ОПЛАТА KASPI PAY
Подписаться на уведомления! Бесплатная информационная рассылка. Подпишись и будь в курсе всех событий!

 

 
Магазин: Корзина
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
Публикация материалов публикаций, семинаров, конкурсов, мастер-классов
Новостная рассылка!
Мы в соцсетях!
 

You are welcome to translate our site into any language! Just chose the language below!

 

Проект по Всемирной истории "Проблема гуманизма в Западной Европе в Эпоху озрождения"

9 мая 2019 г.

Амангельдинова Анель Алтайқызы, 10 класс, КГУ "Канонерская средняя школа", с. Канонерка, Бескарагайский район, Восточно-Казахстанская область, Республика Казахстан.

 

 

 

Руководитель: Воронцова Елена Леонидовна, учитель истории, КГУ "Канонерская средняя школа", с. Канонерка, Бескарагайский район, Восточно-Казахстанская область, Республика Казахстан.

 

 

Проект по Всемирной истории "Проблема гуманизма в Западной Европе в Эпоху озрождения"

Проект по Всемирной истории "Проблема гуманизма в Западной Европе в Эпоху озрождения"

Введение

 

Эпоха Возрождения на протяжении многих столетий привлекает мыслителей всего мира. Этот интереснейший период, отразивший начало перехода от эпохи феодализма к капитализму, привлекает не только с точки зрения экономических аспектов развития общества, но и, прежде всего, с точки зрения развития общественной мысли, нравственности, гуманизма.

В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, и прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали и в других регионах: в Восточной Европе, в Азии. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры и гуманистического сознания. В Италии гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, эстетические и мировоззренческие принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания.

В развитии идей гуманизма Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями .которого были Боккаччо,. Петрарка, Донателло, Джотто, Боттичелли, и др.; Высокое Возрождение, представленное Микеланджело, Леонардо да Винчи,..Рафаэлем, Франсуа Рабле, и. Позднее Возрождение, характеризующееся  кризисом гуманизма, представлено творениями  Шекспира и Сервантеса, которые обогатили гуманизм сознанием противоречивости жизни, трагическим мироощущением.

Трудно переоценить большое положительное значение, которое имели идеи гуманизма в истории мировой культуры. На первый план выдвигается сам человек, идеал его свободного и гармонического бытия, которые живительной влагой питали культуру того времени.

Цель настоящей работы: рассмотреть идеи гуманизма в Западной Европе, проследить их влияние на развитие общественной мысли, проявившейся в литературе, живописи, скульптуре.

Объектами исследования является отражение идей гуманизма в литературе, живописи, архитектуре эпохи Ренесанса.

 Актуальность данной темы состоит в том, что сегодня  гуманизм является одной из важнейших составляющих  развития культуры, которая, зародившись на рубеже XIII-XIV веков, становится особенно влиятельной в первой половине XX в. и получает еще большее признание в современном мире. Современная постиндустриальная цивилизация связана с укреплением науки, просвещения и демократии, которые являются основой для формирования гуманистического мировоззрения. Кроме того: меняются условия жизни человека в современном обществе, что способствует повышению интереса к гуманизму, увеличивает его значимость. Все это является следствием возросшего значения права, образования, интеллектуальных технологий, продолжается гуманизация социальных отношений. Сейчас, когда возрастают угрозы международного терроризма, когда в ряде стран обостряются этно-социальные конфликты, очень важно привлечь внимание людей к гуманизму,который позволил бы людям в новых формах и новыми средствами  реализацию великого проекта Просвещения, тесно связанного с ценностями разума, демократии и прав человека. Идеи гуманизма способствуют укреплению социальной стабильности, моральной реконструкции и консолидации, распространению общепринятых ценностей.

Гуманистическая проблематика получила достаточно широкое отражение в работах зарубежных философов и социологов, таких как Ж.-П.Сартр, КЛсперс, К.Юнг, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, А.Швейцер, Х.Ортега -и - Гассет, Д.Хаксли, П.Тейяр де Шарден, А.Печчеи, Э.Трельч и др.

Цели и задачи исследования. В данной работе автор ставит своей целью раскрыть идейно-теоретические основы гуманизма, определить его историческое место в западноевропейской культуре, выявить влияние его идей на развитие литературы, культуры, живописи.

Методологической основой исследования являются принципы историзма и объективности в подходе к исследованию явлений общественной жизни. Принцип историзма предполагает изучение мировоззренческих систем в процессе их возникновения, становления и развития, а также учет взаимодействия в этом процессе как общих закономерностей истории, так и своеобразных конкретных обстоятельств. Принцип объективности требует рассматривать общественные явления во всем богатстве связей и опосредовании с присущими ему внутренним противоречием и тенденциями развития.

Структура проекта представляет содержит следующие разделы:

В первом разделе раскрывается понятие «гуманизм», истоки его возникновения и прослеживается его развитие до эпохи Возрождения.

Во втором разделе рассмотрены аспекты развития итальянского гуманизма, как самой яркого его проявления в данной эпохе.

В третьем разделе автор дает характеристику так называемому «Северному гуманизму», где гуманистические идеи и взгляды получили свое распространение не только в пределах Италии, а продвинулись намного дальше: Германия, Англия, Нидерланды, Швейцария и многие другие страны.

В четвертом разделе рассматривается искусство по направлениям: архитектура, живопись, где автор систематизировал материал, провел анализ и представил выводы.

В пятом разделе рассматривается наука и важный вклад отдельных личностей в становление новых аспектов мыслей.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что представленный материал способствует повышению интереса и популяризации идей гуманизма в молодежной среде, а так же является источником дополнительной информации при проведении бесед и лекций по истории, искусству и литературе со школьниками старшего звена и студентами.

1.1 Понятие гуманизма. История  возникновения .

Если считается столь замечательной и великой красота мира, то каким обликом, какой красотой и изяществом должен быть наделен человек, исключительно ради которого и был, без сомнения, создан самый красивый и самый украшенный мир!

