3 человека, полицейским – 2 человека , художником– 1 человек , спортсменом – 2 человека, психологом – 1 человек, экономистом – 3 человека, дальнобойщиком – 1 человек . Как видим, среди наших восьмиклассников нет мечтающих стать банкирами и другими работниками финансовой сферы.
ВК – 36 человек , Одноклассники - 2 человека, Инстаграм- 17 человек,
Интернет- 12 человек.
До 1 часа – 21 человек, 1-2 часа – 10 человек, больше двух часов – 10 человек
Следовательно, наши испытуемые соответствуют мнению психологов и социологов.
«Современный подросток не увлекается красотой природы и искусством. Практически никого не интересует активная деятельная жизнь»,- читаем мы в психологической литературе.7
А наши восьмиклассники, что ставят на первое место? Подростки ценят семью (первое место в рейтинге), дружбу (2 место), учёбу, общение (3 место), любовь, здоровье, (4 место), благополучие (5место). Материальные ценности, статус в обществе для них на 9 и 10 месте.
3.2. Психологические тестирования
С помощью теста темперамента Айзенка3 мы выяснили, что преобладающий темперамент у восьмиклассников – сангвиник (60%), 10% - флегматики, 20% - холерики, 10% - меланхолики.
Сангвиник очень активен и энергичен. Ему свойственна доброта и готовность прийти на помощь. Подвижность психических процессов не позволяет сангвинику долго пребывать в депрессии и «зацикливаться» на проблемах. Он обладает веселым нравом, легким характером и чувством юмора. Чаще всего, это оптимист, полный надежд. У сангвиника быстрая, хорошо развитая речь. Они прекрасные ораторы и свободно чувствуют себя на публике.
Однако из-за той же подвижности психики сангвиник быстро загорается идеей и столь же быстро остывает, теряет интерес.
Из негативных черт сангвиника отметим следующее: он много обещает, но не всегда держит слово. Хороший пример сангвинического темперамента – знаменитый д’Артаньян, горячий, порывистый, отзывчивый и увлекающийся.
К слабым сторонам сангвиников относят их поверхностность в общении. Как правило, у сангвиников очень много знакомых, им всегда рады в любой компании и уж кому-кому, но сангвинику точно не грозит перспектива провести тоскливый вечер в гордом одиночестве, если, конечно, он сам этого не захочет. Однако с наличием настоящих близких друзей дела у сангвиников обстоят не очень.
Важным подходом в воспитании подростка - сангвиника является принцип, который условно можно назвать «доверяй, но проверяй». Ведь он всегда обещает, причём совершенно искренне, - но далеко не всегда исполняет обещанное (чаще всего забывает обо всём в бесконечной кутерьме своего существования). Поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание (навёл ли порядок в комнате, сделал ли уроки, полил ли цветы ваше отсутствие и так далее). Необходимо уделять особое внимание тому, чтобы подросток-сангвиник научился концентрироваться на работе и выполнять её до конца, несмотря на утраченный интерес.
Соционический тип личности.
Соционика родилась на стыке старых наук, в треугольнике "психология - социология - информатика", это концепция типов личности и взаимоотношений между ними.4
Мы провели тестирование и выяснили, что самый распространённый соционический тип среди восьмиклассников – «Администратор». Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ) - Администратор (Штирлиц). Эти подростки прямолинейны и часто резки в высказываниях и поступках. Он не любят лживости в поведении других. Серьёзны и надёжны в дружбе, стараются выполнять все свои обещания и ждут того же от остальных. Могут руководить другими, но целенаправленно за лидерство не борются. Стараются всё задуманное выполнять быстро и качественно. Раздражаются и выходят из себя, если кто-то нарушает их планы.
От него нельзя требовать и ожидать:
- гибкого изменения своего поведения соответственно ситуации;
- мягкости и дипломатичности в отношениях с людьми;
- выдержки и хладнокровия в экстремальных ситуациях.
Педагогам и родителям не следует оказывать грубого давления на «Администратора». Можно использовать его самолюбие и гордость, выразив сомнение, что он сделает лучше, чем раньше. Приучайте главную часть работы делать вначале, чтобы успеть к сроку и не нервничать.
