Коновалова Екатерина Игоревна, Маметьева Милена Сергеевна - ученицы 5 класса, МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №2", г. Шадринск, Курганская область.
Руководитель: Колмогорцева Наталия Николаевна, заместитель директора по УВР, основы научно-исследовательской работы, МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №2", г. Шадринск, Курганская область.
Научно-исследовательская работа "Изучение особенностей дружбы у младших подростков"
Введение
Актуальность выбранной темы в том, что на современном этапе развития общества термин «дружба» утрачивает свое истинное значение. Современное общество в большинстве своем стало более формальным и деловым, а не дружеским. В условиях компьютеризации всего и вся общение перешло в электронный вид (электронная почта, социальные сети, чаты и др.), поэтому изменилось и общепринятое понимание дружбы: так называемые «друзья» в соц. сетях это просто люди, с которыми человек когда-то общался, но он мог даже не встречаться с ними за пределами интернета. Да, безусловно, это дает возможность общаться с людьми находящимися за многие и многие километры, но проблема в том, что человек теряет смысл в реальном общении, и реже встречается со своими друзьями вживую. Вследствие чего и происходит обеднение человеческих взаимоотношений.
Цель работы: изучение особенностей дружеских отношений в младшем подростковом возрасте.
Задачи:
1.Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Изучить дружеские отношения у младших подростков
3. Выявить особенности дружеских взаимоотношений у младших подростков.
Теоретико-методологические основы исследования:
Принцип единства сознания и деятельности, разработанный С.Л. Рубинштейном. Исследования дружеских отношений Н.Н. Обозовым, Т.П. Скрипкиной. Работы И.С. Кона о психолого-педагогических особенностях дружбы в разные возрастные периоды.
Методы исследования
База исследования: МКОУ СОШ №2 г. Шадринска Курганской области
Глава 1. Теоретические основы исследования дружбы в младшем подростковом возрасте
1.1. Понятие межличностных отношений в психологии
Межличностные отношения – специфическая форма взаимодействия между людьми, основана на чувственном восприятии человека человеком, на оценке тех поступков и действий, которые человек совершает по отношению к своему окружению.
Межличностные отношения – это уникальная связь, свойственная только человеку и во многом определяющая его жизнь, ведь только к человеку применимы понятия «чувства», «разум», «сознание». Уникальность отношений заключается еще и в том, что они всегда носят обоюдный характер, как между отдельными индивидуумами, так и между группами. Общение как первостепенная составляющая отношений может быть прямым (когда люди общаются между собой напрямую) и опосредованным (когда участники не взаимодействуют друг с другом.) Наглядный пример опосредованного общения – это просмотр человеком фильма или присутствие на концерте любимого певца, когда он напрямую никак с ним не общается, но сопереживает ему.
Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.
Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред. В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.
Абсолютно все люди, которые встречаются на нашем пути, посланы нам не случайно. Из всех контактов можно либо вынести какую-либо пользу, либо же чем-то помочь другому человеку. Возможно, новый знакомый послан вам для приобретения жизненного опыта, а может быть ему суждено стать вашим спутником на протяжении всей жизни. Необходимо уметь выяснять причину, по которой Вселенная устроила встречу с тем или иным субъектом. Различные виды межличностных отношений подразумевают наличие людей, встречи с которыми можно назвать судьбоносными.
Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства. С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе.
Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому. По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные отношения складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками. С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности. В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах. К таковым относят: знакомство, товарищество, дружбу и т.д. Также межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме. С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности.
Разделение межличностных взаимоотношений на виды более конкретизировано. Выделяют пять основных видов человеческих связей, межличностные отношения это
1. Знакомство. Первый и самый обширный вид межличностных отношений. В эту категорию входит очень большое количество людей. Даже люди, которые знакомы вам исключительно визуально, с которыми вы ни разу не вступали в диалог, относятся к данному виду взаимоотношений.
2. Приятельские отношения. Данный вид основан на взаимной привязанности и обоюдном желании людей поддерживать отношения, тяга к совместному времяпровождению.
3.Товарищеские взаимоотношения. Всех участников данной категории объединяет наличие общего вида деятельности. Люди, поддерживающие товарищеские контакты, объединены совместной целью, их общение нацелено на ее достижение.
4. Дружественные отношения. Для того, чтобы их добиться, необходимо приложить немало усилий и обладать определенными личностными качествами. Не все люди способны поддерживать дружеские отношения, многим не ведома дружба в любом своем проявлении. Этот вид межличностных отношений приносит человеку невероятную пользу, как в эмоциональном плане, так и в виде моральной поддержки и оказания всяческой помощи.
5. Любовные отношения (романтика, страсть). Так же, как и дружба, любовь предполагает долгий и упорный труд для создания благоприятного фона, на котором бы подобные отношения гармонично развивались. Любовь – одна из самых сильных мотиваций, она является большой двигательной силой. Однако не всем дано постичь это чувство. И дело не только в индивидуальных качествах, а и в том, что можно не найти достойного партнера.
Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию. То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости. И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.