Джанноццо Манетти

Что есть гуманизм? На этот вопрос существует множество ответов и трактуется это понятие по-разному, но суть остается одна. Гумани́зм — (от лат. Humanus —” человечность”, “человечный”) система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, а все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной. Также, в одном из источников говорится об этом как: “право на счастье человека”, имеет право на жизнь, это объясняется обстановкой того времени ведь, человек всегда воспринимался как раб божий, и у людей появилась необходимость выйти за рамки этого понятия, раскрыть свою личность, найти свое предназначение в мире.

Впервые, термин гуманизма был использован в древнем Риме, оратором Цицероном в I веке до нашей эры, а также проскакивает в высказываниях египетского жреца Шеши в 3 тыс. до нашей эры. Из этого мы можем понять, что подобные принципы зародились еще в Древнем мире.

С каждым новым периодом жизни человека менялось его мировоззрение, восприятие мира, становление личности в целом. И все это время люди пытались понять свою природу и найти ответы на интересующие их вопросы. Особо ярко это было выражено на главных исторических этапах: смена эпох. Период охватывает классическое и позднее средневековье. Рубежи XIV – XVI веков переход от феодальных отношений к капиталистическим. Это время великих географических открытий, становление крупных центров промышленности, а также повышение роли культуры и духовных ценностей в общественной жизни людей. Со второй половины XV века вплоть до XVII века в странах Европы получают дальнейшее свое развитие наука и просвещение.

Процесс обособления человека как индивида достиг рассвета именно в эпоху Ренессанса. Люди стремятся к труду и обретению славы. Как подмечает Баткин Л. М.: "Ни об одной культуре вплоть до нового времени нельзя было сказать, что стержнем и основой ее развития был поиск индивидуальности, стремление уяснить и обосновать независимое достоинство особого индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни, то есть самоценность отличия...". Люди постепенно стали отходить от многовековой зависимости церкви, у них возникает понимание индивидуальности и личности. Они видят, как зарождаются шедевры мировой культуры, и осознают, что должны сделать вклад для этого мира и показать себя. Со временем уходит понятие аскетизма: сознательного отказа или воздержания от употребления потребностей.

Гуманизм является движением, сложившимся в эпоху Возрождения, и идея этого периода подразумевается постижением человека его духовного мира и взаимоотношения с природой. Мыслители и философы того времени ставят человека как основу всего, возводят его мысли и чувства на первый план. "Человек-венец творения" твердили те, кого прозвали "Титанами Возрождения": Томас Мор, Мигель  де Сервантес, Уильям Шекспир, Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский и многие,  многие другие.

Временем появления гуманизма принято считать начало XV веков, но все же мы можем взять более ранее время. Уже в XIV веке мы видим писателя, у которого постепенно зарождаются понятия и идеи гуманизма. Это Данте Алигьери и его “Божественная комедия”, в которой появляется заинтересованность к человеку, понятие свободы и всеобъемлющей любви: "Из всех проявлений божественной мудрости человек — величайшее чудо".

Преобразование Европы происходит в самых различных условиях и имеет характерные особенности для этого периода, рассмотрим это на фоне Западных стран, в которых активно велось распространение гуманизма, а именно гуманизма в литературе, так как литераторы были первыми носителями этих идей.

1.2  Развитие идей гуманизма в Италии.

 Итальянский дух, свободный от бесчисленных ограничений, препятствовавших продвижению вперед в других странах, высокоразвитый индивидуально и вышколенный наследием античности, обратился к открытию окружающего мира, отважившись на то, чтобы приступить к его изображению в слове и форме.

Гуманизм существовал практически на всей территории Европы, но свое развитие в каждой стране происходило по-разному в плане особенностей и времени. В Италии он получил большую силу так как капиталистические отношения сформировались раньше нежели в других странах Западной Европы, что привело к возникновению и дальнейшему распространению новой буржуазной культуры под названием, культура Возрождения. “Именно в Италии эпохи Возрождения человек и человечество были впервые познаны в их глубочайшей сущности.”-говорил об этом Яков Бурхардт.

С чего вообще начался гуманизм в Италии? 6 июля 1439 года была подписана флорентийская уния, грамота об объединении двух церквей: католической и православной. Во время этого съезда делегация из 700 человек прибыла из Константинополя в Феррару, после чего переместилась во Флоренцию. В Италию хлынул поток профессиональных философов. Греки, которые переселились в Италию распространяли свои учения и знания. Гуманисты Италии проявили большой интерес к культуре Древнего мира. Усиленно начался поиск древних рукописей, собрание латинских и греческих книг (авторы на то время могли прекрасно писать на латинском и греческом языках). Поэтому при написании своих работ они обращались к греческой и римской философии к таким деятелям: Сократ, Платон, Цицерон, Аристотель и многие другие. Они возрождали то древнее и всеми забытое. В итоге гуманисты стали почетным сословием, которых нередко уважали и почитали. Многие видные личности занимались меценатством и обогащали их, кроме того, некоторые из них занимали папский престол:

Николай V (Томмазо Парентучелли, 1447 – 1455)

Пий II (Энеа Сильвио Пикколомини, 1458 – 1464)

Лев X (1512 – 1521)

Стоит отметить, что, увлекаясь литературой и искусством, они были прекрасными политиками и главами церквей. Получили свою известность как гуманисты, многое сделали, пребывая на престоле. Благодаря им активно развивались литература и искусство. К примеру, Николай V в годы своего правления первым делом начал восстанавливать города, церкви и памятники. Он хотел снести один из старых соборов и построить новый-в стиле Ренессанса, но, к сожалению, не успел сделать этого. По его инициативе была создана мастерская по переводу древних рукописей, среди работ можно было найти труды Геродота, Полибия, Ксенофонта. Но главным его достижением было основание известной Византийской библиотеки. На всей территории Европы, по крупицам собирали старинные рукописи, древние фолианты и помещали в папскую библиотеку. А вот Пий стал единственным папой, оставившим после себя мемуары, которые хранятся в той самой Византийской библиотеке.