3.3.Подросток и взрослые
Психологи утверждают, что для подростка характерны две сферы общения - общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова. Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, т.е. с проблемами нравственности и этики. В общении со взрослыми подросток всегда - даже при самых товарищеских отношениях - находится в положении младшего, в известной мере подчиненного, а в этом положении далеко не все нравственно-этические нормы могут быть апробированы, т.е. усвоены на практике. И только в отношениях с ровесниками подросток формально и по существу равноправен; объективно взаимоотношения подростков-сверстников содержат в себе возможность проигрывания различных ролей - ведущего и ведомого, командира и исполнителя, участника конфликта или его арбитра, друга - хранителя тайны и друга, доверяющего свою тайну.
Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника. Взрослый - друг-руководитель. Его задача - помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых.6
Принято также считать, что во взаимоотношениях взрослых и подростков существует масса неразрешимых проблем. По этому поводу восьмиклассники высказали следующее мнение: имеют проблемы во взаимоотношениях с родителями – 30%, 60% считают, что родители их не понимают. Имеют взрослых авторитетных друзей среди педагогов – 30%, считают, что педагоги чересчур много их воспитывают 70%.
В связи с этим мы предложили восьмиклассникам дать советы педагогам и родителям, которые, на наш взгляд, помогут найти взаимопонимание. (Приложение 1).
Педагоги и родители, отвечая на эти же вопросы, ответили, что имеют проблемы во взаимоотношениях с ребёнком – 30%, считают, что дети «грешат» непослушанием – 25% родителей и 40% педагогов.
Готовы находить общий язык с подростками 100% взрослых. Советы взрослых подростку мы записали в рекомендациях (Приложение 2)
4. Выводы
Заключение.
Проводя своё исследование, мы ещё раз убедились, что статистика прочно вошла в нашу повседневную жизнь, и мы уже не замечаем, что живем по её законам. В ходе исследования мы научились систематизировать полученные данные. Наглядно представлять данные, обобщать и делать выводы. Для себя я открыл психологию как науку, изучающую внутренний мир человека, его поведение, поступки. Создавая среднестатистический портрет восьмиклассника, я увидел своих сверстников немного с другой стороны. Они такие разные!...
Выраженной чертой данного портрета является тенденция к изменчивости настроения, поступков и действий. Такая склонность к перепадам настроения может быть обусловлена особенностями работы нервной системы и типом темперамента. Временами такой человек активен, весел, жизнерадостен, энергичен, имеет много интересов, контактов, увлечений – такая фаза получила название «активной»; и в один момент происходит некий щелчок: человек замыкается, ко всему теряет интерес, отключает телефон, перестаёт общаться с друзьями – наступает «пассивная» фаза. Его единственное желание в этот период – лежать на диване, смотреть в потолок и чтобы его оставили в покое. В перспективе я намерен познакомить со своим исследованием педагогов школ. Надеюсь, мои наблюдения будут им полезны.
Список литературы
1.ХарченкоЛ.П.,Досиженкова В.Г., Ионин В.Г.Статистика : Учебное пособие по статистике.- перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Общая теория статистика: учебник/ под. ред. И.И.Елисеевой.-5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента) Источник: http://psycabi.net/testy/369-lichnostnyj-oprosnik-g-ajzenka-test-na-temperament-epi-diagnostika-samootsenki-po-ajzenku-metodika-opredeleniya-temperamenta
4. Гуленко В. В. Описание соционических типов и интертипных отношений.М., «Наука», 1998г.
5. Филатова Е. С. Искусство понимать себя и окружающих.М., «Психология», 1997г.
6. Возрастная и педагогическая психология. П/р. А.В. Перовского М., Просвещение, 1980 г.
7. Психология современного подростка. П/р . Д.И. Фельштейна М., Педагогика, 2006 г.
Приложение 1
Мы, подростки, хотим посоветовать родителям
Вы же тоже хотите, чтобы мы были счастливы!
Мы знаем, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!
Обещаем, мы станем такими!
Приложение 2
Взрослые советы подросткам