Следует помнить, что на каждом человеке лежит определенная степень ответственности за любой вид отношений: хоть это межличностные отношения в семье, хоть в любви или дружбе, или же отношения с коллегами. От вас на пятьдесят процентов зависит успех построения взаимоотношений, вы наполовину ответственный за итоговый результат общения с человеком. Особенно это касается таких категорий взаимоотношений, как любовь и дружба.
Каждый человек рождается и живет в социуме на протяжении всей своей жизни. Полная изоляция совершенно невозможна. Существуют варианты урезать и сократить виды межличностных отношений, оставив лишь наиболее необходимые области социальных связей. Но без удачного построения социальных коммуникативных связей невозможен гармоничный личностный рост и развитие.
Межличностные отношения в своем развитии проходят несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения [Социальная психология. Учебное пособие / Отв. Ред. А. Л Журавлев. – М.: ПЕР СЭ, 2002. 351с].
1. Знакомство. Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению.
2. Приятельские отношения формируют готовность — неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Отношения будут развиваться, если у партнеров сформировано позитивное восприятие друг друга.
3. Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.). Межличностные отношения на этой стадии характеризуются устойчивостью и определенным взаимным доверием.
4. Дружеские отношения. Рассмотрим понятие дружба более подробно.
Левинджер предложил формальную модель цикла личного отношения, состоящего из пяти фаз:
1. Аттракция, предшествующая зарождению отношения.
2. Период формирования отношения.
3. Продолжение отношения, означающее либо:
а) его рост и укрепление,
б) поддержание достигнутого уровня,
в) снижение уровня и устойчивости.
4. Ослабление или ухудшение отношения.
5. Прекращение отношения в результате смерти одного из партнеров или разрыва.
1.2. Понятие дружба в психолого-педагогической литературе
В словаре С.И. Ожегова дружба рассматривается как близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общности интересов [Ожегов, С.И. Большой толковый словарь. Том 1. А-Д / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 1992.].
Дружба – это особая форма межличностных взаимодействий, которая характеризуется индивидуально-выборочными отношениями, взаимной привязанностью участников общения, высоким уровнем удовлетворенности межличностных контактов, взаимными ожиданиями положительных чувств. [Кордуэлл, М. Психология А - Я: Словарь-справочник / М. Кордуэлл. - М.: ФАИРПРЕСС, 2000. - 448 с.]
Дружбой называют устойчивую форму индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.
Исследование дружеских отношений в психологии активно занимались И.С. Кон, Н.Н. Обозов, Т.П. Скрипкина.
По мнению И.С. Кона, дружеские отношения всегда имеют общее предметное содержание – общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья объединяются и одновременно предполагают взаимную привязанность [Кон].
Явление дружбы рассматривается с позиции различных психологических теорий.
В середине прошлого века дружба связывалась с понятием межличностная аттракция.
С точки зрения представителей поведенческой психологии (Д. Хоманс, Д. Тибо, Г. Келли), дружба является результатом взаимодействия, в котором партнеры получают максимум вознаграждения и минимум издержек, т.е. происходит обмен деятельностью, мотивами, ценностями и т.п.
Психодинамическая теория, предполагает, что истоки дружбы заключаются в неосознаваемых эмоциональных потребностях человека. З. Фрейд отмечал, что дружба имеет инстинктивную природу. У. Шутц утверждает, что человек обладает, определенным соотношением трех межличностных потребностей: в принадлежности, контроле и любви. Соотношение этих потребностей является основой дружеских отношений.
Представители когнитивной психологии (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Э. Уолстер, З. Рубин и др.) указывают на то, что в дружбе важно не столько фактическое совпадение или несовпадение индивидуальных черт, сколько их восприятие, то, какие качества друзья приписывают один другому (в друзьях мы склонны видеть только хорошее, а во врагах только плохое).
Д. Мид, Д. Мак-Колл как представители символического интеракционизма отмечают, что дружба возникает в результате стремления человека на основе положительной привязанности к Другому установить личные взаимно активные отношения с ним.
Таким образом, до настоящего времени нет единого подхода к изучению дружеских отношений.
Существуют объективные предпосылки дружбы:
Несмотря на сходство взглядов, оказание эмоциональной и деятельностной поддержки друг другу, между друзьями могут существовать и определенные разногласия. Можно выделить утилитарную {инструментально-деловую, практически действенную) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу. Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в официальной обстановке, так и в неофициальной. Дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характеризуются большей глубиной и доверительностью (Кон, 1987). Друзья откровенно обсуждают друге другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе личностные особенности общающихся и общих знакомых.
Важной характеристикой дружеских отношений является доверие. Т. П. Скрипкина в своих исследованиях раскрывает эмпирические корреляты доверия людей к другим людям и к себе (Скрипкина, 1997).