Говоря о гуманизме и его основателях, сразу можно сказать о трех выдающихся личностях: Данте, Петрарка, Боккаччо. Идея и мысли Данте были направлены на свободу личности ее счастья, красоту, значимость и так далее, но суть в том, что его взгляды все равно относились к эпохе средневековья и в его высказываниях все же были схоластические аргументы. Когда последние два, являются гуманистами нового времени и именно их можно считать родоначальниками эпохи Ренессанса.

Было множество поэтов и писателей того времени, которые письмом открывали новую эпоху в своих трудах. Как говорилось ранее, именно с Данте А. пошел процесс обособления человека от природы.

Ф. Энгельс характеризовал поэта следующими словами: "… итальянец
Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый
поэт нового времени". Один из “Титанов”, наследие, которого осталось на все века и является великим кладом в мировой культуре. В его произведениях рассматривается сопоставление того божественного и человеческого, но главное, он не отрицает эти понятия, не противопоставляет, а приводит к тому, что все взаимно едино. С появлением интереса к земной жизни, ему приходится пересматривать всевозможные религиозные догматы, переосмыслить вековые предрассудки. В конечном итоге Данте понимает и разделяет понятие церкви и человека на две части: люди должны реализовать свой разум и мышление, что приведет к созданию настоящего общественного устройства, основанного на свободе, прочности и счастье, а церковь должна заняться своими религиозными делами, не вмешиваясь в земные. Высказывание и отклонение от средневековых понятий привело к тому, что его подвергли жесткой критике и суждению, как всегда, бывает в таких случаях.

Гуманисты призывали народ к исследованию и восстановлению античных канонов и древней культуры, а как не Италии перейти на новый уровень развития? Рим, Флоренция, Феррара города, имевшие великие античные фундаменты, которые строились на протяжении нескольких столетий.

“Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать...”. Именно это положило начало возрождению. Ученые и философы относились с особой осторожностью к языку, а образцом подражания служили римские авторы-Цезарь и Цицерон, и их золотая латынь. Немаловажную роль послужило изобретение книгопечатания, было создано мощное средство распространения и сохранения утерянных знаний. Далее на итальянское общество обрушилась волна увлечения античностью, подражали всему древнему греческому и римскому. В стране царила атмосфера проникновения прошлым.

Именно это хотел донести поэт, философ и гуманист Франческо Петрарка (1304-1374). Он видел истину прошлого и всеми силами пытался возвратить античность. Является автором различных патриотических стихов и стихов с резкой критикой к папской курии. В его работах прекрасно видны гуманистические идеи Нового Времени. Писателя интересуют проблемы человека и его внутренний мир. В одном из диалогов под названием “Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру” рассказывается о простом смертном Франциске, он встречается со святым Августином, в его душе идет моральная борьба с противоречиями, он пытается найти свое место и предназначение в мире. У Франческо есть множество высказываний и прочитав их, можно понять его отношение к ситуации в целом: “Человек должен жить не для Бога, а для самого себя”, “Человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим”, “Человеческая жизнь дается один раз и она уникальна”. Как подобает настоящему гуманисту поэт говорит о том, что человек и его внутренний мир это и есть ценность, которая выходит на первый план всего. Не зря его прозвали: “отцом Возрождения” и основателем гуманизма.

Важную роль в распространении гуманистических идей сыграл друг Франческо, флорентиец Джованни Боккаччо (1313- 1375). Он также начал заниматься переводами и написанием древних текстов, собирал книги и переписывал их. Высоко ценив творчество Данте, он вел лекции по его книге “Божественная комедия”, часто рассказывая об “Аде”. Одно из самых известных его произведений “Декамерон”, где автор продвигает идеи равенства и свободы, высмеивает глупое духовенство, людские пороки. История рассказывает нам о событиях 1348 года-описание флорентийской чумы. Он ненавидел лицемерие и осуждал таких людей говоря о том, что они не могут постичь истинную философию религии, а лишь подлинно приобщались к ней. Общество не приняло эту работу, поэтому “Декамерон” запрещали и зачастую сжигали, на протяжении долгого времени. Поэзия Боккачо отличается от Франческо Петрарки тем, что его образы были более живы и ярки. В последние годы жизни он был опечален смертью своего друга, и умер через полтора года после него, но его работа, проделанная за всю жизнь, имела большое значения для итальянской культуры.

С течением времени появилось множество последователей Петрарки и Бокаччо, которые имеют ряд особенностей, одно из важных это: заостренное внимание к государству, рассматриваются экономические и политические стороны общества, расширяется круг проблем вокруг человека. Теперь государственные и политически деятели считались с их мнением. Одни из самых известных: Колюччо  Салютати, Лоренцо Валла, Леонардо Бруни, Джакомо Манетти и др.

Леонардо Бруни (1370 (74) – 1440). Суть его понятий заключается в том, что человек имеет безграничный потенциал, он считал: необходимым стремиться к всестороннему развитию. Чем же отличается Леонардо от представителей эпохи Возрождения? Он является одним из родоначальников переводческого дела, благодаря ему появились работы Аристотеля, Платона, Демосфена и др. на латинском языке. Касаемо семьи его взгляды отличались от остальных, он придавал большое значение этому понятию, отмечая необходимость уделять должное внимание воспитанию детей и законным бракам. «Первое место среди нравственных учений занимает учение о государстве и управлении им, т. к. эти учения направлены на благо всех людей»-так высказывался сам автор, уделяя внимание, идеалам гражданской жизни. Он был настоящем патриотом и гражданином своей страны, большую часть своей жизни отдал на служение государству, почти 17 лет был канцлером Флорентийской республики. Его общественно-политическая позиция широко виднелась в таких работах как: «Похвала Флоренции» и «Двенадцать книг истории флорентийского народа»

Со временем, гуманисты начали понимать, что их идеи и мысли не осуществляются, многие решили копать глубже-перейти в сферу осмысления человека и его ценностей. Так, например Джакомо Манетти (1396-1457 гг.) и Лоренцо Валла (1405-1457 гг.).