Интересные результаты по проблеме доверительных отношений получены « исследовании, проведенном под руководством В. Н. Куницыной на студенческой выборке. «Доверительные отношения в обследованной группе преобладают над отношениями зависимости. Треть опрошенных определяют свои отношения с матерью как доверительные, партнерские; из них больше половины считают, что при всем том с матерью часто возникают отношения зависимости, в то время как с другом отношения оцениваются только как доверительные и партнерские. Оказалось, что отношения зависимости с одним значимым человеком часто компенсируются через построение партнерских отношений с другим значимым человеком. Если в ходе накопления опыта у человека сформировалась недостаточная надежда на установление близких отношений с людьми, то отношения доверия и поддержки чаще возникают с другом, чем с матерью» (Куницына. Казаринова, Погольша, 2001). Дружба может ослабляться и прекращаться, если кто-либо из друзей не сможет сохранить доверяемые ему секреты, не защитит друга в его отсутствие, а также ревниво относится к другим его взаимоотношениям (Аргайл, 1990).
Дружеские отношения в молодые годы сопровождаются интенсивными контактами, психологической насыщенностью и большей значимостью. При этом высоко ценятся чувство юмора и общительность.
Взрослые в дружеских отношениях больше ценят отзывчивость, честность и социальную доступность. Дружеские отношения в этом возрасте более стабильны. «В активном среднем возрасте акцент на психологическую интимность как важнейший признак дружбы несколько ослабевает и дружеские отношения утрачивают свой ореол тотальности» (Кон, 1987, с. 251),
Дружеские отношения у старшего поколения большей частью связаны с семейными узами и людьми, которые имеют одинаковый с ними жизненный опыт и ценности.
При исследовании дружеских (доверительных) отношений наиболее интересные и глубокие результаты получены И. С. Коном, Н. Н. Обозовым, Т. П. Скрипкиной (Обозов, 1979; Кон, 1987, 1989; Скрипкина, 1997). По мнению И. С. Кона, дружеские отношения всегда имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются), и одновременно предполагают взаимную привязанность (Кон, 1987).
Недостаточно изучена проблема критериев дружеских отношений. Одни исследователи относят к ним взаимопомощь, верность и психологическую близость, другие указывают на компетенцию в общении с партнерами, заботу о них, поступки и предсказуемость поведения.
Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений). Длительность каждого этапа зависит от многих факторов.
Развитие дружбы предполагает соблюдение «кодекса» дружбы. Исследованием правил дружбы занимались М. Лргапл, М. Хендерсо и другие [Кон]. Правила дружбы они разделили на 4 группы, которые включают:
1. Обмен: делиться новостями о своих успехах; выказывать эмоциональную поддержку; добровольно помогать в случае нужды; стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе; возвращать долги и оказанные услуги.
2. Интимность: уверенность в другом человеке и доверие к нему.
3. Отношение к третьим лицам: защищать друга в его отсутствие; быть терпимым к остальным его друзьям; не критиковать друга публично; сохранять доверенные тайны; не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого.
4. Координация: не быть назойливым, не поучать; уважать внутренний мир и автономию друга.
Обобщив данные можно отметить, что дружеские отношения чаще всего осуществляются с учетом следующих негласных правил:
1. необходимость взаимопонимания;
2. открытость, откровенность друг другу;
3. доверительность;
4. активная взаимопомощь;
5. взаимный интерес к делам и переживаниям другого;
6. искренность и бескорыстие чувств. [Краткий психологический словарь /Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского / ред.- сост. Л.А. Карпенко. – Ростов-на/Д: ФЕНИКС, 1998. – 512 с.]
Виды дружбы:
детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основанная прежде всего на совместной деятельности;
Юношеская
Взрослых
Глава II. Практическое исследование особенности дружбы у младших подростков
2.1. Описание методов исследования
Целью практической части исследования было изучение особенностей дружеских отношений в младшем подростковом возрасте.
Задачи практической части исследования
1. Изучить дружеские отношения.
2. Выявить особенности дружеских взаимоотношений у младших подростков.
Исследование проводилось на базе МКОУ «СОШ № 2» г. Шадринска Курганской области с учащимися 5-х классов.
Всего приняло участие 68 подростков и их родителей.
Возраст испытуемых 11-12 лет.
Нами были использованы анкета «Поговорим о дружбе», методика «Незаконченные предложения», Анкета-опросник «Настоящий друг», разработанная А.С. Прутченковым и методика «Я и мой друг» (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляев), анкета «поговорим о дружбе» (для родителей).
1. Анкета «Поговорим о дружбе».
Цель. Выявить представления подростков о друге и дружбе.
Анкета выглядит следующим образом.
Методика «Незаконченные предложения».
Цель. Выявить представления младших подростков о характеристиках друга.
Инструкция. На бланке текста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами, на ваше усмотрение.
Незаконченные предложения.
10.Когда я вырасту, я не хочу, чтобы мой друг
Анкета-опросник «Настоящий друг», разработанная А.С. Прутченковым. (Прутченков А. С. Наедине с собой. М., 1996. С. 154.)
Цель. Выявить отношение подростков к дружбе.
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов.
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Полученные баллы сложите.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Методика «Я и мой друг» (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляев).
Цель. Изучить особенности дружеских отношений у младших подростков.
Оборудование: лист белой бумаги, краски или карандаши на выбор, в которых обязательно имеется шесть основных цветов.
Инструкция: Сегодня мы будем рисовать вас и друга, кого бы вы хотел нарисовать рядом с собой? Нарисуйте, пожалуйста, на этом листе себя и своего лучшего друга.
Когда рисунок закончен, ответьте на вопросы: «Кто изображен на рисунке?», «Где твой друг на рисунке, а где ты?».
Обработка результатов.
Рисунок анализировался по следующим показателям:
Таблица
Критерии для оценивания рисунка
показатели |
принятие |
противоречивое отношение |
непринятие |
Друг, автор рисунка |
Присутствует |
Частично скрыт, отвернулся |
Отсутствует или карикатуры |
Прорисовка деталей |
Четкие линии, детализация, использование цвета |
Неполная прорисовка, неуверенные, дрожащие линии, схематизация |
Детали, снижающие привлекательность или высмеивание |
Размер |
Крупное изображение |
Мелкий рисунок |
|
Дистанция |
Близкая, тесный контакт |
Телесный контакт минимален, отстраненность |
|
Расположение |
В центре или в верхней части листа |
В углу или в нижней части листа |
|
Анкета для родителей «Поговорим о дружбе».
Цель. Выявить отношение родителей к детской дружбе.
Вопросы анкеты.
Таким образом, использованные методики, позволяют решить поставленные задачи.
2.2. Анализ результатов исследования особенности дружбы у младших подростков
Нами были проанализированы ответы младших подростков на анкету «Поговорим о дружбе».
На вопрос «Есть ли у тебя друзья?» 67 (99,32 %) подростков ответили положительно. 1 подросток (0,68 % от общего числа испытуемых) указал на отсутствие у него друзей.
При ответе на вопрос «Кого ты считаешь своим лучшим другом?» 21 ребенок назвали имя одного друга, 20 подростков указали имена и фамилии 2 человек. 13 школьников могут назвать своим другом троих. Остальные опрошенные назвали своими друзьями 4 и более сверстников.
Результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Выраженность результатов исследования количества друзей
Анализ ответов младших подростков на вопрос «Почему ты считаешь этого человека своим лучшим другом?» позволил выделить характеристики, по которым они выбирают друга. Мы их распределили по степени значимости. Большая часть опрошенных (16 человек) считают, что лучший друг «Во всем помогает». 14 подростков отметили, что их лучший друг «Веселый, добрый, с чувством юмора». 10 человек написали, что «часто общаются». Для 7 подростков важным оказалось, что с лучшим другом «можно обо всем поговорить, он всегда поддержит». 6 опрошенных указали, что со своим лучшим другом они «Дольше всего знакомы, дружат с детства». 5 детей считают, что лучший друг «никогда не придаст». Так же были следующие варианты ответов: «одинаковые интересы» (4); «можно доверять секреты» (3); «любит меня, уважает» и «дружим с начала школы», «хороший человек» (2).
Примеры единичных вариантов ответов: «красивая», «умный», «просто так», «сижу с ним в школе», «с ним интересно», «живем в одном доме», «ни разу не ссорились». Один из подростков не смог ответить на вопрос.
Анкета показала, что у 89,5 % школьников (60 человек) родители знают лучшего друга. 6 % подростков (4 ребенка) не знакомили родителей со своими друзьями. 4,5 % подростков (3 человека) указали, что родители знакомы только с некоторыми друзьями.
Нами установлено, что у 68,7 % подростков (46 человек) друзья бывают дома, 6 % подростков (4 человека) отметили, что иногда друзья бывают в гостях, у 22,3 % подростков (15 человек) друзья никогда дома не были, а 3 % опрошенных (2 человека) – «какие-то были, какие-то нет».
Анализ ответов на вопрос «Как часто вы с ними встречаетесь?» показал, что 58,2 % младших подростков (39 школьников) встречаются со своими друзьями каждый день. 10,4% опрошенных (7 человек) отметили, что встречаются очень часто. Часто встречаются со своими друзьями 16,4 % детей (11 человек). 15 % подростков (10 человек) считают, что встречаются со своими друзьями редко. Результаты представлены на рисунке 2.
1 - каждый день; 2 – очень часто; 3 – часто; 4 – редко
Рис. 2. Выраженность результатов исследования частоты встреч с друзьями
Ответы на вопрос «Как относятся родители к вашим встречам?» разделились следующим образом: 4,5 % ответили «Очень хорошо», 89,5 % - «Хорошо», 6 % - «Никак».
При ответе на вопрос «Есть ли хорошие друзья у твоих родителей?» 94 % подростков дали положительный ответ. 6 % школьников затруднились ответить на данный вопрос.
«Знаком ли ты с ними?». 88% подростков (59 человек) знакомы с друзьями своих родителей. 6 % подростков (4 человека) не знакомы с друзьями родителей, 6 % (4 человека) – дали ответ «не совсем».