Джакомо Манетти приводит нас к тому, что человек есть сам по себе ценность, которая независима от общества и государства. Он является автором трактата "О достоинстве и превосходстве человека", где рассматривает человеческое тело как совершенство, описывая его, и находит наслаждение во всем, что делает человек. “Человек находит удовольствие в утолении жажды и голода, он радуется, согреваясь, охлаждаясь, отдыхая. Ему доставляет наслаждение созерцание прекрасных тел, слушание музыки, рассказы о великих деяниях, вкушение яств на пирах, аромат цветов, прикосновение к новейшим вещам” - он поистине восторгается этим.

Идею наслаждения продолжает Лоренцо Валла, они вдвоем стали противниками религиозным понятиям воздержания. В своем трактате: "Об истинном и ложном благе" он расписывает все виды наслаждения человека. Уделяя этому свое внимание,  автор выступает явным противником аскетизма: “…наслаждение есть благо, которое ищут повсюду и которое заключается в удовольствии души и тела", "Поистине - во имя богов и людей - зачем нужны воздержания, умеренность, сдержанность, если не постольку, поскольку они относятся к чему-нибудь полезному? В противном случае это вещь прискорбная, мерзкая и почти всегда болезненная...”

Обе книги (Манетти и Валлы) были занесены Ватиканом в индекс запрещенных книг — это само по себе красноречиво говорит об их значимости.

Все это было действительно чем-то новым и отличалось от других представителей Ренессанса. “Чрезвычайно энергичное выдвижение примата красоты, причем чувственной красоты, — это, несомненно, новизна, которую принесла эпоха Возрождения,” - так подытожил исследователь этой эпохи А.Ф. Лосев.

Благодаря определенным взглядам, впервые, на высокий пост (канцлера Флоренции) был поставлен гуманист Колюччо Салютати. Придя к власти, активно начал распространение своих идей в социум. Он всегда преследовал цель улучшить общество. “Долг мудрых и добродетельных людей-активно участвовать в жизни государства” - так утверждал Салютати. Он четко разделяет деятельность человека на три жизни: отрешенную, общественную и частную. Связывая многие свои высказывания с Богом, подводит к тому, что главными ценностями все-таки является трудолюбие доброта, справедливость и, достигнув всего этого, человек обретет истинное благородство.

Гуманисты боролись с диктатурой католической церкви и ее влиянием на общественную жизнь. В действительности очень многое было сосредоточено в руках церкви, которая не хотела делиться своими знаниями. Ведь, отпустив все это, либо позволив столкнуться новым мыслям и идеям, она потеряет свою власть и величие над обществом. Однако, как можно заметить представителям новой эпохи удалось внести свои изменения, практически кардинально поменяв мировоззрение человека.

Христианская доктрина распространялась на общество, и служители церкви отрицали идею гуманизма и запрещали изучать античную культуру, пропагандируя это как язычество.
Очень важно, что все гуманисты были людьми верующими и идею Бога они не отрицали, просто понимали эту идею по-другому,  выходя за рамки средневековых понятий. Следует подчеркнуть, что все творения, которые выросли на почве гуманизма, так или иначе,  затрагивали религиозную тематику. Но главное отличие -  сторонники этого движения по-новому старались передать суть всего этого.

 

1.3  Развитие «Северный   гуманизма»: Германия, Англия, Нидерланды, Швейцария
Гуманистические идеи и взгляды получили свое распространение не только в пределах Италии, а продвинулись намного дальше: Германия, Англия, Нидерланды, Швейцария и многие другие страны. Казалось бы, гуманизм был одним,  и распространение было практически одинаковым, но все же каждый из них имеет характерные отличительные особенности. Гуманизм Италии считался южным, а страны, находившиеся за Альпийскими горами, прозвали северным или по-другому заальпийским. Франция же находилась в промежутке между двумя истоками, и не относилась к определенному типу так же, как и Испания. Северный гуманизм в отличие от Итальянского зародился немного позже к 30-годам XV века, и не стал копировать идеи второго. На первых порах созревания, можно заметить специфику его формирования.


В Италии главными все же являлась философия природы человека, своеобразный платонизм рассматривался в их идеях. Когда основу заальпийского Ренессанса составляли: логика, философия государства и права, он отличался более строгими и серьезными позициями.
С одной стороны, практически все Гуманисты подвергали резкой критике католические догматы. Но если брать Италию, то здесь лишь высмеивали и обличали пороки церкви, когда в других странах усердно занимались вопросами духовенства, критиковали его и вносили новые методы понимания и восприятия Священных законов и писаний. Этот гуманизм относился к более ученой стороне И отличался некой замкнутостью.


Истоки начинаются с Германии, и  ее «Братьев общинной жизни». Религиозное течение, целью которого являлось внесение духа и жизни в омертвелые формы устаревшей церкви. Учителя-монахи покидали монастырь и распространяли свое житие. Общество «Братьев общинной жизни» было создано в Голландии Гергардом Гроотом (1340 – 1384). Он собирал вокруг себя молодых людей, которые решили заниматься этой деятельностью, отдав себя во служение церкви. Благодаря им, были переписаны многие христианские книги, и была дана возможность стремления к истинному христианству. Так и была создана братская община в городе Девентере, что привело к возникновению в XV веке множества течений, мужских и женских общин в самых разных городах. Стоит отметить, что все это было совершенно добровольно и, главным занятием сообществ, считалось отдача правильного воспитания. Причина создания послужила немецкая мистика XIV века Иоганна Экхарта. А уже далее, именно Эразм Ротердамский (выходец из братьев общиной жизни), открыл путь развития северного гуманизма. С течением времени именно здесь зародилась Реформаторская идея, но к XVI века община потеряла свою актуальность т.к. государство взялось за книгопечатание и народное образование. Но все же цели и задачи общин были достигнуты, и они постепенно ушли с арены, потеряв свою значимость.