Анализ ответов на вопрос «Какое мнение у тебя о них?» показал, что большинство подростков хорошо относятся к друзьям своих родителей. Наиболее частыми ответами были: «Хорошее», «Они хорошие люди», «Хорошие, добрые люди». 4,5% подростков (3 человека) указали, что не имеют никакого мнения по отношению к друзьям родителей, столько же детей ответили, что «Затрудняются ответить».
Таким образом, у большинства подростков есть друзья, они встречаются с ними каждый день. Родители не возражают против таких встреч, знают друзей своих детей. В свою очередь подростки знакомы с друзьями своих родителей и считают их хороши людьми.
Для выявления отношения младших подростков к дружбе нами была проведена методика «Незаконченные предложения».
Первое предложение, раскрывающее содержание понятия «друг – это …», подростки дали следующие варианты ответов:
Так же встречались следующие варианты ответов «Может выслушать», «Относится к людям хорошо», «Тот, кто надо!», «Близко к тебе», «Тот, кто относится к людям хорошо», «Кто тебе доверяет», «Радуется за тебя», «Ему интересны твои интересы», «Не забудет», «Никогда не будет уходить от тебя к другим».
Два подростка не смогли дать ответ.
Наиболее популярным ответом при описании лучшего друга был «Тот, кто помогает (готов помочь)» Данные ответ дало 36 подростков.
7 человек лучшего друга представляют как человека, который «всегда рядом». Столько же человек (7 опрошенных) считают, что ему «можно доверить секреты». Незначительное число школьников описало лучшего друга как человека, который «никогда не оставит в трудную минуту» (5), «будет поддерживать» (4), «много лет с тобой дружит» (3).
Менее популярными характеристика являются «выделяется из всех друзей, почти как брат» (2), «много общего» (2), «готов выслушать» (2), «тебя любит» (2), «всегда общаешься с ним» (2), «это лучший друг» (1), «предан тебе и ты ему» (1), «самый, самый лучший» (1), «знакомит с другими» (1), «не обижается по пустякам» (1), «уважает, к тебе хорошо относится» (1), «верит в темя», «гордится тобой» (1).
В отдельную группу можно выделить описания, связанные с внешними обстоятельствами «говорит домашнее задание» (1), «делиться жвачкой» (1), «имеет карманные деньги» (1).
Трое школьников в лучшем друге выделили характеристики, связанные с время препровождением (гуляет с тобой, играет).
Три подростка не дал ответа.
Анализ ответов на вопрос «Я переживаю, когда мой друг …» показал, что у большинства подростков переживания связаны с угрозой, в том числе и для здоровья, и жизни: «болеет» (15 человек), «в опасности» (8), «сломал что-то» (4), «упал и поранился» (3), «умирает» (1), «идет один ночью» (1).
Вторую группу составили высказывания школьников, связанные с отношениями между друзьями: «обижается на меня» (6); «не отвечает на телефонные звонки» (3), «ссоримся» (2); «со мной не общается» (2).
В третью группу нами были отнесены ответы, связанные с отсутствием друга в жизни подростка: «не ходит в школу» (4), «уезжает куда-то» (3), «не выходит гулять» (2), «уходит к другим» (1), «куда-то пропадает» (1).
Младшие подростки переживают из-за эмоционального состояния друга: «грустит» (7), «огорчен» (4), «плачет» (3), «где-то один» (1).
В отдельную группу были отнесены ответы, которые описывают действия друга: «получает плохие оценки» (2), «дерется» (1), «делает пакости» (1), «попал в трудную ситуацию» (1).
Так же встречались такие варианты ответов: «Я переживаю, когда мой друг глупый», «когда его ругают».
6 подростков затруднились с ответом на данный вопрос.
Ответы на вопрос «Я радуюсь, когда мой друг …» были объединены в группы по следующим критериям:
1. Взаимодействие с другом: «зовет меня гулять (4), «рядом со мной» (3), «общается со мной» (2), «не обижается на меня» (2), «дружит со мной» (2), «помогает» (2), «веселит меня» (2), «приходит в гости» (1), «прощает меня» (1), «здоровается со мной» (1), .
2. Друг достигает результатов: «получает хорошие оценки» (6 человек), «делает что-то хорошо» (5 человек), «добивается своей цели» (1 человек), «побеждает» (1 человек),
3. Позитивное эмоциональное состояние друга: «веселый» (18), «радуется» (11), «счастлив» (6), «хорошее настроение» (1), «улыбается» (1), «смеется» (1), «когда у него день рождения» (1), «получает подарки» (1).
Анализируя ответы на вопрос «Мне приятно, когда мой друг …» мы установили, наиболее популярными ответами у младших подростков являются «когда мой друг помогает мне» (14); «дарит мне что-то» (9 человек), «веселый, хорошее настроение» (8 человек).
Часть ответов была связана с отношением друга к самому подростку: «обращает на меня внимание» (2), «говорит как я ему дорога» (1), «заботится обо мне» (1), «обнимает меня» (1), «понимает меня» (1), «говорит про меня хорошее» (1),
Ответы, характеризующие действия друга в отношении опрашиваемого: «рядом со мной» (5), «разговаривает со мной» (3), «делится со мной чем-либо» (2), «ходит со мной» (1), «звонит мне» (1), «что-то делает для меня» (1), «платит за меня» (1).
Для троих младших подростков оказалось важно, чтобы их друг «вежливо вел себя». Двое указали, что им важно, чтобы друг приезжал в гости, троим подросткам приятно, когда «у их друзей все получается, они добиваются результатов». Один из опрошенных отметил, что ему приятно, когда друг «такой же как я».
7 младших подростков не смогли ответить на поставленный вопрос.
Отвечая на вопрос «Мне неприятно, когда мой друг …» школьники дали следующие варианты ответов:
Остальные варианты ответов носили единичный характер. Например, «Мне неприятно, когда мой друг «крутой», «Он в деревне, а я в городе», «Говорит плохое про меня», «Помогает мне», «Жадина», «Ленится», обзывает всех».
Не смогли дать ответ на данный вопрос 7 подростков.
Ответы на вопрос «Мне бы хотелось, чтобы мой друг …» распределились следующим образом.
Так же были получены следующие варианты ответов «был такой же как я» (2), «оставался таким какой есть» (2), «хорошо относился ко мне» (2), «приходил в гости» (2), «был более терпеливым» (1), «ценил дружбу» (1), «делал мне подарки» (1), «что бы его жизнь сложилась» (1), «был моим братом» (1), «стал хорошим человеком» (1), «начал учиться» (1), «стал чуточку умнее» (1),
Достаточно большое количество подростков (10 человек) затруднились ответить на данный вопрос.
Отмечая на вопрос «Мне не хотелось бы, что бы мой друг…» 9 подростков отметили, что им не хочется, что бы друг «предавал». 6 школьников не хотели, что бы их друг «жил далеко».
В отдельную группу были объединены ответы 5 подростков, связанных с прекращением общения по какой-либо причине («прекратил общаться», «не играл со мной»).
Часть опрошенных не хотели бы, что бы друг «был плохим» (8 человек), «оскорблял кого-либо» (3), «дрался» (1), «занимался чем-то нелегальным» (1).
В анкете встречались следующие ответы «грустил» (4) «обижался на меня» (3). Менее популярными были ответы «болел» (2), «плохо относился к моим друзьям» (2), «веселил» (1), «был без друзей (1), «дружил с кем-то другим» (1), «не хочу их потерять» (1), «покончил самоубийством» (1) .
12 человек затруднились дать ответ.
Анализ ответов на вопрос «Когда я выросту, я хочу, что бы мой друг …» показал, что наиболее часто встречающиеся ответы «не перестал дружить со мной, продолжал общаться» (15 человек) и «был рядом» (11 человек).
В отдельную группу были отнесены ответы, связанные с желаемыми качествами друга (веселый, радостный, честный вежливый). Подобные ответы были у 4 подростков.
Часть ответов были связаны с совместной деятельностью «ходить гулять», «ходить в гости», «учиться в одном институте», «работать рядом», «весело проводить время». В данную группу были объединены ответы 6 подростков.
Менее популярными оказались ответы «не уехал, жил рядом» (5), «был хорошим человеком» (5 человек), «был умным» (4 подростка), «учились вместе» (3), «поддерживал» (3), «встречался со мной каждый день» (1), «был самым красивым и модным» (1), «был лучшим работником» (1).
Стал полицейским, бизнесменом, космонавтом (3 человека).
Нет ответа у 10 опрошенных.
В результате анализа ответов на вопрос «Когда я выросту, я не хочу что бы мой друг …» нами были получены следующие данные. На первом месте по популярности оказался ответ «Я не хочу, что бы мой друг перестал общаться со мной» (16 опрошенных).
На втором месте по популярности были ответы, связанные с нежелательным поведением, такие как «был плохим», «встал на плохую сторону», «был хулиганом», «был наркоманом», «пил алкоголь», «обманывал», (11 подростков).
Третьим по популярности был ответ «уехал и мы не общались» (10 подростков).
Примеры единичных вариантов ответов «умер» (2), «обижался на меня» (2), «плохо учился» (2), «бросил спорт», «ненавидел моих друзей», «летал в космос», «был очень нудным», «был мусоровозом», «не доверял».
17 младших подростков не смогли ответить на поставленный вопрос.
Нами были проанализированы данные, полученные в результате использования анкеты – опросника «Настоящий друг», разработанной А.С. Прутченковым. Результаты представлены на рисунке 3.
1. высокий уровень; 2 – средний уровень
Рис. 3. Распределение подростков по группам, в зависимости от уровня сформированности знаний о качествах настоящего друга, %
Из рисунка следует, что большая часть подростков (88 %) легко знают качества настоящего друга. Подростки, отнесенные к данной группе, могут считать себя настоящими верными друзьями. С ними тепло и радостно, их друзья чувствуют себя спокойно, доверяют им. Сами подростки платят им тем же.
22 % подростков отличаются средним уровнем знаний о качествах настоящего друга. Они имеют достаточный опыт дружбы, но иногда их отношения с друзьями складываются сложно. Они могут «завидовать другу», « не согласны принимать других друзей своего друга», «критикуют друга публично».