Одной из важных фигур в развитии северного гуманизма являлся ученый, мыслитель и голландский писатель Эразм Роттердамский (1466-1536) «гражданин мира» и ярый враг религиозного фанатизма по своим убеждениям. Покинув братьев общиной жизни, он начал свое путешествие по Европе. Ему было предложено учение в Парижском университете богословия. Но, смотря на схоластический характер преподавания, отказался от монашеской карьеры и питал крайнее омерзение к обществу, к которому он попал, считая все действия богословов лицемерными и лживыми. Одно из его ярких произведений: “Похвала глупости”. Главная героиня-глупость, которая доказывает истинное превосходство и власть над всей жизнью. Ей служат абсолютно все, но самые верные - это богословы, монахи и церковные деятели. “Сколь многих выгод лишился бы папский престол, если б на него хоть раз вступила Мудрость?”. Эразм насмехается и издевается над нравами и пороками средневекового общества. По поводу человека он высказывается так: “Человек – это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разных частей: из души – как бы некоего божества и тела – вроде бессловесной скотины. В природной телесной организации животные превосходят человека. Что касается души, то человек настолько способен воспринять божественное, что сам мог бы пролететь мимо ангелов и соединиться с Богом.”

В период Ренессанса получают свое распространение утопические идеи Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Можно сказать, они являются предшественниками социализма. Утописты считали, что капиталистические идеи губительны для народа. Они пытались создать справедливость, равноправие и свободу общества. К примеру, Томас Мор считал причиной всех бедствий народа частную собственность. Утопия (по-гречески несуществующие место), где нет эксплуатации, классов, все равны между собой. Это название произошло из-за того, что на то момент эти мысли казались фантастическими и сам Мор не мог указать пути его построения, несмотря на это, эти идеи были действительно смелыми на то время. Но всегда есть свои слабые стороны, в случае с утопией - это  рабы. Рабы нужны утопийцам, чтобы избавить население от тяжелой и грязной работы. Это, несомненно, неправильно и является минусом в данной ситуации.

Томас Мор был канцлером Англии в 1529-1532 годах. Когда король Генрих VIII потребовал, чтобы Мор принес ему присягу как главе англиканской церкви, Мор, будучи католиком и признавая в церкви только власть папы, отказался это сделать. Его обвинили в государственной измене, заключили в Тауэр и приговорили к смертной казни. До последнего вздоха человек остался со своими принципами, он был действительно силен духом и встретил достойно свою смерть. Эразм Роттердамский и Томас Мор были очень хорошими друзьями: "Я почувствовал, как будто бы вместе с Мором умер, и я», — говорил Эразм, и вскоре скончался в 1536 году в Базеле

Престиж литературы эпохи Возрождения связан с понятием гуманизма. Показателем светского, антисакрального характера гуманистического движения служит такой факт огромной исторической важности, как возникновение различных кружков гуманистов, не имевших никакого отношения к университетам и совсем не связанных с интересами церкви.

 Эпоха Возрождение – это обращение к античной литературе, когда человек, его сущность, его дух были основополагающими в творчестве, но, в тоже время, степень знания античных литературных, философских и научных произведений, их схоластическая интерпретация совершенно не могли удовлетворить гуманистов.  Глубокое отвращение писателям и поэтам эпохи средних веков им внушала "варварская" латынь, на которой говорили в церкви и университетах. Язык плавный и мелодичный, ласкающий слух, всё более завоёвывает их внимание и, как следствие, главным центром гуманистического движения во всех его аспектах стала Флоренция, которая стала столицей не только  итальянского Ренессанса, но и по всем параметрам ключевой точкой литературы Ренессанса Европы.

Именно произведение Данте Алигьери «Божественная комедия» стала источником всех настроений и идей писателей гуманистов эпохи средневековья. В наше время историки-ренессансисты тоже усматривают в произведениях Данте — в его бессмертной «Божественной комедии», важнейшем памятнике  литературного языка, и в философском сочинении «Пир» (1303—1308), и в его политическом трактате «О монархии» (1310-1311, на лат. яз.) — первоисток важнейших идей гуманистического мировоззрения. Произведения IVXXVI веков, с одной стороны, представляют собой как бы энциклопедию христианского мировоззрения средневековья с позиции гуманизма.

Важной чертой гуманистического мировоззрения эпохи Ренессанса следует признать антиклерикализм, выражавшийся в резко критическом отношении к профессиональным служителям католической церкви, особенно к монахам, наиболее многочисленному ее корпусу. Дальше всех в раскрытии проблемы гуманизма и завершении её на страницах литературы европейских гуманистов Возрождения идёт Томас Мор. С гениальной прозорливостью он увидел, что никакие побочные средства не принесут человечеству облегчения, пока не будет уничтожен корень всего зла - частная собственность. "Если она останется, то у наибольшей и наилучшей части человечества всегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей". Так приходит Томас Мор к убеждению в необходимости переустройства самих основ общественной жизни: "единственный путь к благополучию общества заключается в объявлении имущественного равенства", "распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможны только с совершенным уничтожением частной собственности". Но Томас Мор ввел в английскую гуманистическую литературу социально-политическую проблематику. Итак, по мнению писателей – гуманистов эпохи  Ренессанса является человек, человек чувственный, способный к борьбе и переоценке своих поступков, противостоящий  учениям церковной схоластики, и то, что не смогли выявить писатели в литературе, ярко отразилось в живописи, архитектуре, скульптуре.

“Наука и искусство — это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования.”

Леонардо да Винчи

2. Влияние идей гуманизма на культуру и искусство.

2.1 Архитектура, скульптура.

Корни гуманизма проросли и в искусстве, обновляя методы написания работ, меняя картину восприятия человеческого облика. Церковь имела неограниченную власть до того, как на смену пришла эпоха Возрождения. В обычных случаях искусство выполняло заказы церкви и работала на нее. Основа искусства и готики средневековья была заложена благодаря библейским сказаниям и духовным истинам. Человеческая фигура и образ предоставлялась в узких и плоских идеализированных формах.

Благодаря смене эпох, понятия человека и личности были глубоко и всесторонне изучены, был раскрыт художественно-эстетический аспект. Гуманизм представился как: «торжество светского образования над богословским мировоззрением и над властью средневекового папства, которое в глазах людей того времени отождествлялось с христианством». К XIV веку христианское иллюзорное мировоззрение и мироощущение человека начинает постепенно рассеиваться,  и новые гуманистические идеи вступают в свои права.