Для исследования особенностей дружеских отношения у младших подростков нами была использована методика «Я и мой друг», предложенная Н.В. Микляевой и Ю.В. Микляевым.
Анализ рисунков позволил распределить испытуемых по группам, в зависимости от преобладающего эмоционального отношения к другу. Результаты представлены на рисунке 4.
1 – позитивное отношение; 2 – противоречивое отношение
Рис 4. Распределение младших подростков по группам, в зависимости от эмоционального отношения к другу, %
Результаты показывают, что 51,4 % подростков характеризуются позитивным отношением к другу. На их рисунке друг находится в центре или в верхней части листа, изображение крупное, по размеру соответствует автору, линии четкие. Детали хорошо прорисованы. Подростки активно используют позитивные цвета (желтый, синий, зеленый, красный и другие). Подросток и друг нарисованы близко либо держатся за руки.
48,6 % подростков отличаются двойственным отношением к своему другу. Их рисунки отличаются частичным изображением друга, либо он отвернулся. Друг может быть нарисован схематично, отсутствуют черты лица, частично прорисованы части тела. На некоторых рисунках изображено только лицо. Некоторые рисунки выполнены в нижней части листа.
Схожие данные были получены при анализе отношения к себе в роли друга. Изображение себя соответствовало изображению друга.
Для выявления отношения родителей к детской дружбе нами была использована анкета для родителей «Поговорим о дружбе».
Анализ ответов родителей показал, что 100 % опрошенных знают друзей своих детей.
Ответы на вопрос «Как долго они дружат?» разделились следующим образом. Большая часть родителей (68 % опрошенных) отметили, что дети дружат «С первого класса (пять лет)». 20 % родителей рассказали, что дети дружат «со школы», 12 % родителей указали, что дети дружат «с детского сада».
79,4 % родителей на вопрос «Довольны ли вы этой дружбой?» дали положительный ответ. «Не всегда» такой ответ получен у 20,6 % опрошенных.
На вопрос «Считаете ли вы эту дружбу равноправной?» 79,4 % родителей дали положительный ответ. «Не всегда» такой ответ получен у 20,6 % опрошенных.
На вопрос «Бывает ли друг вашего ребёнка у вас дома?» большинство родителей ответили положительно (86,6 % от общего числа опрошенных), «Нет» ответили 4,4 % родителей, у 9 % родителей ответ отсутствовал.
Все родители относятся «хорошо» к тому, что друзья детей бывают у них дома в гостях.
На вопросы «Знаком ли ваш ребёнок с вашими друзьями?» и «Как он к этому относится?» ответы были получены схожие. 86,8% родителей дали положительный ответ, незначительная часть (13,2 %) затруднились с ответом.
Анализ ответов на вопрос «Что бы вы хотели изменить в общении вашего ребёнка с его друзьями?» были получены следующие данные. Самым популярным был ответ «Ничего» (63,3 %), 10 % хотели бы, что бы ребенок «общался со всеми», 12% родители указали на увеличение вежливости в отношениях между детьми, 14,7 % высказали пожелание о «равноправии в отношениях» между ребенком и его друзьями.
Продолжая предложение «Мы знаем, что друзья нашего ребенка это …» 19 % родителей отметили, что «это хорошие люди».
По 14,3 % родителей указали, что «это тот друг, который всегда рядом» или перечислили имена друзей ребенка.
Менее популярными были ответы «это наши друзья», «это общение», «это соседи» (по 9,5 % опрошенных соответственно).
Были выявлены единичные ответы родителей, такие как «это ребята, с которыми он ходил в детский сад», «дети наших друзей», «дети из благополучных семей».
Ряд родителей (3 человека) не дали ответа.
На вопрос «Если друзья нашего ребенка приходят к нам в дом, то …» наиболее популярным ответом был «они находят много игр, играют, слушают музыку, пьют чай» (38 % опрошенных). 19 % родителей ничего не имеют против то, что бы к ним в дом приходили друзья ребенка. Менее популярными ответами были «находят для себя занятия, нам не мешают» (2 человека), «мы будем хорошо принимать его» (2 человека), «ведут себя культурно» (1 родитель), «кто-то из взрослых дома и контролирует ситуацию» (1 родитель).
2 человека затруднились дать ответ.
Отвечая на вопрос «Если ваш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, то мы …» 57 % опрошенных родителей ответили «отпускаем», несколько взрослых указали, что «отпускаю ребенка, но договариваюсь о времени возвращения» (2), «отпускаю, но наказываю быть внимательным и осторожным» (2), «отпускаю, но контролирую по телефону (2).
14,3 % родителей предпочитают «узнать где, как и чем будут заниматься», и только потом принимают решение.
52 % родителей «не против», когда ребенок приглашает своего друга с ним провести время. «Разрешают и проводят время вместе» 19 % опрошенных. Так же были получены следующие ответы: «отпрашиваем друга у его родителей», «отправляем на прогулку в городской сад или сквер», относимся к этому положительно, если его родители не против», «не мешаем им общаться», «берем за него ответственность как за своего ребенка».