Искусству была предоставлена важная миссия: пробудить у человека тягу к прекрасному и раскрыть истинную красоту. Если раньше художники и скульпторы не воспринимались в серьез и относились к группе ремесленников, то в этот период спрос на них вырос (обильное меценатство). Сами художники пришли к осознанию значимости и стали считать себя носителями духовного начала.

Три великих мастера находятся во главе нового искусства: архитектор Филиппо Брунеллески, живописец Томазо ди Джованни, прозванный Мазаччо, и скульптор Донателло. *

Архитекторы принялись создавать новые особенные стили, категорически отвергая средневековую готику считая ее варварской и негармоничной. Образцом создания послужили античные храмы римской культуры. К примеру, заслугой флорентийского Филиппо Брунеллески (1377—1446) было возвращение идеи Древне-Римского купола. Собор Санты Марии дель Фьоре в городе Флоренции был украшен этим куполом:

Влияние на скульптуры было также велико. Воспевалась истинная красота и изящество человеческого тела. Скульптуры вышли на новый уровень, свое развитие получает портрет, конные статуи, украшение улиц и площадей. Настоящим реформатором, основоположником индивидуализированного скульптурного портрета считается Донателло (1386 -1466). Его работы одни из самых сложных явлений в творческой жизни Италии. Ему присуще смелость,  новые  представления, неутомимые поиски неведомого. Скульптуры пропитаны реальностью, человечностью. Донателло стремился к идеализации изображения человека, в его статуе “Давид” как раз-таки ярко выражена эта идеи. Мы видим красивого молодого юношу полного жизненных сил и красоты. За всем эти последовал ряд изображения обнаженных фигур. Это было

начало большого пути к настоящему искусству Ренессанса “Св. Марк”,” Давид”

Поистине бессмертный и гениальный автор работ в мраморе Микеланджело Буонарроти. С первого взгляда его скульптуры восхищают глаз. Одна из знаменитых работ “Моисей”, по заказу Папы Римского Юлия II, над которой он работал в течении двух лет. Глядя на изваяние невозможно не почувствовать настоящую мощь и силу исходящую него. В возрасте 26 лет он взялся за очень трудную работу, пятиметровая мраморная глыба превратилась в юношу Давида, образ которого символизирует человека героического, полного величия.  

Если рассматривать гуманизм литературы, там присутствуют такие выводы как: человек-часть вселенной он имеет право совершенствоваться, быть счастливым и свободным. Когда гуманизм искусства: (по примеру Леонардо) человек-властитель мира, преобразователь. Именно в искусстве можно почувствовать всю мощь духа и тела человека.

Рисунок Леонардо да Винчи, в котором он воплотил каноны пропорции тела и золотое сечение, очень хорошо показывает, как человек в то время был поставлен в центр вселенной, в центр анализа и осмысления.

Человек, опередивший свою эпоху, настоящий гений, который доказал, что человеческому разуму нет границ -Леонардо да Винчи. Его великие открытия нашли свое призвания лишь  спустя нескольких столетий. Он был истинным талантом и настолько разносторонним человеком, что оставил огромнейший след после себя. Рискуя навлечь на себя гнев инквизиции, тайно выполнял операции по вскрытию трупов,  чтобы узнать внутреннее строение организма человека, с целью анатомически правильно изображать людей на картинах. Благодаря его проекту, через века был застроен Лондон.

С XI по XIII века в искусстве преобладал романский стиль, который отличается некой суровостью и мрачностью.

2.2 Живопись

 Практически полностью вся культура была посвящена религиозной теме и все герои(божества) изображались в грозной манере восседая над людьми. Художники того времени не заостряли своего внимания на мелких деталях, отдавая предпочтение рисовать мрачные фантастические сюжеты, которые рассказывали о грядущей каре божественной либо сюжеты с очень распространённой тематикой-религией. В центре всегда был изображен Иисус либо ангелы, место человека, в принципе не рассматривалось. .

Взяв, к примеру, работы XV- XVI века можно заметить яркий контраст по соотношению с романским стилем XI- XII веков.                                                                                                                                                        

 

В первом случае картина “Возращение блудного сына”, описывается быт простого народа, когда раньше в таком виде совсем не изображали людей. А “Весна” Боттичелли выглядит очень яркой и нежной. Как точно переданы все детали и прописаны мелкие элементы. Эти картины пропитаны настоящей жизнью и показывают реальные взаимоотношения людей. Выделяются конкретные образы. В этом и есть отличие картин эпохи Ренессанса.

 Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды»

 

(Примерно 1303-1305)

 

На фоне выделяется две фигуры Иисус и его ученик Иуда. Спаситель и предатель смотрят друг другу в глаза. Автор очень мастерски передал внутренние чувства персонажей, сопоставляя две противоположности.

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

 

(Примерно 1484)

 

Образ представлен во всей красоте женщины. Картина светлая и открытая. На лице Венеры гармония и безмятежность. Автор раскрывает истинную красоту богини. Картина является одним из шедевром эпохи Возрождения.

 

Леонардо да Винчи “Мона Лиза”

 

(Примерно 1503-1505)

Виден яркий контраст: спокойная и нежная девушка на немного мрачном и диком фоне. Автор хотел показать величие, которое кроется в женской фигуре. Эта картина одна из самых известных во всем мире и одна из тайн мирового искусства.

Рафаэль Санти "Сикстинская Мадонна"

 

(Примерно 1512-1513)

 

Простой сюжет, который переполнен эмоциями. Бренное человеческое тело сочетается с священным духом. Художник хотел передать мысль, что независимо от того, божественный ли ты сын или человеческий, все рождаются одинаково.

Микеланджело Бануаротти «Сотворение Адама»

 

(Примерно 1511)

 

Мужской образ поражает своей красотой. Адам протягивает слабую руку для того, чтобы Бог передал ему заряд жизни. Примечательно, что пальцы так и не соприкоснулись. Этим автор хотел показать, что вс таки невозможно соединить божественное и человеческое.

 

Тициан Вечеллио

“Кающаяся Мария Магдалина”

 

(Примерно 1565)

Женщина, устремив свой взгляд к небу, умоляет, со слезами на глазах, простись её. Автор на полотне воспел глубокую скорбь и верную любовь. И на угрюмом, мрачном фоне Мария-Магдалина, олицетворение женского начала.

Альбрехт Дюрер «Четыре всадника Апокалипсиса»

 

(Примерно с 1469)

 

4 всадника апокалипсиса: смерть, война, голод и чума. За совершенные злые деяния наказание неизбежно. Это и хотел передать мастер на этой гравюре. Он внушает зрителю, что будущее еще страшней изображаемого на гравюре.

Рембрандт ван Рейн «Саския Флора»

 

(Примерно 1684)

 

Одна из самых романтичных и загадочных работ ван Рейна. Девушка представлена во всех прелестях: легкость, невинность, молодость. Саксия его жена, муза, которая была лучиком света в его жизни.

Караваджо

«Преображение святого Павла»

Павел был ярым противником и преследователем христиан. Но однажды в пути он был ослеплён ярким светом и в последствии потерял зрения на 3 дня, но Святой дух снизошёл к нему и подарил зрение. Так произошло преображение жесткого врага христиан. Картина драматична и очень реалистична, передает атмосферу ужаса и страха

Все эти работы самая маленькая часть тех шедевров мирового искусства, которые восхищают на протяжении нескольких столетий поколения зрителей. Как сказал однажды Петроний Арбит: “Искусство никогда не умирает”.

2.3 Наука

Такие личности не созданы природой, а самостоятельно сделали себя тем, чем они были; они стали тем, чем хотели быть, и остались верными этому своему стремлению до конца жизни.

Гегель

Раннее утро. 16 февраля 1600 года. Под звон колоколов, на Площадь цветов шли церковники, читая молитвы. Они вели бесстрашного ученого на казнь. Джордано Бруно был сожжен костре, вместе со своими замечательными книгами, отказавшись отречься от своих убеждений.

Этого достаточного чтобы понять ситуацию и положение, которое терпела наука на то время. Гуманистические идеи в науке терпели поражение под тяжким грузом христианских догматов.

Церковные служащие долгое время поддерживали идею Птолемея о том, что наша Земля неподвижна и находятся в самом центре Вселенной так как, это не противоречило религиозным утверждениям.

Наука всегда была неотъемлемой частью общественной жизни, к примеру,  М. Берт выразил свою точку зрения в оценке моральной силы науки, считая ее единственно способной составить прочную опору человеческой личности и создать общество будущего. Драматург Брехт в набросках к пьесе писал: “Буржуазия изолирует науку в сознании ученого, представляет ее некоей самодовлеющей областью, чтобы на практике запрячь ее в колесницу своей политики, своей экономики, своей идеологии...”.

Суровая кара ждала последователей знаменитых ученых средневековья, церковной суд выносил страшные приговоры, которые губили жизни многих великих ученых.

Именно в эпоху Ренессанса пространство, время и движение впервые слились воедино

Сокрушительный удар религиозным взглядам на Вселенную нанес польский ученый Николай Коперник (1473-1543), который своими поисками пытался найти основания всего мира. В 1507 году он пришел к выводу, что именно вокруг Солнца вращаются небесные тела, а не наоборот, как в своем учении доказывает Клавдий Птолемей дотируемым 2 веков новый эры. Он является создателем и  обоснователем гелиоцентрического учения, но оно получило свое распространение лишь после смерти самого автора в 1543. Многолетний труд его жизни он писал почти 40 лет “О вращениях небесных сфер” вышел в свет при смерти автора. Так как Коперник не мог публиковать свои работы, опасаясь гонения церкви и насмешек окружающих, ведь весь мир в то время слепо предполагал, что Солнце вращается вокруг Земли.

Гонениям церкви он так и не подвергся, потому что она так и не решила, и не пришла к единому мнению, так как сама нуждалась в услугах ученого: к началу XVI века назрел вопрос о создании нового календаря и установки точных дат праздников. Коперник заявил, что без точных астрономических вычислений ничего не выйдет.

Это открытие произвело фурор в общественном сознании, целый переворот в науке. Это стало основой новой картины понимания мира. На некоторое время ученый был забыт, но за дальнейшее развитие и описания этой темы взялся Джордано Бруно. В 1616 книга Коперника вошла в «Индекс запрещённых книг»

Джордано Бруно (1548-1600) очень противоречивая личность. Множество тайн и не пониманий хранит в себе его биография. Как говорилось ранее Бруно подвергся гонениям церкви за свои научные взгляды, именно так написано во множестве источников. Многие считают его мучеником науки, один из самых скандальных личностей того времени, ярый сторонник гелиоцентрического учения, создатель секты «Новая философия". Но также имеется и другие факты которые идут в противовес этой информации. К примеру, документы над его процессом говорят об обратном: ученый подвергся гонениям за отрицание христианских догматов.
Долгое время Джордано Бруно скитался по разным городам и появлению в них значились серьезными проблемами, и вот в 1591 году каким-то образом он решил тайно вернутся в Италию по приглашению Джованни Мочениго для того, чтобы учить его искусству памяти. С течением времени отношения ухудшились это связано с тем, что Бруно начал излагать свою новую философию и видимо пытался передать это в общественность, создав новое религиозное течение. Идею бога он также не опровергал, а вот продолжение дела Коперника считают его удобным инструментом донесения своих взглядов. Его ученик Мочениго разочаровался в нем и был недоволен, поэтому решил донести на своего учителя, написав венецианскому инквизитору несколько писем, цитируя автора:


«Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу…том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца… что ему не нравится никакая религия; что Христос был обманщиком... что мир вечен и существуют бесконечные миры…и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия Божия…и отнять доходы у монахов…что все они — ослы…что он удивляется, как Бог терпит столько ересей католиков».
Из доноса Джованни от 23 мая 1592 года


На протяжении нескольких лет инквизиторы продолжали допрашивать Джордано Бруно, стремясь донести до него, что его тезисы идут в противовес настоящему и они полны несостыковок. Результата не последовало, поэтому осталось лишь одно: признать его еретиком и передать в руки власти.