Анализ ответов на вопрос «Если вам не нравится друг вашего ребенка, то вы …» показал, что 33 % взрослых поговорят со своими детьми на эту тему, постараются объяснить, что не следует ровняться на других, 29 % родителей «просят с ним не общаться», 24 % опрошенных отметили, что «у их ребенка таких друзей нет». Несколько родителей (3 человека) сообщат сыну или дочери о том, что им не нравится их друг.
Ответ «мы не выбираем друзей, ребенок сам решает с кем дружить и сам должен понять какой у него друг» встретился у 14 % родителей.
Один человек затруднился ответить на вопрос.
Таким образом, проведенное нами исследование показало, что:
Заключение
Проведенное исследование отношений дружбы у младших подростков позволило прийти к следующим выводам:
Теоретический анализ литературы показал, что Межличностные отношения – специфическая форма взаимодействия между людьми, основана на чувственном восприятии человека человеком, на оценке тех поступков и действий, которые человек совершает по отношению к своему окружению.
Левинджер предложил формальную модель цикла личного отношения, состоящего из пяти фаз:
1. Аттракция, предшествующая зарождению отношения.
2. Период формирования отношения.
3. Продолжение отношения, означающее либо:
а) его рост и укрепление,
б) поддержание достигнутого уровня,
в) снижение уровня и устойчивости.
4. Ослабление или ухудшение отношения.
5. Прекращение отношения в результате смерти одного из партнеров или разрыва.
Выделяют пять основных видов человеческих связей, межличностные отношения это:
1. Знакомство. Первый и самый обширный вид межличностных отношений. В эту категорию входит очень большое количество людей. Даже люди, которые знакомы вам исключительно визуально, с которыми вы ни разу не вступали в диалог, относятся к данному виду взаимоотношений.
2. Приятельские отношения. Данный вид основан на взаимной привязанности и обоюдном желании людей поддерживать отношения, тяга к совместному времяпровождению.
3.Товарищеские взаимоотношения. Всех участников данной категории объединяет наличие общего вида деятельности. Люди, поддерживающие товарищеские контакты, объединены совместной целью, их общение нацелено на ее достижение.
4. Дружественные отношения. Для того, чтобы их добиться, необходимо приложить немало усилий и обладать определенными личностными качествами. Не все люди способны поддерживать дружеские отношения, многим не ведома дружба в любом своем проявлении. Этот вид межличностных отношений приносит человеку невероятную пользу, как в эмоциональном плане, так и в виде моральной поддержки и оказания всяческой помощи.
5. Любовные отношения (романтика, страсть). Так же, как и дружба, любовь предполагает долгий и упорный труд для создания благоприятного фона, на котором бы подобные отношения гармонично развивались. Любовь – одна из самых сильных мотиваций, она является большой двигательной силой. Однако не всем дано постичь это чувство. И дело не только в индивидуальных качествах, а и в том, что можно не найти достойного партнера.
Дружба – это особая форма межличностных взаимодействий, которая характеризуется индивидуально-выборочными отношениями, взаимной привязанностью участников общения, высоким уровнем удовлетворенности межличностных контактов, взаимными ожиданиями положительных чувств.
По мнению И.С. Кона, дружеские отношения всегда имеют общее предметное содержание – общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья объединяются и одновременно предполагают взаимную привязанность.
Обобщив данные можно отметить, что дружеские отношения чаще всего осуществляются с учетом следующих негласных правил:
1. необходимость взаимопонимания;
2. открытость, откровенность друг другу;
3. доверительность;
4. активная взаимопомощь;
5. взаимный интерес к делам и переживаниям другого;
6. искренность и бескорыстие чувств.
Исследование проводилось на базе нашей школы с учащимися 5-х классов и их родителями. Всего приняло участие 68 подростков (мальчиков, девочек). Возраст испытуемых 11-12 лет.
Нами были использованы анкета «Поговорим о дружбе», методика «Незаконченные предложения», Анкета-опросник «Настоящий друг», разработанная и методика «Я и мой друг», анкета «поговорим о дружбе» (для родителей).
Проведенное исследование показало, что у большинства подростков есть друзья, они встречаются с ними каждый день. Родители не возражают против таких встреч, знают друзей своих детей. В свою очередь подростки знакомы с друзьями своих родителей и считают их хороши людьми; другом считают того, кто «всегда тебя поддержит (сможет поддержать в какой-нибудь проблеме)» и «Тот, кто поможет тебе в сложной ситуации; учащиеся отмечают качества друга такие, как: веселый, радостный, честный вежливый; родители отпускают учащихся, если он идет куда-то с другом, знают и принимают друзей своих детей.
Список использованных источников
Приложение 1
Поговорим о дружбе
Приложение 2
Методика «Незаконченные предложения»
Приложение 3
Анкета – опросник «Настоящий друг»
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Приложение 4
Приложение 5
Анкета «Поговорим о дружбе» (для родителей)