В смертном приговоре, который был донесен до нас в принципе, не упоминается система Коперника и наука в целом: «Ты, брат Джордано Бруно… еще восемь лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявлял величайшей нелепостью говорить, будто хлеб пресуществлялся в тело и т. Д.», «донесения… о том, что тебя признавали атеистом, когда ты находился в Англии». Как раз таки вина Бруно вменялась за его религиозные взгляды и высказывания, отречения от христианских догматов.

Каспар Шоппе. Из письма ректору Альтдорфского университета от 17 февраля 1600 года: Он учил самым чудовищным и бессмысленным вещам, например, что миры бесчисленны, что душа переселяется из одного тела в другое и даже в другой мир...Чтобы выразить одним словом — он защищал все без исключения ереси, когда-либо проповедовавшийся».

Во всех этих высказываниях нет упоминания науки и гелиоцентрической системы, по крайней мере беря во внимание вышеизложенные документы и справки.

Наука имеет большое влияние на общественную жизнь ведь каждая эпоха ставит перед собой определенные задачи: изменение, переустройство, улучшение мира. Большая ответственность ложится на плечи ученого, потому что именно им решать быть разрушающей либо созидающей силой, они выбирают путь и ведут общество по этому пути сея зерна знаний и убеждений.

Наука до прихода периода Ренессанса была служанкой церкви, не выходила за рамки дозволенного, изучались лишь арифметика и астрономия, те науки, которые были нужны церкви и богословам. В последующее время приходит Аристотель со своим учением, далее Коперник, Галилео Галлией с первым микроскопом, основоположник механики и физики также подвергся гонениям инквизиции, прах которого запретили хоронить в одном из склепе Санта Кроче, но в 1737 справедливость восторжествовала: он был похоронен рядом с великим Микеланджело.

Примечательно, что правоту высказываний Галилея признали лишь спустя четыре столетия: 10 июня 1979 года Иоанн Павел II выступил с сенсационным заявлением о углубленном анализе дела Галилея. И в 1992 году кардинал Пупар выступил с ответом: “Осудив Галилея, Священная канцелярия действовала искренне, опасаясь, что признание революции Коперника сули угрозу католической традиции. Но то была ошибка, и необходимо ее честно признать. Сегодня мы знаем, что Галилей был прав, отстаивая теорию Коперника, хотя дискуссия по поводу приведенных им аргументов продолжается и в наши дни.”

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Данная тема была выбрана неслучайно. Загадочная эпоха Ренесанса волнует, восхищает и привлекает современных исследователей и сейчас, спустя несколько веков. Мне всегда было интересно узнать о периоде, в котором произошли перелом в общественном сознании, мировоззрении и культуре; понять причины, по которым это произошло, выявить влияние идей гуманистов на жизнь общества. В этом и заключались цели моего исследования.

        В данном работе эти цели были достигнуты, а именно: рассмотрены идеи гуманизма в Западной Европе, а также выявлено  их влияние на развитие общественной мысли, проявившейся в различных аспектах культуры эпохи возрождения. Также, в ходе работы раскрыты идейно-теоретические основы гуманизма, определено его историческое место в западноевропейской культуре, выявлено влияние его идей на развитие литературы, культуры, живописи. В ходе проведенного исследования были выявлены проблемы гуманизма, связанные с переосмыслением значимости роли человека, в отходе от церковных догм, царивших в средневековье.

 Сделан важный  вывод о том, что гуманизм, как идея и как идеология признает и пропагандирует ценность человека, как личности; признает и пропагандирует его право на свободное развитие и проявление своих способностей; утверждает блага человека, как критерий оценки общественных отношений. Кроме того, практически каждый деятель Гуманизма воплощал или пытался воплотить свои теории в жизнь. Гуманисты не просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество - они хотели и пытались построить это общество своими руками, используя такие сферы как искусство, воспитание и политика.

Также было выявлены малоизвестные факты, связанные с жизнью и деятельностью гуманистов эпохи Возрождения, что формирует новый взгляд на их мировоззрение и  деятельность. Например: по сохранившимся документам и справкам Джордано Бруно был сожжен, не за свои ярые научные мысли, а скорее наоборот за религиозные, его признали еретиком, пытались донести до ученого правильные религиозные учения, но к сожалению, безрезультатно. В этом заключается новизна исследования, способная повысить интерес к данной теме.

В ходе создания проекта были приобретены новые  детальные знания о живописи, архитектуре и литературе рассмотренного периода, что позволяет глубже осмыслить мировоззрение. Идеи и проблемы гуманистов эпохи возрождения. После работы над проектом данная тема стала более близка и понятна, а также еще более привлекла своими малоизвестными аспектами, что в дальнейшем позволит продолжить ее изучение  ее более детально, выходя за рамки данной темы исследования.

Список литературы:

1. Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984 Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1976

2. Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения. В 2 кн. Кн.2. - М., 1998.

3. Культурология. /Под ред.А.Н. Макаровой. - М., 2000.

4. Ритенбург В.И. Титаны Возрождения. - Спб., 1991.

5. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарика, 1999.

6.В.И Толстых/ Сократ и мы – М. 1986.

https://wiki.sc/wikipedia/Гуманизм

http://textarchive.ru/c-1796545-p13.html

https://detectivebooks.net/book/48287648/?page=3

http://yanko.lib.ru/books/hist/burkhardt%3Dsrednev_mir_voobraj%3Dann.htm

https://allrefrs.ru/5-53146.html

https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/antology/document/HASH4f9aada1ad6356501438f9

https://works.doklad.ru/view/AcLjbY5MRSk.html

https://studwood.ru/1034692/filosofiya/kolyuchcho_salyutati_osnovy_gumanisticheskogo_italyanskogo_vozrozhdeniya

http://religiocivilis.ru/hristianstvo/christ-b/2985-bratja-obshhinnoj-zhizni.html

http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/ehrazm_rotterdamskij_pokhvala_gluposti_analiz_i_istorija_sozdanija/62-1-0-181

https://xstud.ru/96931/filosofiya/erazm_rotterdamskiy

https://gigabaza.ru/doc/38962.html

http://litlife.club/br/?b=241500&p=109

Наверх ". "
". "". "". "". "". "". "". "". "". "". "
"; ?>
Товар добавлен в корзину